Практическое занятие №9
Порядок выполнения постановок задач маркетинга
Декомпозиция АІС на отдельные относительно обособленные с точки зрения практических приложений части разрешает осуществить модульный принцип построения АІТ. При этом единичный структурно-функциональный элемент АІС рассматривается как задача. Такой подход обеспечивает разработчику возможность распараллелить отдельные работы в ходе написания, отладка и внедрение отдельных программных модулей, которые входят в АІТ. Главная проблема здесь – виявить все возможные взаимосвязи между задачами и построить на их основе полную и непротиворечивую информационную модель маркетинговой системы.
В общем виде постановка задачи состоит из четырех принципиально важных компонентов:
- организационно-экономической схемы и ее описания;
- свода применяемых математических моделей;
- описания вычислительных алгоритмов;
- концепции построения информационной модели системы.
Постановка каждой отдельной задачи документально оформляется ввиде соответствующего определенного раздела технорабочего проекта и занимает значительную часть общего времени оригинального, т.е. ориентированного на конкретные условия и нестандартные решения, проектирование АІТ. Так, разработка организационно-экономической схемы допускает конкретизацию основных характеристик задачи:
- формулирование стратегической цели и обоснование критериев оптимизации; содержания гостиничных этапов выполняемых практиками работ для решения данной проблемы и места осуществляющие эти работы подразделов; технологии документооборота; направления трудозатрат;
- структуры управления и назначение каждого управленческого звена; вычленение ресурсных и временных ограничений по видам и т.д. Для построения таких схем необходимо воспользоваться информацией, которая удерживается в ТЭО и в техзадании, разработать методики расчета показателей, основываясь на результатах изучения сформированной структуры маркетингового управления на предприятии.
Математическая модель и разрабатываемые на ее основе алгоритмы должны удовлетворять трем требованиям: определенности (однозначности), инвариантности относительно разных альтернативных ситуаций в задаче и результативности (возможности ее решение за конечное число шагов). Результатом алгоритмизации является логически построенная и налаженная блок-схема.
В конце концов, разработка информационной концепции допускает определение реквизитов входных и исходных форм, их расположения и взаимосвязи, носителей исходного и результатного данных, состава нормативно-справочной информации, способов информационного взаимодействия разных задач, сроков и периодичности предоставления и получение данных, а также пользователей и источников этой информации. В итоге построения графа взаимосвязей показателей, которые имеют отношение к данной задаче, создается информационная модель конкретной предметной области. Единичный фрагмент этого графа отбивает один исходный и несколько входных показателей, вычислительных на основе расчетных формул.
Несмотря на преобладающую ориентацию на решение задач автоматизации маркетинга на уровне отдельного предприятия, разработчику всегда нужно помнить об универсализации проектных решений в данной области, которая обуславливается требованиями экономической реальности. Сегодня происходят процессы укрупнения и объединение чаще всего разных по природе организационно-экономических объектов. Поэтому технология усовершенствования управленческих решений за счет автоматизации сбора, передачи, хранение и выдачи данных должна подчиняться определенным правилам и стандартным схемам. Особенно важно соблюдать единство подхода к постановке маркетинговых задач на техническом и математико-алгоритмическом уровнях. Применение кибернетических принципов обеспечивает в таком случае единство и совместимость систем обработки маркетинговых данных на разных уровнях управления и в разных звеньях технологической цепочки.
Основой для проектировщика АІС маркетинга должен быть системный подход, который разрешает охватывать большинство проблем автоматизации этой сферы деятельности уже на этапе постановки задач и выбора экономико-математических методов их решения.
Постановка задач начинается на предпроектной, а завершается - на стадии технического проектирования, причем в этой работе главная роль принадлежит специалисту - пользователю системы. Главные обязанности постановщика - заложить основы для проектирования математического и информационного обеспечения, разработать идеологию программного и технического обеспечения, создать концепцию организационного и эргономичного обеспечения АІС в АІТ.
Ошибки пользователя на этапе постановки задачи увеличиваются в сотне и даже в тысяче раз по своим следствиям (в зависимости от масштаба системы), если их проявят на конечных фазах создания или использование прикладного программного продукта. Объясняется это тем, что каждый из следующих участников создания прикладных профамм не имеет информации, необходимой для исправления содержательных ошибок.
Создание программного продукта может вестись и самым пользователем, причем это можно считать больше лучшим вариантом с точки зрения простоты построения программы.
Пользователь, как правило, приобретает и применяет готовые программные пакеты, за своими функциями удовлетворяющие его пофебности, ориентированные на определенные виды деятельности (бухгалтерскую, маркетинговую, финансовую и т.д.). Такое направление является на сегодня ведущим в сфере компьютеризации и информатизации обслуживания .Нередко оно дополняется разработкой оригинальных прикладных программ, однако во всяком случае постановка задач нужно.
Постановка и реализация задач на ПЕОМ требует усвоения основных понятий, которые касаются теоретических основ компьютерных информационных систем. К ним относятся:
- свойства, особенности и сфуктура экономической информации;
- условно-постоянная информация, ее роль и назначения;
- носители информации, макет машинного носителя;
- средства формализованного описания информации;
- алгоритм, его свойства и формы представления;
- назначение и способы контроля входной и результатной информации;
- состав и назначения устройств ПЕОМ;
- состав программных средств ПЕОМ, назначение операционных систем, пакетов прикладных программ (ППП), интегрированных пакетов, программ типа АРМ бухгалтера, АРМ финансиста, АРМ маркетолога и др.
При описании постановки задачи указываются ее объемно-временные характеристики. Они отбивают объемы входной и исходной информации (количество документов, строк, знаков, обрабатываемых в единицу времени), временные особенности поступления, обработки и вьщачи информации. Важной также есть белка точности и полноты названий всех информационных единиц и их совокупностей.
В условиях автоматизированной обработки кроме обычных для восприятия наименований показателей в документах (наименование строк и граф) используются нетрадиционные формы представления информации..
Полное название показателя в сложных формах может состоять из названий строк, граф и элементов заглавной части документа. Для количественных и стоимостных реквизитов указывается единица измерения. Описание показателей и реквизитов какого-нибудь документа требует, как правило, их соотнесения с местом и временами отражаемых экономических процессов. Поэтому пользователь должен помнить о необходимости включения в описания соответствующих сведений, которые имеют место, как правило, в заглавной части документа (название или код предприятия, дата выписки документа и т.д.).
Для каждого вида входной и исходной информации дается описание всех элементов информации, которые принимают участие в автоматизированной обработке. Описание строится в виде таблицы, в которой присутствуют: наименование элемента информации (реквизита), его идентификатор и максимальная разрядность. Постановка задачи выполняется соответственно плану. Приведем пример одного из возможных его вариантов.
План постановки задачи
Организационно-экономическая сущность задачи:
- наименование задачи;
- цель решения;
- назначение (для каких объектов подразделов и пользователей предназначенная);
- периодичность решения и требования к срокам решения;
- источника и способы поступления данных;
- потребители результатной информации и способы ее отправления;
- информационная связь с другими задачами.
Описание исходной (входной) информации:
- перечень исходной информации;
- формы представления (документ) по каждой позиции перечня; примеры заполнения документов;
- количество документов (информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);
- описание структурных единиц информации (каждого элемента данных, реквизита);
- точное и полное наименование, идентификатор, максимальная разрядность в знаках;
- способы контроля исходных данных;
- контроль разрядности реквизита;
- контроль интервала значений реквизита;
- контроль соответствия списка значений;
- балансовый или расчетный метод контроля количественных значений реквизитов;
- метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.
Описание результатной (исходный) информации:
- перечень результатной информации;
- формы представления (печатное сведение, відеограма, машинный носитель и его макет и т.д.);
- периодичность и сроки представления;
- количество документов (информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);
- перечень пользователей результатной информацией (подраздел и персонал);
- перечень регламентной и запросной информации;
- описание структурных единиц информации (каждого
элемента данных, реквизита) по аналогии с исходными данными;
- способы контроля результатной информации;
- контроль разрядности;
- контроль интервала значений реквизита;
- контроль соответствия списка значений;
- балансовый или расчетный метод контроля отдельных показателей;
- метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.
Описание алгоритма решения задачи (последовательности действий и логики решения задачи):
- описание способов формирования результатной информации с указанием последовательности выполнения логических и арифметических действий;
- описание связей между частями, операциями, формулами алгоритма;
- требования к порядку расположения (сортировке) ключевых (главных) признаков в исходящих документах, відеограмах и т.д., например по росту значений табельных номеров.
Алгоритм должен учитывать общий и все частные случаи решения задачи. При составлении алгоритма следует использовать условные пометки (идентификаторы) реквизитов, присвоенные элементам исходной и результатной информации. Допускается описание алгоритма в виде текста. Необходимо предусмотреть контроль вычислений на отдельных этапах, операциях выполнения алгоритма. При этом указываются контрольные соотношения, которые разрешают проявить ошибки.
Описание используемой условно-постоянной информации:
- перечень условно-постоянной информации (классификаторов, справочников, таблиц, списков с указанием их полных наименований);
- формы представления;
- описание структурных единиц информации (по аналогии с исходными записями);
- способы взаимодействия со сменной информацией.
Наиболее важные вопросы, в решении которых также может принимать участие квалифицированный пользователь, связанные с выбором конкретного инструментария, позволяюшего построить и реализовать информационные связи в системе. В состав инструментария входят методы накопления и обработки данных,структура и способы размещения массивов на машинных носителях, состав и макеты реквизитов документов и показатели, классификация и группировки показателей, их состав, размещение в базе данных, разновидности применяемых первичных документов и формы машинограм, статистические и прогнозные методы решения задач и т.п. Вторая группа вопросов касается организации человекомашинного интерфейса. Традиционно выделяются два способа интерактивного взаимодействия.
Первый допускает реализацию запросно-соответствующего режима с выполнением пользователем активной функции. Второй отдает инициативу вычислительной системе. Выбор зависит от конкретного сценария диалога и нужд специалиста, который эксплуатирует систему.
Способ решения этих вопросов определяет виды компонентов программной реализации АІС: операционной системы, СУБД, набора специальных подпрограмм. Что касается программного обеспечения функциональных подсистем, то логика его разработки целиком обусловленная логикой постановки задач.
Первоначальные алгоритмы их решения оформляются как задача на программирование уже на этапе технического проектирования. Потом программисты на основании этих разработок строят блок-схемы, кодируют их в виде профамм с учетом всех логических переходів и расчетных формул, обеспечивают контроль достоверности данных на входе и выходе, налаживают каждый программный модуль, подпрограммы и программы в целом, пишут инструкции для эксплуатации и сопровождения проблемных,т.е. ориентированных на решение конкретной практической задачи, программ. В итоге выходит готовый для внедрения рабочий проект.
Если в ходе проектирования АІТ маркетинга используются в основному стандартные, хорошо налаженные пакеты прикладных программ, то стадии технического и рабочего проектирования могут быть соединенные, процесс создания АІТ сведен в основном к насфойке парамефов и генерации готовых пакетов, а в итога появляется единый технорабочий проект. Такая технология проектирования значительно сокращает сроки изготовления профаммно- технических продуктов, облегчает и сокращает время на освоение их пользователями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.