Практическая работа 4
Информационные процессы. Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике)
1. Алгоритм выполнения работы:
1.1 Ознакомиться с теорией вопроса
1.2 Выполнить представленные задания
Задание №1. Установите правильную взаимосвязь с помощью стрелок:
| 
 определение  | 
 расшифровка определения  | 
| 
 Кодирующее устройство  | 
 устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.  | 
| 
 Декодирующее устройство  | 
 запись во вспомогательные запоминающие устройства на различных носителях для последующего использования  | 
| 
 Хранение информации  | 
 это способ распространения информации в просзапись извлечение хранимой информации  | 
| 
 Поиск информации  | 
 устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника информации к виду удобному для передачи.  | 
Задание №2. Укажите. В каком виде представлена информация в следующих примерах:
| 
 Пример  | 
 Вид информации  | 
|
| 
 по способу восприятия  | 
 по форме представления  | 
|
| 
 Чертеж к задаче по геометрии  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Письмо другу  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Картина в галерее  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Радиопередача  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Телепередача  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Аромат сирени  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Вкус лимона  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Температура воздуха  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Желтый цвет  | 
 
  | 
 
  | 
Задание №3. Приведите примеры по схеме Источник -----Канал связи-----Получатель
| 
 1. Маша написала Мише письмо  | 
| 
 2.  | 
| 
 3.  | 
| 
 4.  | 
| 
 5.  | 
Задание №4. С информацией можно совершать различные действия. Какие?
| 
 1. Передавать  | 
| 
 2.  | 
| 
 3.  | 
| 
 4.  | 
| 
 5.  | 
Задание №5. Определите, к какому информационному процессу (хранение, передача, обработка) главным образом относится
каждый из приведённых примеров:
| 
 а) определение цены деления измерительного прибора  | 
 
  | 
| 
 б) диффузия  | 
 
  | 
| 
 в) молекулярное строение веществ  | 
 
  | 
| 
 г) явление отдачи при выстреле из оружия  | 
 
  | 
| 
 д) давление газа на стенки сосуда  | 
 
  | 
| 
 е) неупругая деформация тела  | 
 
  | 
| 
 ж) измерение атмосферного давления  | 
 
  | 
| 
 з) в начале осени море по-прежнему тёплое  | 
 
  | 
| 
 и) величина скорости при равномерном движении остаётся постоянной  | 
 
  | 
| 
 к) взвешивание тел  | 
 
  | 
Задание №6. В следующих примерах укажите источник, приёмник, канал связи и возможные помехи:
| 
 
  | 
 источник  | 
 приёмник  | 
 канал связи  | 
 возможные помехи  | 
| 
 человек прыгает с лодки  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 на столе стоит чайник с водой  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 броуновское движение  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
Задание №7. В следующих примерах определите носитель информации:
| 
 процесс  | 
 носитель информации  | 
| 
 а) измерение значения силы динамометром  | 
 
  | 
| 
 б) решение задачи у доски  | 
 
  | 
| 
 в) животные, охраняя свою территорию, оставляют пахучие метки  | 
 
  | 
| 
 г) автоматическое управление движением игрушечного автомобиля  | 
 
  | 
| 
 д) перемещение человека по рыхлому снегу  | 
 
  | 
| 
 е) вещества обладают определёнными свойствами  | 
 
  | 
Задание №8. Приведите по 3 примера информации, которая в конкретной ситуации является:
| 
 актуальной (своевременной)  | 
 неактуальной  | 
| 
 достоверной  | 
 недостоверной  | 
| 
 объективной  | 
 необъективной  | 
| 
 полной  | 
 неполной  | 
| 
 полезной  | 
 бесполезной  | 
| 
 понятной  | 
 непонятной  | 
Задание №9. Сообщение «14-15» в разных ситуациях может воспринято по-разному. Поясните, что оно может означать в следующих ситуациях.
| 
 Ситуация  | 
 Значение  | 
| 
 На вокзале  | 
 
  | 
| 
 На уроке  | 
 
  | 
| 
 На стадионе  | 
 
  | 
| 
 В магазине  | 
 
  | 
Задание №10. Заполните пустующие ячейки таблицы.
| 
 Пример обработки информации  | 
 Входная информация  | 
 Правило преобразования  | 
 Выходная информация  | 
| 
 Таблица умножения  | 
 Множители  | 
 Правила арифметики  | 
 Произведение  | 
| 
 Определение времени полёта рейса «Москва — Ялта»  | 
|||
| 
 Отгадывание слова в игре «Поле чудес»  | 
|||
| 
 Получение секретных сведений  | 
|||
| 
 Постановка диагноза болезни  | 
Задание №11. Вещество, энергия, информация – основные понятия науки. В каждом из приведенных примеров они передаются, хранятся, либо обрабатываются. Причем эти процессы происходят или в природе, или в обществе, или в технике.
Заполните пустующие ячейки таблицы и дополните своими примерами.
| 
 № п/п  | 
 Процесс  | 
 В – вещество  | 
 П – передача  | 
 П – природа  | 
| 
 1.  | 
 Идет дождь  | 
 В  | 
 П  | 
 П  | 
| 
 2.  | 
 Именинник получает подарки  | 
 В  | 
 П  | 
 О  | 
| 
 3.  | 
 Нефть течет по нефтепроводу  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 4.  | 
 Запасы газа находятся под землей  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 5.  | 
 ЛЭП (линия электропередач) в действии  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 6.  | 
 Учитель учит учеников  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 7.  | 
 Переводчик работает на переговорах  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 8.  | 
 Птица вьет гнездо  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 9.  | 
 На складе лежит заряженная батарейка  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 10.  | 
 Светит солнце  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 11.  | 
 Многие животные используют запахи, чтобы отметить свою территорию  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 12.  | 
 В библиотеке хранятся книги  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
Задание №12. Ответьте на вопросы и выполните задания:
| 
 В каком виде люди впервые стали фиксировать информацию?  | 
 
  | 
| 
 Какой материал, изобретенный египтянами, заменил для хранения информации глиняные таблички?  | 
 
  | 
| 
 С чем связана Первая информационная революция?  | 
 
  | 
| 
 Термин «информация» происходит от латинского informatio, что означает…  | 
 
  | 
| 
 Какая связь между городом Англии, ружьем калибра 30х30 и одним из элементов компьютера?  | 
 
  | 
| 
 Имеются 2 кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Составьте алгоритм , выполняя который , можно набрать из речки 7 л . воды. (Разрешается пользоваться только этими кувшинами )  | 
 
  | 
| 
 Как называется информация, получаемая с помощью органов осязания?  | 
 
  | 
| 
 Как называется универсальное (многофункциональное) электронное автоматическое устройство, предназначенное для накопления, обработки и передачи информации?  | 
 
  | 
| 
 Три разных натуральных числа сначала сложили, а затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа ?  | 
 
  | 
| 
 Какой знак можно поставить между числами 7 и 8, чтобы получившееся число было больше 7 и меньше 8?  | 
 
  | 
| 
 Какое изобретение открыло новую веху в истории связи? Изобретение это важно тем, что здесь впервые, и притом в достаточно значительных масштабах, была использована электрическая энергия.  | 
 
  | 
| 
 Хранение или передача информации происходит при заучивании стихотворения наизусть?  | 
 
  | 
| 
 Вы прочитали параграф в учебнике по географии и отметили самые большие реки нашей страны. Какую работу с информацией вы проделали?  | 
 
  | 
| 
 Продолжите фразу «Информационный носитель – это …».  | 
 
  | 
| 
 На одной полке стояло 15 книг, а на другой – на 4 книги больше". Каков вид этой информации?  | 
 
  | 
| 
 Продолжите фразу «Человек воспринимает информацию…».  | 
 
  | 
| 
 Продолжите фразу «Для человека «устройством» ввода информации является (являются)…»  | 
 
  | 
| 
 Вставьте вместо многоточия нужные слова: «Основными формами представления информации являются…, потому что больше всего информации человек воспринимает…».  | 
 
  | 
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.