Практическая работа 4
Информационные процессы. Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике)
1. Алгоритм выполнения работы:
1.1 Ознакомиться с теорией вопроса
1.2 Выполнить представленные задания
Задание №1. Установите правильную взаимосвязь с помощью стрелок:
определение |
расшифровка определения |
Кодирующее устройство |
устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное. |
Декодирующее устройство |
запись во вспомогательные запоминающие устройства на различных носителях для последующего использования |
Хранение информации |
это способ распространения информации в просзапись извлечение хранимой информации |
Поиск информации |
устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника информации к виду удобному для передачи. |
Задание №2. Укажите. В каком виде представлена информация в следующих примерах:
Пример |
Вид информации |
|
по способу восприятия |
по форме представления |
|
Чертеж к задаче по геометрии |
|
|
Письмо другу |
|
|
Картина в галерее |
|
|
Радиопередача |
|
|
Телепередача |
|
|
Аромат сирени |
|
|
Вкус лимона |
|
|
Температура воздуха |
|
|
Желтый цвет |
|
|
Задание №3. Приведите примеры по схеме Источник -----Канал связи-----Получатель
1. Маша написала Мише письмо |
2. |
3. |
4. |
5. |
Задание №4. С информацией можно совершать различные действия. Какие?
1. Передавать |
2. |
3. |
4. |
5. |
Задание №5. Определите, к какому информационному процессу (хранение, передача, обработка) главным образом относится
каждый из приведённых примеров:
а) определение цены деления измерительного прибора |
|
б) диффузия |
|
в) молекулярное строение веществ |
|
г) явление отдачи при выстреле из оружия |
|
д) давление газа на стенки сосуда |
|
е) неупругая деформация тела |
|
ж) измерение атмосферного давления |
|
з) в начале осени море по-прежнему тёплое |
|
и) величина скорости при равномерном движении остаётся постоянной |
|
к) взвешивание тел |
|
Задание №6. В следующих примерах укажите источник, приёмник, канал связи и возможные помехи:
|
источник |
приёмник |
канал связи |
возможные помехи |
человек прыгает с лодки |
|
|
|
|
на столе стоит чайник с водой |
|
|
|
|
броуновское движение |
|
|
|
|
Задание №7. В следующих примерах определите носитель информации:
процесс |
носитель информации |
а) измерение значения силы динамометром |
|
б) решение задачи у доски |
|
в) животные, охраняя свою территорию, оставляют пахучие метки |
|
г) автоматическое управление движением игрушечного автомобиля |
|
д) перемещение человека по рыхлому снегу |
|
е) вещества обладают определёнными свойствами |
|
Задание №8. Приведите по 3 примера информации, которая в конкретной ситуации является:
актуальной (своевременной) |
неактуальной |
достоверной |
недостоверной |
объективной |
необъективной |
полной |
неполной |
полезной |
бесполезной |
понятной |
непонятной |
Задание №9. Сообщение «14-15» в разных ситуациях может воспринято по-разному. Поясните, что оно может означать в следующих ситуациях.
Ситуация |
Значение |
На вокзале |
|
На уроке |
|
На стадионе |
|
В магазине |
|
Задание №10. Заполните пустующие ячейки таблицы.
Пример обработки информации |
Входная информация |
Правило преобразования |
Выходная информация |
Таблица умножения |
Множители |
Правила арифметики |
Произведение |
Определение времени полёта рейса «Москва — Ялта» |
|||
Отгадывание слова в игре «Поле чудес» |
|||
Получение секретных сведений |
|||
Постановка диагноза болезни |
Задание №11. Вещество, энергия, информация – основные понятия науки. В каждом из приведенных примеров они передаются, хранятся, либо обрабатываются. Причем эти процессы происходят или в природе, или в обществе, или в технике.
Заполните пустующие ячейки таблицы и дополните своими примерами.
№ п/п |
Процесс |
В – вещество |
П – передача |
П – природа |
1. |
Идет дождь |
В |
П |
П |
2. |
Именинник получает подарки |
В |
П |
О |
3. |
Нефть течет по нефтепроводу |
|
|
|
4. |
Запасы газа находятся под землей |
|
|
|
5. |
ЛЭП (линия электропередач) в действии |
|
|
|
6. |
Учитель учит учеников |
|
|
|
7. |
Переводчик работает на переговорах |
|
|
|
8. |
Птица вьет гнездо |
|
|
|
9. |
На складе лежит заряженная батарейка |
|
|
|
10. |
Светит солнце |
|
|
|
11. |
Многие животные используют запахи, чтобы отметить свою территорию |
|
|
|
12. |
В библиотеке хранятся книги |
|
|
|
Задание №12. Ответьте на вопросы и выполните задания:
В каком виде люди впервые стали фиксировать информацию? |
|
Какой материал, изобретенный египтянами, заменил для хранения информации глиняные таблички? |
|
С чем связана Первая информационная революция? |
|
Термин «информация» происходит от латинского informatio, что означает… |
|
Какая связь между городом Англии, ружьем калибра 30х30 и одним из элементов компьютера? |
|
Имеются 2 кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Составьте алгоритм , выполняя который , можно набрать из речки 7 л . воды. (Разрешается пользоваться только этими кувшинами ) |
|
Как называется информация, получаемая с помощью органов осязания? |
|
Как называется универсальное (многофункциональное) электронное автоматическое устройство, предназначенное для накопления, обработки и передачи информации? |
|
Три разных натуральных числа сначала сложили, а затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа ? |
|
Какой знак можно поставить между числами 7 и 8, чтобы получившееся число было больше 7 и меньше 8? |
|
Какое изобретение открыло новую веху в истории связи? Изобретение это важно тем, что здесь впервые, и притом в достаточно значительных масштабах, была использована электрическая энергия. |
|
Хранение или передача информации происходит при заучивании стихотворения наизусть? |
|
Вы прочитали параграф в учебнике по географии и отметили самые большие реки нашей страны. Какую работу с информацией вы проделали? |
|
Продолжите фразу «Информационный носитель – это …». |
|
На одной полке стояло 15 книг, а на другой – на 4 книги больше". Каков вид этой информации? |
|
Продолжите фразу «Человек воспринимает информацию…». |
|
Продолжите фразу «Для человека «устройством» ввода информации является (являются)…» |
|
Вставьте вместо многоточия нужные слова: «Основными формами представления информации являются…, потому что больше всего информации человек воспринимает…». |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.