Практико-ориентированный проект по проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольников

  • Культурные мероприятия
  • doc
  • 25.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект Родина Е.А..doc
Практико-ориентированный проект (проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста) Подготовила и провела: воспитатель  Родина Елена Алексеевна г.КалугаПояснительная записка 2018 Всё   лучшее   общество   стремится отдать   детям.   Сегодня   они составляют почти треть населения   Земли,   и забота   об   их   будущем является   одной из основных задач государства. Здоровье детей   – это будущее страны,   здоровье   основных   её   институтов. Специалисти в области педагогики и психологии, изучающие физическое развитие дошкольников,   подсчитали,   что если   устранить нездоровое   поведение   членов семьи (и детей, и взрослых), лежащие в основе большей части болезней, риск развития многих заболеваний и отклонений уменьшится более чем наполовину. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.  Сохранять и улучшать здоровье – огромная плодотворная работа, которую надо   начинать   еще   с   самого   рождения.   Так,   неуклонно   уменьшается   число здоровых детей, одновременно с этим возрастает количество детей – инвалидов. Почти у каждого ребёнка в возрасте до одного года регистрируется не менее трёх различных заболеваний. По словам отечественного педагога, В.А. Сухомлинский: «Забота о здоровье детей   ­   важнейший   труд   воспитателя»,   а «…во   главе   педагогических мероприятий,   проникая   через воспитательную   работу,   должна   стать забота   об укреплении здоровья ребёнка». Всем известно,  физическое развитие и воспитание дошкольников является   одним из и повышения тренированности   эффективных   средств развития организма, сферы    одновременно   создаёт основу   моторной   для нравственного,   волевого   развития   ребёнка,   приобщает к здоровому   образу жизни. Актуальность данной темы заключается в том, что в соответствии с ФГОС ДО одной из приоритетной задачей педагога является формирование у детей и их родителей мотивации к ведению здорового образа жизни. Именно поэтому, уже вдошкольном возрасте у ребенка необходимо формировать правильное отношение, как к своему здоровью, так и к здоровью окружающих его людей, а так же его сохранения и укрепления. Но несмотря на то, что совершенствованию средств и методов физического воспитания  детей  дошкольного  возраста   посвящено  значительное  число   работ, ещё целый ряд методических проблем, касающихся оздоровления детей остаются не решенными (В.М. Варшай, 1990; Л.П. Матвеев, 1991;  А.Г. Сухарев, 1991; С.Б. Шарманова, 1995). Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников заключается в том, что родители и дети недостаточно осведомлены о важности физического воспитания   и   развития.   По   статистике   не   соблюдаются   требования, предъявляемые   к   ДОО   по   образу   жизни   в   семье   –   это   снижение   физической активности, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня. Сохранение и   укрепление   здоровья   подрастающего   поколения   превращается   сейчас   в первоочередную социальную проблему. Мы,   взрослые,   хотим,   чтобы   наши   дети   хорошо   учились,   становились сильнее, входили в будущую жизнь не только знающими людьми, но и людьми здоровыми. Все   чаще   в   ДОО   проводятся   различные   мероприятия   по   сохранению   и укреплению здоровья дошкольников. Но самой эффективной и инновационной формой   взаимодействия   со   всеми   участниками   воспитательно­образовательной деятельности, считается проектная деятельность.  Поэтому мы организовали проект «Здоровички», по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Цель   ­  формирование   у   детей   старшего   дошкольного   возраста   основ здорового образа жизни, а так же сохранения и укрепления своего организма. Объект – процесс оздоровления детей дошкольного возраста. Предмет – процесс сохранения и укрепления физического здоровья детей.Гипотеза ­ здоровье детей будет сохраняться и укрепляться при условиях: ­   при   организации   образовательной   и   предметно­пространственной развивающей среды в ДОО; ­     при использовании классических инновационных форм взаимодействия с детьми; ­   тесного   взаимодействия   с   родителями   (законными   представителями)   по вопросам формирования привычек к ЗОЖ. Задачи проекта:  ­   формировать   у детей   потребность   в   здоровом   образе   жизни,  стремление к сохранению и укреплению своего здоровья; ­ приобщение детей к физической культуре и спорту;  ­реализация оздоровительных мероприятий в контакте со всеми участниками педагогического процесса;  ­совершенствование   условий,   предметно­развивающей   среды   ДОУ,   в соответствии с требованиями СанПиН, ФГОС ДО. ­ повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность. ­ воспитание основ культуры здоровья ребенка.Паспорт проекта 1. Наименование  Муниципальное бюджетное дошкольное  учреждения 2. Название проекта 3. Автор проекта 4. Тип  проекта 5. Продолжительность проекта образовательное учреждение  №57 «Рябинка»,  г.Калуги «Здоровички»  (проблема сохранения и укрепления здоровья  детей  дошкольного возраста) воспитатель группы №2 Родина Елена Алексеевна практико­ориентированный Долгосрочный (с 01.08.2018 г. по 31.09.2018 г.) 6. Участники проекта Дети старшего дошкольного возраста, родители  (законные представители), педагоги, специалисты 7. Цель проекта 8. Ожидаемый  результат формирование   у   детей   старшего   дошкольного возраста основ здорового образа жизни, а так же сохранения и укрепления своего организма ­   повышение   интереса   детей   к   ЗОЖ, непосредственной   образовательной   деятельности по   физическому   развитию, упражнениям и спорту;   физическим ­   повышение   родительской   компетентности, интереса по сохранению и укреплению здоровья своих детей, как в ДОО, так и в семье; ­   повышение   профессионального   мастерства педагогов дошкольного учреждения в сохранении иукреплении здоровья воспитанников. 9. Итоговый продукт 10. Этапы проведения  проекта Тематические альбомы по ЗОЖ, итоговое  мероприятие «В стране здоровья» I этап­ организационный (поисковый) II этап­ основной практический III этап­ заключительныйДля реализации данного проекта использовалось следующее ресурсы: Материально­ техническое Методическое ­   Спортивный   инвентарь   (в   группе   и   спортивном зале) ­ Тематические альбомы «Если хочешь быть здоров –   закаляйся»,   «Здоровье   в   твоих   руках»,   «В здоровом теле – здоровый дух» и т.д. ­   Медиатека   (видео­   и   аудио­)   по   физическому воспитанию и развитию детей ­ Дидактические и развивающие игры ­   Комплекс   утренней   гимнастики,   комплекс гимнастики после дневного сна ­ Картотека подвижных игр и т.д. ­   Алямовская   В.Г.   Как   воспитать   здорового ребенка. М. 1993 ­   Ахутина   Т.В.   Здоровьесберегающие   технологии обучения: подход // Школа здоровья 2008. Т.7. №2. С.21,59 индивидуально­ориентированный   ­ Голубева Л., Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. // Дошкольное воспитание №1, 2001  ­   Лисицин   Ю.П.   Концепция   формирования здорового   образа   жизни.   Сб.   научных   трудов.   М, 1991 ­ Сборник докладов XII Всероссийского интернет педсовета:   – http://pedsovet.org/components/com_mtree/attachment. php? link_id=56283&cf_id=  Степаненкова   Э. ­ воспитания. ­ М, Мозаика­Синтез, 2005   Методика   физическогоИнформационные Нормативно­правовые ­  Рунова   М.  Особенности  организации   занятий   по физической   культуре.//   Дошкольное   воспитание, №11, 2002 Информационные стенды «Спорт – залог здоровья» Консультации, буклеты и памятки Интернет­ресурсы   для   родителей   с   содержанием информации по данной теме Развивающие   игры   и   обучающие   программы   в онлайн­режиме  ­   "Об   утверждении   федеральных   требований   к образовательным   учреждениям   в   части   охраны здоровья обучающихся, воспитанников"  ­   Санитарно­эпидемиологические   требования   к устройству,   содержанию   и   организации   режима работы дошкольных образовательных организаций. – СанПиН 2.4.1.3049­13  ­   Методические   рекомендации   по   закаливанию детей в дошкольных учреждениях от 16.06.80 №11­ 49/6­29  ­ Приказ Министерства образования и науки РФ от 28   декабря   2010   г.   N   2106   "Об   утверждении федеральных   требований   к   образовательным учреждениям   в   части   охраны   обучающихся, воспитанников" здоровья ­   Федеральная   целевая   программа   «Развитие физической   культуры   и   спорта   в   Российской Федерации   на   2006­2015   годы»   (постановление Правительства РФ от 11.01.2006 № 7) в редакции от 25.09.2008 № 717Ответственны й  (Ф.И.О., должность) Воспитатель Родина Е.А., родители, специалисты Реализация проекта проходила в три этапа: Первый этап – организационный (поисковый) Мероприятия Сроки Ожидаемый результат 2,5 недели повышения уровня    по (01.08.­17.08.) профессиональной  компетентности по  реализации проекта  с детьми Первичная диагностика выявлению сформированности   у детей осознанного   отношения   к   своему здоровью Разработка перспективного планирования взаимодействия   детьми, родителями Разработка   анкет   для с родителей Подбор   материала, пособий   и   изучение методической литературыОрганизация развивающей предметно­ пространственной среды по физическому развитию Второй этап ­ основной (практический) 1 блок. Физическая культура ­   Систематическое 4 недели повышения интереса Воспитатель (20.08.­14.09.) к ЗОЖ, занятиям по физической культуре, укреплению сохранению здоровья   и Родина Е.А., родители, специалисты проведение   утренней гимнастики   Систематическое ­ проведение организованной образовательной в деятельности спортивном   зале   и   на   улице ­   Физкультминутки   во время образовательной деятельности ­ Гимнастика после сна ­ Подвижные игры   ­ Спортивные праздники,   эстафеты, конкурсы 2 блок. Оздоровительная работа ­ мероприятия Закаливающие   4 недели (20.08.­14.09.) (хождение босиком по ­ повышения  интереса к ЗОЖ,  занятиям по  Воспитатель Родина Е.А., родители,«дорожкам   здоровья», рта, полоскание   воздушные ванны) ­   Самомассаж «Гимнастика маленьких волшебников», точек»   «9 Дыхательная   ­ гимнастика специалисты физической  культуре,  укреплению и  сохранению  здоровья; ­ систематизация  знаний детей  о  закаливающих  процедурах,  проводимых в ДОО ­ Гимнастика для глаз ­Профилактическая гимнастика, предотвращающая нарушения   осанки   и плоскостопия 3. Групповая работа ­Проведение непосредственно образовательной деятельности направлением     по (как основное   физическое развитие): познавательное развитие, художественно­ эстетическое развитие, социально­ 4 недели повышение интереса Воспитатель Родина Е.А.  (20.08.­14.09.) детей к ЗОЖ,  непосредственной  образовательной  деятельности по  физическому  развитию,  физическим  упражнениям и  спортукоммуникативное развитие, познавательное развитие ­ Чтение  художественных  произведений о ЗОЖ:  стихотворения,   пословиц, поговорок,  загадывание загадок и  т.д. ­ Рассматривание  иллюстраций по ЗОЖ,  тематических  альбомов ­ Просмотр серий  презентаций «Что  такое быть здоровым», «Физкульт – привет!»,  «Если хочешь быть  здоров – закаляйся» и  т.д. ­ Просмотр  видеофильмом и  роликов по ЗОЖ детей ­ Прослушивание  аудиозаписей о спорте  и ЗОЖ ­ Творческоерассказывание по  ЗОЖ, спорте, с  использованием  мнемотаблиц ­ Изготовление  атрибутов и пособий  для упражнений по  физическому  развитию, для  подвижных игр ­ Дидактические и  развивающие игры:  «Мое тело»,  «Валеология», «Что  нужно, для сохранения здоровья», «Найди  лишнее» и т.д. ­ Проблемные  ситуации «Полезная  покупка», «  Необычное угощение», «Что делать, чтобы  быть здоровым?» и т.д. ­ Художественное  творчество: рисование  «Спорт – это жизнь»,  «Виды спорта»,  аппликация с  элементами рисованияВоспитатель Родина Е.А., специалисты «Полезные продукты  на столе»,  нетрадиционная  аппликация «Овощи и  фрукты» (с  использованием крупы  – греча, рис) 4. Взаимодействие с родителями ­Информационные стенды   для   родителей 4 недели (20.08.­14.09.) повышение   ­ родительской компетентности   по сохранению и   укреплению здоровья детей; ­   распространения семейного   опыта   по сохранению укреплению   и здоровья детей среди других родителей «Возрастные особенности   ребенка»,   «Режим «Профилактика дня», гриппа и ОРВИ» и т.д. Консультации:     «Если хочешь   быть   здоров   – прививайся!», «Правила закаливания» ­ Участие родителей в физкультурно­ массовых мероприятиях ДОУ   Индивидуальные  ­ беседы   с   родителями   вопросам по здоровьесбережения   в домашних   условиях   идетском саду ­   Родительское собрание здоровый     «Семья образ   жизни», представлением с семейного опыта ­   Анкетирование   для родителей Третий этап ­ заключительный Повторная 2 недели Сформированность Воспитатель (17.09.­28.09.) осознанного сохранения укрепления здоровья Родина Е.А., специалисты   и диагностика   детей   по выявлению сформированности   у детей  осознанного отношения   к   своему здоровью Представление результатов проектной деятельности   в   виде презентации и отчета Изготовление тематических альбомов Итоговое мероприятие «В стране здоровья»Заключение В   процессе   организации   работы   над   практико­ориентированным   проектом мною был проведен анализ проблемы сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста.  Эффективность работы с детьми и родителями по данному вопросу была доказана в ходе реализации проекта. По   результатам   проделанной   работы   могу   сделать   вывод,   что   все используемые   формы   взаимодействия   со   всеми   участниками   воспитательно­ образовательного   процесса   отвечает   требованиям   ФГОС   ДО,   обеспечивает эффективное   развитие и интереса к физической деятельности и самое главное стимулирует   к   дальнейшему   сохранению   и   укреплению   здоровья,   основам здорового образа жизни.Список литературы 1.   Лавров   Н.Н.,   Бубличенко   М.М.   Дыхание   по   Стрельниковой   издательство Феникс 2005 2. Нестерюк Т.В. Психосоматическая гимнастика, Издательство Книголюб 2009 3.   Никишина   И.В.,   «Мастер­класс   для   руководителей   и   педагогов   ДОУ. Здоровьесберегающая   педагогическая   система:   модели,   подходы,   технологии.» Москва ООО «Планета» 2011г. 4.   Пензулаева   Л.И.   Оздоровительная   гимнастика.   Комплексы   упражнений.Для занятий с детьми 3­7 лет. – М.: МОЗАИКА­СИТЕЗ, 2014. 5. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. 1­я младшая группа. – М.: МОЗАИКА­СИТЕЗ,2014. 6. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. 2­я младшая группа. – М.: МОЗАИКА­СИТЕЗ,2014. 7. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА­СИТЕЗ,2014. 8. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА­СИТЕЗ,2014. 9. Пензулаева  Л.И. Физическая  культура в детском саду. Подготовительная  к школе группа. – М.: МОЗАИКА­СИТЕЗ,2014.10. Примерная общеобразовательная программа  дошкольного образования «От рождения до школы по ред.: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой». – М.: МОЗАИКА­СИТЕЗ,2017 11.Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет, Ярославль,2003. 12.   Харченко   Т.Е.   «Физкультурные   праздники   и   развлечения»   Детство­Пресс, 2009. 13.   Щетинин   М.Н.   Дыхательная   гимнастика   по   Стрельниковой   М.­   Метафора 2007 14. Интернет­сайт «Дошколёнок.ру» http://dohcolonoc.ru