Практикориентированный подход к обучению в СПО
Оценка 4.7

Практикориентированный подход к обучению в СПО

Оценка 4.7
Научные работы
doc
преподавание
23.11.2022
Практикориентированный подход к обучению в СПО
Рассмотрен алгоритм разработки практических задач для профессионального модуля студентов СПО
Шайкенова О.В. практика.doc

Учебная дисциплина: «Экологический менеджмент»

Тема практического кейс-занятия: «Анализ экологической ситуации»

Основные понятия: экологический менеджмент, экологическая ситуация, загрязнение окружающей среды, здоровье

Словарь:

 

 

 

 

Экологический менеджмент — часть общей системы корпоративного управления, которая обладает четкой организационной структурой и ставит целью достижение положений, указанных в экологической политике посредством реализации программ по охране окружающей среды;

Экологическая ситуация - это пространственно-временное сочетание различных, в том числе позитивных и негативных с точки зрения проживания и состояния человека, условий и факторов, создающих определённую экологическую обстановку на территории разной степени благополучия или неблагополучия;

Загрязнение окружающей среды - это привнесение в окружающую среду (природную среду, биосферу) или возникновение в ней новых, обычно не характерных физических, химических или биологических агентов (загрязнителей), или превышение их естественного среднемноголетнего уровня в различных средах;

Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

 Практическое задание:

 

 

Уважаемые студенты!

Для выполнения практического задания по дисциплине «Экологический менеджмент», вы должны разработать презентацию по разбору конкретной экологической ситуации, то есть создать проект, прислать мне его для проверки на электронную почту ochaikenova@mail.ru  или в контакт Ольга Шайкенова, и защитить его на заключительной встрече.

Конкретная экологическая ситуация предлагается в списке, вы выбираете в соответствии со своим списочным номером в группе, группа по два человека или тему уточняете у меня.

 

Список экологических ситуаций

1.                 На реке зарегулировали сток (построили каскад водохранилищ с плотинами).

2.                 Многие   специалисты   по   экологическому   образованию,   воспитанию   и просвещению недооценивают роль знаний по экологическому краеведению.

3.                 Администрация Самарской области считает, что проблемы изучения и сохранения природного разнообразия (включая биологическое разнообразие) области лежат вне её сферы деятельности и не заслуживают особого внимания, в первую очередь приемлемого финансирования.

4.                 Администрация Самарской области считает, что проблемы изучения и сохранения особо охраняемых природных территорий ООПТ в эпоху развития экономики устарели, и передел собственности гораздо важнее.

5.                 Некоторые специалисты, в том числе в Самарской области, считают, что принципы заповедности устарели, и можно развивать в заповедниках туризм, в частности модный экотуризм.

6.                 В настоящее время в Самарской области существует только один заповедник - Жигулевский,   долго  решается   вопрос   с   организацией   его   филиалов: Старорачейского бора и Климовских меловых холмов. Необходимость и пути решения.

7.                 В районе курорта распылили инсектициды. Снизилась численность популяций разных видов птиц.

8.                 У   жителей   крупного   города  с  современной  системой   водоснабжения увеличилась заболеваемость флюорозом (повреждение зубной эмали).

9.                 После установки в парках аншлагов об охраняемых растениях численность этих видов сократилась.

10.            В естественных лесных сообществах успех размножения мелких птиц (доля вылетевших из гнезда птенцов относительно общего числа отложенных яиц) составляет около 40 %; в лесах рядом с населенными пунктами - не более 10%;  в парках этот показатель падает до 1 %.

11.            Часто вдоль одной стороны дороги, проходящей через лес, можно заметить гибель деревьев и заболачивание почвы.

12.            В море произошёл разлив нефти.

 

Далее вы знакомитесь с алгоритмом разбора экологической ситуации.

1.     Тема.

2.     Цель.

3.     Объект исследования.

4.     Предмет исследования (изучаемое свойство).

5.     Актуальность.

6.     Задачи, поставленные в ситуации.

7.     Гипотеза.

8.     Методика (способы, методы получения опытной информации об объекте, свойство которого Вы планируете исследовать по схеме: название метода, какое свойство и как изучается, получаемые данные или размерность),

9.     Оборудование и материалы реактивы, необходимые джля проведения планируемого Вами исследования по схеме: название – назначение (для чего?), способ применения (как?).

10. Схема опыта или эксперимента/наблюдения (для построения схемы используйте прямоугольники, в которых напишите суть этапов планируемого опыта, стрелками покажите их взаимосвязь.

11. Статистическая обработка (объяснить смысл статистической обработки опытных данных).

12. Наглядное представление опытных данных. (представить в виде диаграммы, графика или гистограммы, данные которые Вы хотели бы получить в ходе исследования  с применением указанных Вами методов. Наглядно представьте две возможные версии результатов опыта. в случае а) справедливой  и  б) ошибочной гипотезы исследования, с условными обозначениями и комментариями.

13. Сформулировать выводы, допуская, что выдвинутая Вами гипотеза справедлива.

 

Ваша презентация должна включать обязательно все 13 пунктов, именно по такому алгоритму разбирается конкретная экологическая ситуация. С  примерами презентаций и концепцией можно ознакомиться в прилагаемых файлах. Таким образом,  вы продемонстрируете основную компетенцию при изучении дисциплины «Экологический менеджмент», а именно, формирование у обучающихся представление об экологическом менеджменте как общепризнанном организационно-управленческом инструменте практического решения экологических проблем и обеспечения национальной безопасности в экологической сфере.

Роли в группах:

Координатор  уточняет цели и продвигает принятие решения, он хороший коммуникатор, социальный лидер и руководитель.

Исполнитель (практический организатор и преобразователь  идей в управляемые задачи. Он вносят систему в деятельность команды.

 

Критерии оценки анализа экологической ситуации

№ п/п

Наименование

Кол-во баллов

1.      

Тема.

 

1.      

2.      

Цель.

 

2.      

3.      

Объект исследования.

 

3.      

4.      

Предмет исследования (изучаемое свойство).

 

4.      

5.      

Актуальность.

 

5.      

6.      

Задачи, поставленные в ситуации.

 

6.      

7.      

Гипотеза.

 

7.      

8.      

Методика

8.      

9.      

Оборудование и материалы

9.      

10.  

Схема опыта или эксперимента/наблюдения

10.  

11.  

Статистическая обработка

11.  

12.  

Наглядное представление опытных данных

12.  

13.  

Выводы

13.  

Кол-во набранных баллов

13

10-13 баллов – отлично;

7-9 баллов – хорошо;

5-6 баллов – удовлетворительно;

Меньше 5 баллов – неудовлетворительно.

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм разбора экологической ситуации

Выбираем  экологическую ситуацию № 12. В море произошёл разлив нефти.

По указанному алгоритму начинаем описывать экологическую ситуацию.

1. Тема.  Разлив нефти в море.

2. Цель. Предложить превентивные меры или  методы устранения разлива нефти с поверхности воды.

3. Объект исследования.  Экологическая ситуация (разлив нефти в воде).

4. Предмет исследования (изучаемое свойство). Управление экологической ситуацией. (Влияние и устранение негативного влияния при разливе нефти в водной акватории),

5. Актуальность. В водоемы и реки попадают нефть и отходы нефтепродуктов, вещества органического и минерального происхождения; в почвенный покров - шлаки, зола,  промышленные отходы, кислоты, соединения тяжелых металлов и др. Множество разработанных технологических процессов привело к росту числа токсичных веществ, поступающих в окружающую среду.

6. Задачи, присутствующие в экологической ситуации, которые необходимо решить.

А) Проанализировать способы перевозки нефти в местах добычи морским путем.

Б) Рассмотреть виды образования нефтяных эмульсий в воде, сделать вывод.

С)  Идентифицировать применяемые способы очистки воды от нефтяных загрязнений.

Д) Разработать организационную и технологическую стратегию по устранению разлива нефти в воде.

7. Гипотеза. Можно ли разработать методику по управлению экологической ситуацией, которая практически оздоровит окружающую среду?

8. Методика (способы, методы получения опытной информации об объекте, свойство которого Вы планируете исследовать по схеме: название метода, какое свойство и как изучается, получаемые данные или размерность).

С учетом ЭС, возникающих в повседневной жизни, образовании и производственной деятельности, их можно с требуемой степенью полноты описать набором шагов:

1. Наименование ситуации;

2. Набора признаков ситуации, по которым ее можно идентифицировать;

3. Место возникновения ситуации;

4. Возможные причины ситуации;

5. Действия в ЭС;

6. Последствия ЭС.

     Применяем методику к исследуемой ситуации:

1.Разлив нефти на воде.

2. Темные пятна на воде, специфический запах, маслянистые разводы.

3. Пристань, берег реки, открытое море, место добычи нефти.

4. Авария, халатность капитана, несоблюдение правил эксплуатации транспорта, ремонтные работы в несанкционированных местах, прорыв трубопровода.

5. Сообщение в соответствующие органы, возможны меры по ликвидации загрязнения, обученный персонал, применение биологических и химических реактивов.

6. Гибель живых организмов, выделения отравляющих газов, пожар, поражение природы.

Разрабатываемый дидактический материал для визуализации можно представить в виде рисунка 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Оборудование и материалы, реактивы, необходимые для проведения планируемого Вами исследования по схеме: название – назначение (для чего?), способ применения (как?).

Существуют и находят практическое применение  различные приближенные методы оценки качества воды, основанные на гидробиологических, бактериологических, гидрохимических и других  характеристиках состава и свойств воды.

     Для выделения из сточных вод всплывающих примесей -  нефти, масел, жиров  в промышленности используют нефтеловушки и жироловушки. По сути эти приспособления являются также отстойниками, но примеси здесь концентрируются на поверхности водного зеркала, собираются и удаляются  из верхней части.

 

10. Схема опыта или эксперимента/наблюдения (для построения схемы используйте прямоугольники, в которых напишите суть этапов планируемого опыта, стрелками покажите их взаимосвязь. Предлагаемая схема представлена на рисунке 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Статистическая обработка (объяснить смысл статистической обработки опытных данных).

Знание возможно большего числа, а также оценка  значимости экологических ситуаций по результатам воздействия позволяют организации планировать природоохранную деятельность и устанавливать цели в области охраны окружающей среды.

         Определение ЭС и оценка связанных с ними воздействий на окружающую среду

         Установление процедуры определения степени приоритета каждого ЭС

         Формирование перечня ЭС и установление порядка его внедрения, т.е. систематического контроля и внесения возникающих изменений

         Идентификация ЭС для каждого вида деятельности.

         Определение степени приоритетности ЭС для формирования алгоритма принятия решений.

 

12. Наглядное представление опытных данных,  (представить в виде диаграммы, графика или гистограммы, данные которые Вы хотели бы получить в ходе исследования  с применением указанных Вами методов. Наглядно представить две возможные версии результатов опыта. в случае а) справедливой  и  б) ошибочной гипотезы исследования, с условными обозначениями и комментариями можно  в виде рисунка 5 и 6.

В случае справедливости поставленной гипотезы данная методика по устранению разлива нефти в море уменьшит зону поражения водной акватории, в обратном случае она увеличит зону поражения водной акватории.

Подтвержденная гипотеза исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неподтвержденная гипотеза исследования

 

13. Сформулировать выводы, допуская, что выдвинутая Вами гипотеза справедлива.

Таким образом,  выдвинутая гипотеза подтвердилась в ходе проведенного исследования,  что алгоритм управления экологической ситуацией снизит зону поражения водной акватории, тем самым  снизит негативной воздействие деятельности человека на окружающую среду.


Скачано с www.znanio.ru

Учебная дисциплина: «Экологический менеджмент»

Учебная дисциплина: «Экологический менеджмент»

На реке зарегулировали сток (построили каскад водохранилищ с плотинами)

На реке зарегулировали сток (построили каскад водохранилищ с плотинами)

Оборудование и материалы реактивы, необходимые джля проведения планируемого

Оборудование и материалы реактивы, необходимые джля проведения планируемого

Предмет исследования (изучаемое свойство)

Предмет исследования (изучаемое свойство)

Задачи, присутствующие в экологической ситуации, которые необходимо решить

Задачи, присутствующие в экологической ситуации, которые необходимо решить

Оборудование и материалы , реактивы, необходимые для проведения планируемого

Оборудование и материалы , реактивы, необходимые для проведения планируемого

Статистическая обработка (объяснить смысл статистической обработки опытных данных)

Статистическая обработка (объяснить смысл статистической обработки опытных данных)

Неподтвержденная гипотеза исследования 13

Неподтвержденная гипотеза исследования 13
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2022