Практикум для педагогов, работающих с детьми 3 – 4 лет
Тема:
Подготовила воспитатель
Лихачева О.А.
г. Озёры
Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время так же требует творческих нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная проблема не нова в плане её постановки. Не нова она и в плане доказательства необходимости её решения уже в дошкольном возрасте. Общеизвестное выражение С.М.Михалкова «Всё начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психологического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы уже не складываются такие благоприятные возможности для его развития.
Поэтому творчество, творческое развитие – одно из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходимо широкий подход к этой проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребёнка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отношении к самому себе (т.е. творческое саморазвитие).
Основные задачи развития творческих способностей в лепке
Основные задачи развития детского творчества в лепке следующие:
· Развивать интерес к данному виду деятельности;
· Учить, начиная с младшей группы, создавать форму предмета на основе восприятия действительности путём обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков;
· Подводить к использованию и комбинированию вылепленных форм. По мере возможности в каждой возрастной группе научить свободно пользоваться способами лепки и выразительными средствами;
· Постепенно научить детей самостоятельно задумывать темы для лепки, пользоваться впечатлениями от воспринятого посредством наблюдения окружающего, от слушания художественной литературы, рассматривания иллюстраций и восприятия произведения искусства;
· Учить детей активно воспринимать указания воспитателя, проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки, выразительных средств.
В связи с тем, что развитие творчества, умение детей свободно задумывать тему и решать её зависят от того, насколько они владеют техникой лепки, на эту сторону следует обратить большое внимание. На каждом занятии наряду с задачами творческого характера ставятся задачи обучения детей технике лепки. Чем больше изобразительных приёмов знает ребёнок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формируют эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всём его многообразии.
«…В семье изобразительных искусств, - отмечал скульптор И.Я.Гинцбург, - лепка играет ту же роль, как и архитектура в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изображение предмета… правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – всё это ясно выражается при изображении предмета только посредством лепки».
Диагностика лепки во младшей группе (3 – 4 года)
1. Умение отделять от большого куска небольшие комочки.
Критерии оценки работы детей.
Высокий уровень - 3 балл
Ребёнок сразу понимает задание, владеет приемом сравнения величины предмета.
Средний уровень - 2 балла
Ребёнок понимает задание только после повтора, выполняет с помощью взрослого и неаккуратно.
Низкий уровень - 1 балл
Пытается выполнить задание после повторного показа, но в конечном результате не заинтересован.
2. Раскатывание комочка круговыми и прямыми движениями.
Критерии оценки работы детей.
Высокий уровень - 3 балл
Владеет всеми техническими операциями в полном объеме, сам контролирует выполнение задания.
Средний уровень - 2 балла
Затрудняется назвать последовательность выполнения заданий, добивается положительного результата.
Низкий уровень - 1 балл
Не выполняет задания даже после показа и обучения.
3. Умение соединять концы получившейся палочки.
Критерии оценки работы детей.
Высокий уровень - 3 балл
После объяснения самостоятельно приступает к работе, выполняет точно и аккуратно.
Средний уровень - 2 балла
Приступает к работе только после повторного объяснения приемов соединения.
Низкий уровень - 1 балл
Сгибает палочку произвольно, не добиваясь соединения концов.
4. Умение украшать вылепленный предмет при помощи стеки.
Критерии оценки работы детей.
Высокий уровень - 3 балл
Проявляет инициативу, соблюдает пропорции правильно держит стеку, обладает чувством прекрасного.
Средний уровень - 2 балла
Правильно понимает задание, но выполняет его только после повторного объяснения.
Низкий уровень - 1 балл
Не стремится к выполнению поставленной задачи, не владеет техникой работы со стекой.
5. Умение создавать предметы, состоящие из двух-трех частей.
Критерии оценки работы детей.
Высокий уровень - 3 балл
Выполняет все самостоятельно, сочетает разные по форме детали в одном образе.
Средний уровень - 2 балла
Правильно выполняет задание, но с небольшой помощью воспитателя.
Низкий уровень - 1 балл
Ребёнок не может выполнить задание даже после неоднократного объяснения и показа способов выполнения.
6. Умение сплющивать шар ладонями обеих рук.
Критерии оценки работы детей.
Высокий уровень - 3 балл
Владеет техникой сплющивания шара, применяет этот прием самостоятельно.
Средний уровень - 2 балла
Ребёнок использует этот прием с помощью подсказки воспитателя.
Низкий уровень - 1 балл
Ребёнок не достигает конечного результата из-за неразвитости моторики обеих рук.
7. Аккуратность в обращении с материалом.
Критерии оценки работы детей.
Высокий уровень - 3 балл
Аккуратно использует материалы, содержит в чистоте рабочее место.
Средний уровень - 2 балла
Допускает некоторую загрязненность рабочего места.
Низкий уровень - 1 балл
Не может соблюдать правил гигиены.
8. Умение объединять вылепленные фигурки в композицию.
Критерии оценки работы детей.
Высокий уровень - 3 балл
Обладает способностью моделирования, составляет интересные композиции самостоятельно, передает характерные черты образа.
Средний уровень - 2 балла
Объединяет вылепленные фигурки в композицию только с помощью воспитателя.
Низкий уровень - 1 балл
Составить композицию даже с помощью воспитателя затрудняется.
9. Умение проявлять радость от восприятия своей работы.
Критерии оценки работы детей.
Высокий уровень - 3 балл
Выражает яркий эмоциональный отклик на результат своей работы, передает свои впечатления в работах.
Средний уровень - 2 балла
Сдержан в оценке своей работы, но заинтересован в конечном результате.
Низкий уровень - 1 балл
Ребёнок безразличен к конечному результату.
Результат обследования ребенка:
Уровень |
Общее количество баллов |
Высокий |
18 – 27 |
Средний |
10 – 17 |
Низкий |
0 – 9 |
Диагностика проводится во время занятий по лепке.
1-ый, 2-ой, 3-ий критерии: на каждом занятии («Палочки», «Конфетки», «Мандарины», «Апельсины», «Бублики», «Крендельки»)
4-ый критерий: занятия «Колобок», «Печенье», «Елочный шар», «Неваляшка»
5-ый критерий: занятия «Погремушки», «Пирамидка», «Снеговик», «Маленькие куколки», «Пушка», «Мишка»
6-ой критерий: занятия «Пряники», «Лепешки большие и маленькие», «Угощение для кукол»
7-ой критерий: на каждом занятии
8-ой критерий: занятия «Воробышки», «Кот», «Самолеты стоят на аэродроме», «Цыплята гуляют»
9-ый критерий: на каждом занятии
МДОУ детский сад общеразвивающего вида №2 «Дельфинчик»
Диагностическая карта по «Развитию изобразительной деятельности»
ЛЕПКА (3-4 года) II младшая группа
20__ - 20__ учебный год Воспитатель _______________
Фамилия, имя ребенка
|
Возраст ребенка на момент обследования (сентябрь/май)
|
Проявляет интерес к лепке |
Умеет отделять от большого куска небольшие кусочки |
Раскатывает комочки круговыми и прямыми движениями |
Соединяет концы получившейся палочки |
Умеет украшать вылепленный предмет, используя палочку |
Создает предметы, состоящие из двух-трех частей |
Умеет сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук |
Аккуратно обращается с материалом |
Объединяет вылепленные фигурки в композицию |
Проявляет радость от восприятия результата своей работы |
Общий балл |
Уровень |
||||||||||||||||||||
Сентябрь/май |
с |
м |
с |
м |
с |
м |
с |
м |
с |
м |
с |
м |
с |
м |
с |
м |
с |
м |
с |
м |
с |
м |
|
|
|||||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
13. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
15. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
16. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
17. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
18. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
19. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
20. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.