В практикуме для педагогов - «Повышение доверия другим и себе как профилактика конфликтности», говорится об ознакомлении участников семинара с теоретическими аспектами по проблеме доверия другому и себе. Коррекция и развитие личностного образования доверие другому; коррекция и развитие личностного образования доверия к себе;В практикуме для педагогов - «Повышение доверия другим и себе как профилактика конфликтности», говорится об ознакомлении участников семинара с теоретическими аспектами по проблеме доверия другому и себе. Коррекция и развитие личностного образования доверие другому; коррекция и развитие личностного образования доверия к себе;
Практикум «Повышение доверия другим и себе как профилактика конфликтности»
Цель – коррекция и развитие доверия другому и себе.
Задачи:
1. Теоретическая: ознакомление участников семинара с теоретическими аспектами по
проблеме доверия другому и себе.
2. Методическая: на основе проведенного анализа теории доверия и теоретического
анализа социальнопсихологических характеристик участников семинара составить
программу практикума.
3. Практические:
3.1 коррекция и развитие личностного образования доверие другому;
3.2 коррекция и развитие личностного образования доверия к себе;
3.3 оценка эффективности практикума с помощью обратной связи.
Теоретикометодологическая основа практикума: положения субъектнодеятельностного
подхода (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщинков,
А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, В.В. Знаков и другие); положения комплексного и
системного подходов (Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, В.Г.
Асеев, А.Г. Асмолов, В.А. Барабанщиков, В.А. Бодров, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин,
А.Л. Журавлев, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, В.А. Кольцова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
Е.В. Шорохова, А.В. Юревич, М.Г. Ярошевский и другие); основные положения теории
доверия (И.В. Антоненко, Т.П. Скрипкина, А.Б. Купрейченко и другие); положения
телесноориентированной терапии (В. Райх, А. Лоуэн, Ф.М. Александер, М. Фельденкрайз, А.
Янов), характеристика подросткового возраста (А.Е. Личко, А.В. Толстых, И.С. Кон, Л.И.
Вассерман, И.А. Горьковская, Е.Е. Ромицина, Э. Эриксон, М. Кле); основные положения
работы Тгрупп (К. Левин, Ялом, Шейн, У. Беннис, Брадфорд, C. Argyiris, A.C.Jr. Banet, C.A.
Hayden и другие).
Формы работы: когнитивноповеденческие техники психологической коррекции, техники
телесноориентированной терапии.
Оборудование и стимульный материал: образец правил группы, классная доска, мел или
фломастер, мячик.
Оценка эффективности: эффективность практикума оценивается с помощью наблюдения за
участниками при выполнении упражнений.
Содержание семинара
«Знакомство»
Цель – знакомство участников с темой семинара и правилами группы.
Ведущий называет группе тему семинара и знакомит ее с групповыми правилами,
действующими на протяжении всего семинарапрактикума.
Правила для группы:
1. Доверительное общение, обращение к друг другу по имени.
2. Принцип «здесь и сейчас» говорим то, что волнует именно сейчас, и обсуждаем то, что
происходит здесь в группе.
3. Говорим от своего имени: «Я считаю…», «Я думаю…».
4. Оцениваем поступки, а не людей.
5. Активно участвуем, не забываем юмор.
В случае необходимости правила могут быть дополнены.
«Я и другие»
Цель – коррекция и развития доверия другому.Ведущий предлагает каждому участнику бросить мяч другому, отвечая на вопросы:
1. что хорошего он знает об этом участнике?
2. что общего у него с этим участником?
3. в каких случаях он может положиться на этого участника?
«Я+Я=МЫ»
Цель – коррекция и развитие доверия другому.
По команде ведущего все участники одновременно произносят слово «Я», затем хлопают в
ладоши на знак «+», снова говорят слово «Я», два раза хлопают в ладоши на знак «=» и
произносят слово «Мы».
«Мой цветок»
Цель – коррекция и развитие доверия себе.
Ведущий предлагает участникам семинара нарисовать на бумаге цветок (образец он сам рисует
на классной доске), в центре которого каждый пишет свое имя. Далее на каждом лепестке
записываются ответы на следующие вопросы:
1. в чем Я хорошо разбираюсь?
2. за что Я нравлюсь самому себе (или люблю самого себя)?
После выполнения данного задания участники, по желанию, зачитывают свои ответы и
обсуждают их с другими участниками практикума.
«Я и другие»
Цель – коррекция и развития доверия другому.
Ведущий предлагает каждому участнику бросить мяч другому, отвечая на вопросы:
1. что хорошего он знает об этом участнике?
2. что общего у него с этим участником?
Примечание. Повтор данного упражнения после упражнения «Мой цветок» может повысить
эффективность проведенной рефлексии – каждый участник еще раз услышит, что о нем
думают другие.
«Обратная связь»
Участники практикума записывают свое мнение о проделанной работе в журнале «Обратной
связи».
Литература:
1. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Изд. 3е. – Ростовн/Д: Феникс,
2005.
2. Коррекционноразвивающие программы с использованием специального оборудования
для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. –
Ярославль: Центр «Ресурс», 2002.
3. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. – М.: Издво «Институт психологии
РАН», 2008.
4. Сальникова Н. Работа с детьми : школа доверия. – СПб.: Питер, 2003.
5. Скрипкина Т.П. Психология доверия : Учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия»,
2000.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь