Практическое занятие № 14
по теме: «Правописание частиц. Правописание союзов.»
Цель: научиться правильно употреблять и объяснять правописание частиц и союзов.
Оснащение: тетрадь для практических работ
Ход работы:
Задание 1 Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова.
1. Скажи (ка), дядя, ведь (не) даром Москва, спалён..ая пожаром, французу отдан..а? (Лермонтов). 2. У нас с вами замечательный начальник штаба, хороший, обстрел..ный, продымлён..ый, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особен..ое придумать, что (бы) стать настоящим героем (Симонов). 3. И жутко и сладко ей было в одно и то (же) время (Салтыков-Щедрин). 4. Я (не) против ф..нтастики сказок – они то (же) хорошее, добротное человеческое творчество (М. Горький). 5. Корвет порядочно (таки) качало (Станюкович). 6. Да, трепануло (таки) нас порядочно (Станюкович). 7. Послушай (ка), дружище, ты, сказывают, петь великий мастерище? (Крылов). 8. Поди (тка) принеси огоньку зап..чатать письмо (Гоголь). 9. И он любил (таки) покушать (Станюкович). 10. Собака просто (таки) (не) терпела матросов (Станюкович). 11. Как (же) так (с)? (Дорошевич). 12. Выпей (ка) огуречн..го рас..олу с мёдом (Пушкин). 13. А речка начинает, как (бы) с..рдясь на нас, громче шуметь (Тихонов). 14. Матросик так (таки) и обомлел (Станюкович). 15. Как (же) это так (с)! Палуба, можно сказать, в (не) котором роде (с) даже священ..ое место (с), а вы, с позволения сказать (с), плюётесь! Вы плюн..те (с), другой плюн..т (с) – во что обратит..ся тогда палуба (с)? (Станюкович). 16. Нет, я (таки) выдержал характер (Бунин). 17. Нет, я большой (таки) чудак (Чехов). 18. Но он всё (таки) продолжает, пока кто (то) (не) говорит: «Нет (ли) у вас чего (либо) поновее, доктор?» (Станюкович). 19. И всё (таки), и всё (же) река с рекою схожа (Татьяничева). 20. Тёркин будто (бы) рас..терян.. (Твардовский). 21. Выскакивают люди, озабочен..ые только тем, что (бы) их слыш..ли и вид..ли, выскакивают и засоряют яко (бы) «новыми», но пустыми словами простое и ясное (М. Горький). 22. – Это что (же) делается (то), а? – рас..троен..о и рас..терян..о заговорила Прасковья Ивановна (Лаптев). 23. Злодеи (не) злодеи, а твои ребята (таки) пошарили да порастаскали (Пушкин). 24. Деревья я (таки) ломать могу, а (не) согнул (н..) одного в дугу (Крылов). 25. Нет (ли) книги какой (нибудь) (на) счёт порядков жизни? Поучения, как жить? (М. Горький).
Задание 2 Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
1. Это (н..) тоска, (н..) скука, а гораздо хуже (Л. Толстой). 2. В деревне (н..) было (н..) собак, (н..) кур (Паустовский). 3. Я (н..) мог (н..) согласиться с доводами товарищей (Н. Островский). 4. (Н..) может волк (н..) охнуть, (н..) вздохнуть (Крылов). 5. Снегу навалило чуть ли (н..) по колено (Синявский). 6. Как бы то (н..) было, а осень мне нравится (Чехов). 7. Путешественники во что бы то (н..) стало должны перейти горную речку (Гончаров). 8. Он (н..) жив (н..) мёртв мчится назад (Гончаров). 9. (Н..) думаешь ли ты, что я тебя боюсь? (Пушкин). 10. Кто только (н..) шёл по этому шоссе! (Симонов). 11. Немецкое командование (н..) могло (н..) знать, что в городе нет (н..) воинских частей, (н..) военных объектов (Фадеев). 12. Кто б (н..) был ты, печальный мой сосед, люблю тебя, как друга юных лет (Лермонтов). 13. Есть род людей, известный под именем: люди так себе, (н..) то (н..) сё, (н..) в городе Богдан, (н..) в селе Селифан, по словам пословицы (Гоголь). 14. Как месяц (н..) свети, всё (н..) солнца свет (Крылов). 15. (Н..) верьте словам (н..) своим, (н..) чужим, верьте только делам и своим, и чужим (Л. Толстой). 16. (Н..) одной тучки (н..) было на небе (Л. Толстой). 17. (Н..) одна звезда (н..) озаряла трудный путь (Лермонтов). 18. (Н..) один я так думаю, вся команда того же мнения (Станюкович). 19. Больше ему (н..) о чём (н..) хотелось думать (Проскурин). 20. Всем существом понимала и чувствовала: сын пошёл в него – и (н..) в кого другого (Тынянов).
Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Подчеркните союзы и укажите, какие синтаксические единицы они связывают.
1. Тёмная грозовая туча уже ушла д..леко и ун..сла (с)собой грозу.(А. Чехов)
2. Ночь уже л..жилась на горы, и туман нач..нал бр..дить по ущельям.
(М. Лермонтов). 3. Чтобы вода (не)залила огонь, пр..шлось подкладывать в костры больше дров. (В. Арсеньев) 4. Солнце село, но в лесу ещё светло.
5. Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморо..ь. (В. Арсеньев).6. Если ты что(нибудь) делаешь, делай это хорошо. (.Л. Толстой) 7. Бим увидел, что здесь (ни)кто (ни)кого (не)трогает, (ни)кто ни(в)кого (не)стреляет. (Г.Троепольский)
Упражнение 2. Раскройте скобки и напишите союзы слитно, а сочетания местоимений и наречий с предлогами, союзами и частицами — раздельно.
1. Природе надо, что(бы) ее любили. 2. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело большие сугробы (Арс.). 3. Хаджи Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то(же) (Л.Т.). 4. После длительного перехода люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе (Арс.). 5. (И)так, все осталось по-прежнему. (И)так изо дня в день (З.Кур.). 6. И что(бы) и о чем(бы) ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали (С.Ц.). 7. За что купил, (за)то и продаю. 8. Ты произнес свои слова так, (как)будто ты не признаешь теней, а так(же) и зла (Булг.). 9. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался (Биан.). 10. Хочется говорить так(же) медленно и точно, как он. Так(же) сузить брови и так(же) поправлять на столе разложенные бумаги (Кож.). 11. Он хорош собой, (при) том умен. 12. В пяти верстах (от)того места, где происходила переправа, через трясину был перекинут мост (Фад.). 13. Вам не случалось быть (при)том, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной? (Твард.). 14. Собаки притихли (от)того, что никто посторонний не потревожил их. 15. На перевале внизу я увидал зеленую долину, покрытую (не)то высокими тополями, (не)то минаретами, я увидел желанный край, такой радостный, такой приветливый (Пришв.). 16. Грянул выстрел, (за)тем все стихло. 17. Мария Трофимовна умоляла идти скорее, потому(что) леса горят, пожар может пересечь дорогу (Пауст.). 18. Ему вдруг стало досадно на самого себя, (за)чем он так распространился перед этим барином (Г.). 19. Я пришел (за)тем, что ты мне обещал. 20. (За)чем пойдешь, то и найдешь (Посл.). 21. (По)чему судят о людях: по уму, трудолюбию или по житейской хватке? 22. Василек во что(бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату (Н.О.). 23. (По)чем сейчас свежие помидоры? 24. (По)этому признаку и (по)тому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.)
Упражнение 3. Прочитайте. Определите основную мысль текста, озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Спишите текст. Укажите союзы и их функции.
Крупная земл..ника и клубника всюду алели так ярко, что казались рубинами на тёмной зелени травы. Ребята работали ловко, я (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) ни(от)кого (не)отставал. Нагибался к земле и бегал я (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) проворно, как самые шустрые ягодники. (В)течени.. нескольких часов моё ведёрко было (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) полно, как и у ребят. Ближе к полудню мы уже соб..рали ягоды себе в рот или кепку. Ржаной хлеб, свежие ягоды, отдых на травке быстро восстанавливали наши силы. Через (пол)часа отдыха мы мчались к лесной реч..нке, которая (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) служила одной из пр..манок нашего путешествия.
К вечеру мы торопились домой, (ЧТО БЫ, ЧТОБЫ) на следующий день повторить (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) путешествие. За день мы чу..ствовали усталость. (ЗА ТО, ЗАТО) как пр..ятно быть в лесу и соб..рать ягоды!
Упражнение 4. Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания
1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно (Н.). 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л. Т.). 4.Теплая небесная вода для растений — то (же) самое, что для нас любовь (Пришв.). 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало (Арс.). 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) (Арс.). 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.). 8. Я решил пойти один на болото караулить — пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда (В. Б.). 9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особенное придумать, что (бы) стать настоящим героем (Сим.).
Упражнение 5. Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужно запятая перед союзом И? Правильно расставьте знаки препинания.
Образец: Листья пожелтели и …
Листья пожелтели и опали. 2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев.
1. Воздух прохладен и …2. Клубника у нас крупная и …3. В садах цвели яблони и ...4. День солнечный и …
Упражнение 6. Закончить пословицы, употребляя противительные союзы.
1. В гостях хорошо…2.Гора с горой не сходится …
3. Мягко стелют …4. Мал золотник …5.Книга в счастье украшает …
Упражнение 7. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание выделенных слов.
1) В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась так(же) одна очень странная, не виданная мною рыбка. (А. Куприн) 2) Шепот дождя то стихал, то опять повышался, но за(то) подымался ветер. (В. Короленко) 3) Я люблю Мещерский край за(то), что он прекрасен. (К. Паустовский) 4) Что(бы) встретить весну (и журчанье лесов, и земли обновленье), я уехал подальше в деревню, в глухие леса. (В. Солоухин) 5) Что(бы) он ни говорил, что(бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно. (Л. Толстой) 6) Что(бы) поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Толстой) 7) И ветер то начинал шуметь в голых деревьях, то замолкал так(же), как и я, прислушиваясь к течению ночи. (К. Паустовский) 8) Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился, за(то), что на ней умереть мне завещано, что русская мать нас на свет родила. (К. Симонов)
Упражнение 8. Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания слов
1. Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (погов.). 2. Бранил Гомера, Феокрита, за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом (П.). 3. Ему вдруг стало досадно на самого себя, за (чем) он так распространился перед этим барином (Г.) 4. Мы выпили по стакану воды, при (чем) старик нам кланялся в пояс (Т.).5. Прибыл он за (тем), чтобы продать леса и на вырученные деньги прожить лето за границей (С.-Щ.). 6. Из-за тумана и (от) того, что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги, и вся фанза наполнилась дымом (Аре). 7. Вслед за (тем) он встал с постели (Л. Т.). 8. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, (от) чего она так загрустила (Кор.). 9. Вода была тепла, но не испорчена, и при (том) ее было много (Гарш.). 10. Мне стало грустно и досадно не по (тому), что гунны вымерли, а от (того), что смысл слова, которое меня так долго мучило, оказался столь простым и ничего не дал мне (М. Г.). 11. От (того) ли, что учреждение это находилось в глухом губернском городе, или по другим причинам, но жильцов в нем всегда бывало мало (Купр.). 12. По (тому), что говорил «дед», ясно было, что Витька сдержал слово (Фад.). 13. Однажды Варюша проснулась от (того), что воробей прыгал по оконцу и стучал клювом в окно (Пауст.). 14. По (этому) признаку и по (тому), что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.). 15. За (чем) пойдешь, то и найдешь (поел.). 16. И (так), все кончено (П.).
Упражнение 9. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор союзов из первого и второго предложения.
1. Я вертела шкатулочку (и)так (и)этак, но (не)смогла её открыть. 2. (И)так, сегодня мы нач..наем изучать тему "Правописание союзов". 3. Выуч..те правило о правописани.. союзов так(же) сделайте два упражнения на эту тему. 4. Мы отдохнём (за)тем холмом, а (за)тем продолжим наш поход. 5. Мы то(же) были вчера в парке. 6. Так(же), как и вчера хлестал дождь.
7. Вы пришли сюда, что(бы) выбрать что-то из произведений В. Астафьева? 8. Что(бы) мне вам предложить? 9. (По)тому переулку проехать мы (не)смогли, (по)тому поехали в об..езд. 10. Мы сильно устали (по)этому легли спать, даже (не)поужинав. 11. Зазвенел будильник, (по)этому звуку я поняла, что пора вставать.
Упражнение 10. Прочитайте текст и укажите сочинительные и противительные союзы. Проведите морфологический разбор союзов.
ОБРАЗЕЦ: Что – служебная часть речи, союз. Это союз простой, так как состоит из одного слова. Союз подчинительный, потому что соединяет придаточное предложение с главным; изъяснительный, так как указывает на то, о чём говорят. Служит для связи простых предложений в составе сложного.
Как часто приходится слышать суждение о том, что жестоко держать собаку в городской квартире, но я никогда не слышал, чтобы то же самое говорили о кошке. В действительности квартира лишь только просторная конура для собаки, так как она обычно сопровождает своего хозяина на прогулках, в то же время для кошек квартира не что иное, как большая клетка.
Упражнение 1. Спишите предложения, соединяя однородные члены подходящими по смыслу сочинительными союзами. Графически покажите, какими членами предложения являются однородные члены.
1) Он смеётся ... плачет. 2) Куртка дорожная .. некрасивая
3) Он красив... умён. 4) Он красив... неумён.
5) Он умён ... хитёр. 6) Он глуп...хитёр.
7) Река широкая ... неглубокая. 8) Река неглубокая ... широкая.
9) Река не глубокая ... мелкая.
Упражнение 12. Закончите начатые предложения так, чтобы получились сложноподчиненные предложения. Запишите предложения, постройте их схемы. Обозначьте союзы. Определите их разряд по значению.
1) Каждый день родители ожидали, ... . 2) В сказке говорится о том, ....
3) Илья подошёл к окну и увидел, ..... 4) Я так ничего и не понял, ... .
5) Друзья часто спрашивают о том, ... .
Упражнение 13. Объясните написание выделенных слов.
1. Причем здесь старший брат, когда проступок совершил младший? 2. При том доме находится большой сад. 3. От чего вы отказываетесь: от прогулки в лесу или от купания в реке? 4. О человеке нужно судить по тому, что он делает для других. 5. Непонятно, почему до сих пор его нет. 6. По чему вы судите о предстоящей перемене погоды: по направлению ветра, по полету птиц или по другим признакам? 7. Один рассказывал разные небылицы, другой повторял то же. 8. Старший брат занимается хорошо, младший учится так же. 9. Почем сейчас свежие огурцы? 10. Вместо музыкальных инструментов для оркестра использовали всякую утварь, били по чем попало. 11. Все зависит от того, что скажет врач. 12. Девушка работает и притом учится. 13. Итак, все ясно. 14. Поступали и так и сяк.
Упражнение 14. Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки. Составьте схемы каждого предложения. Найдите сочинительные и подчинительные союзы, определите, что соединяет каждый союз.
Было такое светлое, чистое праз(?)ничное утро как (будто) кто(то) за ночь взял и вымыл заботливыми руками и бережно ра(с, сс)тавил по местам и это голубое небо и пушистые белые облака на нем и высокие старые тополи трепетавшие молодой, клейкой, бл..гоухающ..й листвой. Днепр ра(с, сс)тилался перед нами на (не)обозримом пространстве. (А. Куприн)
Упражнение 15. Перепишите, раскрывая скобки
1. На этом снегу потерять лыжу значило то (же) самое, что в открытой воде остаться с худым челном (Пришв.). 2. Сверкнула молния, и вслед за (тем) послышался резкий удар грома (Арс.). 3. Я за вами на коне поскакал бы то (же) (Марш.). 4. По голосу его, по (тому), как он вдыхал запах воды, оглядываясь по сторонам, я понял, что Зуев не хочет торопиться только по (тому), что с необыкновенной радостью ощущает себя в привычных местах (Пауст.). 5. Трудно даже представить, что (бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал (Грин). 6. Я люблю тебя за (то), что ты всегда все умеешь объяснить. 7, Василек во что (бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату (Н.О.). 8. Из пяти человек бюро трое были за (то), что (бы) Косте вынести выговор и перевести на другую работу (Д. О). 9. В стороне села небо чуть засветилось, под тучами заиграли бледно-голубые зарницы — не (то) загорелось что-то, не (то) стали опять пускать ракеты. 10. От (того), кто не мил, и подарок постыл (посл.).
Упражнение 16. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.
1. (За)что же, (не)боясь греха, кукушка хвал..т петуха? 2. (За)то, что хвал..т он кукушку. 3. Змея хоть в новой коже, нутро у ней всё то(же). 4. Как много ручейков текут так смирно, гладко (и)так журчат для сердца сладко лишь только (от)того, что мало в них воды! 5. Берись за(то), к чему ты сроден, коль хочешь, что(б) в делах успешный был конец. 6) Смотри, кума, что(бы) (не)осрамит..ся. 7. "Вот друга я люблю!- вскричал Демьян.- За(то) уж чванных не терплю". 8. И в людях так(же) говорят": "Кто посмирней, так тот и виноват". (Из басен И. Крылова)
Упражнение 17. Раскройте скобки, выбрав правильные варианты написания слов.
1) Он не возражал, мы так(же) были согласны. — Земля была так(же) прекрасна, как и все вокруг. 2) Все утверждали то(же) самое. — Я пришел то(же). 3) (И)так, все решено. — (И)так будет всегда. 4) Он учится и (при)том работает. — (При)том положении дел это будет сложно. 5) Нет ничего в мире, что(бы) могло восполнить эту утрату. — Она сжала губы, что(бы) они не дрожали.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.