Предмет и задачи психологии как науки

  • docx
  • 31.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема «Предмет и задачи психологии как науки».docx

Тема «Предмет и задачи психологии как науки»

 

рассматриваемые вопросы:

1.     предмет и задачи психологии как науки;

2.     сравнительная характеристика научной и житейской психологии;

3.     отрасли психологии;

4.     связь психологии с другими науками;

5.     связь психологии с педагогической наукой и практикой.

 

1. Предмет и задачи психологии как науки

 

Термин “психология” происходит от двух древнегреческих слов: “психе” — душа и “логос” — знание или изучение.

Смысл самого слова «психология» становится понятным, если учесть, что оно состоит из двух греческих терминов: psyche — душа, происходящего от имени греческой богини Психеи, и logos — слово, понятие, учение, наука.

Предложен же этот термин был не в Древней Греции, а в Европе в XIX в. Он получил всеобщее признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа “Социальная психология” (1732) и “Эмпирическая психология” (1734).

Согласно одному из мифов, бог любви Эрот влюбился в простую крестьянку Психею, отличавшуюся, однако, божественной красотой.

Но мать Эрота богиня Афродита была очень недовольна тем, что ее сын, небожитель, захотел соединить свою судьбу с простой смертной. Афродита стала прилагать усилия, чтобы разлучить влюбленных. Она заставила Психею пройти через множество испытаний.

Но стремление Психеи соединить свою судьбу с Эротом оказалось столь велико, что это произвело сильное впечатление на богов Олимпа и они решили помочь Психее преодолеть все выпавшие на ее долю испытания и выполнить все требования Афродиты. А тем временем Эроту удалось убедить верховного Бога — Зевса превратить Психею в богиню, сделать ее такой же бессмертной, как боги. Так влюбленным удалось соединиться навеки.

 

В целом же в содержательном плане развитие психологии можно подразделить на следующие этапы.

Первый этап. Психология выступает как наука о душе. Такое определение психологии было дано более тысячи лет назад.

Второй этап. Психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Основным методом исследования стало наблюдение человека за самим собой и описание фактов.                                            

Третий этап. Психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задачи психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки человека, не учитывались).

Четвертый этап. Психология как наука, изучающая объективные закономерности возникновения, становления и функционирования психики. Берет свое начало с открытия в Лейпциге психологической лаборатории.

 

Психология как наука основывается на следующих научных дисциплинах: философия, социология, физиология, история, естественные науки и педагогика.

Психологическая наука — сложная область знаний о внутреннем мире человека.

Основная задача психологииизучение механизма закономерностей, качественных особенностей развития и проявления психических процессов, состояний и свойств как отражающей деятельности мозга, изучение природы и специфики формирования психических особенностей личности, которую Тейяр де Шарден назвал “думающей материей, осознающей свою эволюцию”.

 

Психология — это:

-         наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, которые носят у человека личностный характер;

-         наука о закономерностях развития и функционирования психики, образования связей между психическими явлениями как особой формы жизнедеятельности организма;

-         совокупность признаков и явлений, характеризующих поведение и функциональное состояние организма;

-         объективное изучение реального человеческого поведения и психологических функций, проявляющихся в поведении человека. Эти функции ни в коей мере не даются человеку, а постепенно образуются и изменяются всей деятельностью человека; они отражаются в творениях — продукте деятельности, а творения, в свою очередь, формируют среду для их формирования и организации (Ж. П. Вернан);

-         наука, которая должна выявить закономерности психического развития путем вскрытия примитивных форм, трансформаций, стадий, в которых представлены различные функции человеческого духа (П. Жане);

-         совокупность душевных явлений, свойственных человеку и всем животным;

-         наука, описывающая душевные явления;

-         наука, объясняющая поведение;

-         наука, показывающая отличие людей друг от друга, имеющих одно и то же физическое тело или состояния.

 

Современная психология включает множество различных дисциплин, связанных с изучением самих психических явлений и объяснением человеческого поведения.

 

Задачи и методы психологии как науки

 

Основная задача психологииэто изучение законов психической деятельности в ее развитии.

Перечислим основные задачи психологии в контексте современного ее состояния.

Вначале необходимо обнаружить факты, т. е. максимально подробно описать психологические феномены, отметив их разнообразие и многочисленные проявления. Факты это начало, предыстория, эмпирический базис любого знания.

1)                Из знания фактов вытекает более сложная задача — установление закономерностей или законов обнаруженных явлений. Это означает переход от описания к объяснению добытой фактологии, к нахождению причинно-следственных связей (детерминизм). Возникает возможность предсказания того или иного факта, события, при условии, что наукой доказаны меры воздействия на это событие.

2)                Далее выделяемой задачей становится выявление механизмов реализации установленного закона. Найти механизм, следовательно, понять, смоделировать теоретическую сущность, движущую силу, связи явлений и сущности. Знание законов и механизмов — это уже законченная научная концепция. Применительно к психологии задача выявления механизмов является довольно сложной. Например, можно говорить о биохимических механизмах памяти, но при всей их материальной значимости они не объясняют непосредственно психологические закономерности памяти.

3)                Завершающей задачей психологии является практическое использование, грамотное внедрение ее знаний и результатов в реальную жизнь. Но при этом поднимается большое количество сопутствующих этому проблем: социальных, экономических, методических, организационных. Помимо того, психолог соприкасается с проблемными аспектами, такими как: моральный, этический, нравственный.

 

Сравнительная характеристика научной и житейской психологии

 

Под термином «психология» понимается не только определенная наука, использующая указанный понятийный аппарат, но также и особая область ненаучного, житейского, обыденного знания, которое обходится без строгих понятий, но так или иначе знакома каждому человеку как некая совокупность представлений о психике, чувствах, мыслях, состояниях и т.п.

Причем эта область житейского знания порою оказывается весьма эффективной при распознавании и использовании тех или иных психических явлений, особенно такими людьми как, например, колдуны, ясновидящие, гадалки и т.п.

Тем не менее психология — это прежде всего наука, объектом которой является психика как особая форма связей живых существ (человека или животного) с миром посредством ощущений, чувств, мыслей, возникающих под влиянием необходимости удовлетворения разнообразных потребностей.

Житейские психологические представления лежат в основе нашего представления об окружаю­щих нас людях, о самих себе, о причинах поступков, мотивах пове­дения, успехах и неудачах.

Научная психология имеет много общего с психологией житей­ской, но есть между ними и существенные различия. Они сходны в том, что ставят перед собой одни и те же вопросы: чем определяет­ся тот или иной поступок человека? Как мы мыслим? Почему ино­гда, рассматривая что-то, мы не видим главного? Почему один школь­ник лучше решает задачи, а другой — лучше рисует? Почему у кого- то много друзей, а у кого-то, кто вроде бы ничуть не хуже, их совсем нет? Но отвечают на эти вопросы житейская и научная психология иногда одинаково, а иногда по-разному. Например, на вопрос, поче­му один ученик лучше решает задачи, а другой — лучше рисует, и научная, и житейская психология дают один ответ: у этих детей раз­ные способности.

Способности — это такие индивидуально-психологические осо­бенности человека, которые отвечают требованиям данной деятель­ности и являются условием ее успешного выполнения.

Но при этом житейская психология основывает­ся на том, что человек рождается с теми или иными способностями, все зависит от «природы»: «Уж таким уродился».

Научная психоло­гия, говоря о различиях в способностях людей, не отрицает роли природных, врожденных задатков.

Задатки — это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организ­ма, данные каждому от рождения.

Отличие научной психологии от житейской — и в том, как, на основе чего делаются заключения и выводы.

В житейской психоло­гии они строятся на наблюдениях, стереотипных (шаблонных, тра­фаретных) взглядах, убеждениях. Из-за этого они часто отрывочны, случайны, достаточно косны, нередко противоречат друг другу.

На­учная психология базируется на строгих, полученных в ходе специ­альных исследований и неоднократно проверенных фактах, кото­рые логически систематизируются и объясняются в специальных научных теориях.

Используя суждения житейской психологии, мы обычно легко примиряемся с противоречиями, а часто и не замечаем их. Для уче­ного выявившееся противоречие между фактами или между тем или иным фактом и теорией — важный вопрос для дальнейшего иссле­дования. Теория позволяет выдвигать предположения, строить ги­потезы о все более сложных, все более скрытых от непосредствен­ного наблюдения фактах и тем самым все глубже познавать психи­ку человека и животных.

Психика — способность мозга получать информацию об окружа­ющей действительности, создавать образ объективного мира и ре­гулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.

Работа психики осуществляется только в процессе активной дея­тельности человека, животного.

Активная деятельность — важней­шее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, услож­нения, углубления.

Активное отражение действительности — важнейшее свойство дифференцированного, обладающего многоуровневыми связями между различными отделами высокоорганизованного мозга. Оно при­суще и животным, и человеку. Чем сложнее, чем сформированнее мозг, тем большими способностями обладает психика, тем более она развита. Наиболее высокого, полного уровня развития психика до­стигает у человека.

Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает.

Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, преду­гадывать то, что будет в дальнейшем.

Такая опережающая функция психической деятельности, конеч­но, в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря это­му мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо сложному собы­тию. Например, если вам не хочется делать уроки или готовиться к экзамену, очень полезно представить себе свое будущее эмоцио­нальное состояние. Что вы будете чувствовать, когда вас вызовут, а вы не сможете сказать ни слова. Что будете испытывать, когда вас будут спрашивать о результатах экзамена. Такое «эмоциональное предвосхищение», как правило, позволяет преодолеть лень и на­чать заниматься.

Психика имеет индивидуальный характер. Психические особен­ности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляют­ся через индивидуальные особенности. Вы сами, наверное, неодно­кратно наблюдали, как одно и то же событие одного человека вол­нует, а другого оставляет безразличным. Видели, как при нападении на хозяина одна собака начинает его защищать, а другая — прячет­ся за него.

 

Изучение сущности и закономерностей развития психики чело­века и животных и составляет предмет научной психологии.

В этом учебном курсе мы будем говорить о психологии человека. Исследованием психики животных занимается специальная отрасль психологии — зоопсихология.

Психология изучает психические явления: психические процес­сы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы описывают три основные стороны ду­шевной жизни человека: познание, чувства и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля.

К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди позна­вательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отно­шения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т. е. устанавливают личностную значимость того или ино­го события.

Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию по­ведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.

В понятии «психические процессы» подчеркиваются прежде все­го динамичность, пластичность, изменчивость, непрерывность пси­хической деятельности.

Психические состояния — относительно устойчивые психиче­ские явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утом­ление, скука, тревога, апатия и др. Хотя психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека опре­деленных событий внешней и внутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало, либо вооб­ще не представляет, либо представляет неотчетливо.

Психические свойства — наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности челове­ка, его направленность, качества личности, черты характера, тем­перамент, способности.

Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодейству­ют и могут переходить друг в друга. Например, любопытство как вы­ражение познавательного процесса может переходить в состояние интереса и закрепляться в таком качестве личности, как любозна­тельность.

 

Единство всех сторон психической жизни человека служит осно­ванием для его активности. Активность — общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Жить — значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет живому существу поддерживать жизненно важные для него связи со средой, она служит основой развития и саморазвития.

Активность лежит в основе поведения человека — его взаимо­действия с окружающей средой, обусловливаемого внешними (сре­да) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разной степени осознано человеком, определяться со­знательно поставленными целями или осуществляться по непосред­ственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным.

Важнейшей формой человеческой активности является деятель­ность. Деятельность — сознательно регулируемая активность, на­правленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Основные виды деятельности человека — игра, учение, труд, твор­чество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности. Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человече­ской деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и раз­вивается человек.

Итак, психология — наука, которая изучает психику. Психика че­ловека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выра­жающуюся в его поведении, отношениях и деятельности.

Сегодня она представлена тремя основными направлениями:

1. Психоанализ, признающий основой психики подсознание, так называемые «подвалы психики».

2. Бихевиоризм, поведенческая психология.

3. Когнитивная психология, усматривающая основу психики в сознании, разуме.

 

Именно такое представление о сущности психического лежит в основе всех современных мировых религий, в том числе и христианства, а также поддерживается и некоторыми направлениями философии и современной психологической науки.

Однако с точки зрения других психологических учений психика является высшим продуктом процессов самоорганизации природы и выступает в качестве посредника между субъективным, человеческим и объективным, внешним миром, обеспечивая мощный взлет эффективности человеческой деятельности по преобразованию окружающей природной и социальной среды.

Но так или иначе основу современной психологии составляют исторически сложившиеся представления о соответствии психического и материального миров, сосуществовании внутреннего и внешнего, душевного и телесного, субъективного и объективного бытия.

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Структуру большинства современных наук можно представить себе в виде дерева. Ствол составляют знания, раскрывающие основ­ные понятия этой науки и выявляемые ею закономерности, а мно­жество ответвлений — отдельные ее разделы, посвященные отдель­ным вопросам, отдельным областям деятельности и т. п.

Дерево современной психологии очень разветвлено. Стволом ее является общая психология.

Этот раздел психологии изучает и опи­сывает наиболее общие психологические закономерности, основ­ные понятия психологии, обосновывает и определяет ее методиче­ский аппарат. Общая психология — фундамент всех остальных ее отраслей. Сегодня этих отраслей очень много. Мы не будем перечис­лять их все. Укажем лишь некоторые.

Дифференциальная психология изучает индивидуально-психоло­гические различия между людьми. Исследуются различия как меж­ду конкретными индивидами, так и между определенными группа­ми (например, между мужчинами и женщинами, представителями разных профессий, разных социальных, национальных, этнических групп). Выявляются предпосылки и причины этих различий. На осно­ве наиболее часто встречающихся признаков строятся определен­ные типологии. Знания, получаемые в этой отрасли, важны для мно­гих областей практики, в том числе и для школьного обучения.

 

Медицинская психология изучает психологические закономер­ности, связанные с возникновением и течением болезни, исследует влияние заболеваний на психику человека, психических факторов на физическое, соматическое состояние человека. Известно, напри­мер, что многие болезни (инфаркт, язва, астма) нередко вызывают­ся чисто психологическими причинами.

Нейропсихология исследует влияние изменений структуры и функционирования мозга, его повреждений, возрастного недораз­вития на психическую деятельность и поведение человека. Нейро­психология имеет большое значение для работы с детьми, посколь­ку позволяет выявить и устранить причины многих трудностей в об­учении и поведении.

Социальная психология занимается психологическими особен­ностями, поведением и деятельностью людей, которые связаны с их принадлежностью к определенным социальным группам (дружеской, учебной, профессиональной, национальной, расовой и др.). Отдель­но изучаются детские группы.

Проводятся исследования этих групп, их деятельности и разви­тия, а также различных видов общения, взаимоотношений между людьми, которые называют межличностными отношениями. Соци­альные психологи изучают психологический климат того или иного предприятия, учреждения, его зависимость от отношений между со­трудниками, начальником и подчиненными, влияние этого климата на психологическое состояние людей, на успешность их деятельно­сти. Например, социальные психологи показали, что отношения меж­ду директором школы и учителями влияют на отношения между деть­ми даже в тех случаях, когда дети, казалось бы, не могут узнать об этом, и определяют психологический климат школы.

В рамках этой отрасли активно развивается семейная психология, выявляющая особенности создания семьи, выбора супруга. Иссле­дуются отношения между супругами, между родителями и детьми, отношения нескольких поколений в семье, причины семейных кон­фликтов и др.

Психодиагностика — отрасль психологии, разрабатывающая методы и средства выявления и измерения психологических особен­ностей человека, изучающая возможности применения этих средств на практике. Психодиагностика позволяет выявить и измерить вы­раженность у человека определенных индивидуально-психологи­ческих характеристик: уровень развития интеллекта, способности, свойства личности, интересы. Благодаря психодиагностике можно выявить скрытые от непосредственного наблюдения причины пове­дения, поступков, успешности и неуспешности в деятельности, в том числе учебной, в общении.

Для работы в школе особое значение имеют знания из области возрастной и педагогической психологии.

 

Возрастная психология, или психология развития, исследует развитие психики человека и ее особенностей на протяжении он­тогенеза. Онтогенез — процесс индивидуального развития орга­низма от рождения до смерти. Этот термин используется не только в психологии, но и в физиологии, медицине, биологии. Возрастная психология включает детскую психологию, психологию индивиду­ального развития взрослого человека и психологию старости. Она занимается изучением закономерностей психического развития, психологических особенностей каждого возраста, выявляет, как формируются, функционируют и распадаются различные психо­логические структуры на разных возрастных этапах, как взаимо­действуют на каждом этапе различные психологические образова­ния, как происходит переход от одного возрастного периода к дру­гому.

Педагогическая психология включает в себя психологию обуче­ния, психологию воспитания и психологию учителя. Она изучает вли­яние процесса обучения и воспитания на формирование качеств личности, познавательные возможности человека, развитие его спо­собностей и интересов, выявляет психологические закономерности обучения и воспитания, проявление в них индивидуально-психологических особенностей человека. Педагогическая психология из­учает также особенности взаимоотношений между педагогом и уча­щимися, а также психологию самого учителя.

Среди отраслей психологии особое место занимает парапсихо­логия, исследующая психические явления, не поддающиеся объяс­нениям посредством имеющихся научных знаний. Поэтому в назва­ние этой отрасли психологии входит греческое слово «пара», озна­чающее — в стороне, рядом. Это прежде всего восприятие, выходя­щее за пределы возможностей органов чувств (экстрасенсорное), а также методы непосредственного психического воздействия на фи­зические процессы, в том числе и на болезни людей, на их самочув­ствие, на их взаимоотношения с близкими. Психологическое изуче­ние и объяснение этих явлений — одна из интереснейших задач психологической науки.

 

ПСИХОЛОГИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ

Психология, как и все другие науки, делится на два больших раздела. Одни психологи занимаются теоретическими исследова­ниями, другие — применением результатов этих исследований на практике. Соответственно выделяются теоретическая и прак­тическая психология. Задачей первой, о которой мы и говорили до сих пор, является выявление закономерностей, психологических механизмов, разработка теории. Задача практической пси­хологии — использование полученных знаний в различных сфе­рах жизни.

Психологические знания касаются каждого человека. Они могут быть использованы в профессиональной деятельности и личной жиз­ни, в отношениях с другими людьми. Однако настоящее их приме­нение требует участия специалиста-психолога, обладающего не толь­ко знаниями, но и умением практически использовать их.

Психологи-практики работают в детских садах, школах, на заво­дах, в клиниках, больницах, специальных консультациях, армии, си­стемах управления, в службах помощи семье и т. п. — почти во всех областях человеческой деятельности. Их работа связана с ответом на разнообразные запросы практики.

Психолог, работающий в детских садах, школах, колледжах, профессионально-технических училищах, детских домах и т.п. — педагог-психолог, или детский практический психолог, занимается множеством проблем. Он помогает выявить и развить способности детей, способствует становлению основных психических процес­сов — внимания, памяти, мышления и т. п. Он может определить, по­чему ребенок учится ниже своих возможностей, выяснить, почему дети не усваивают тот или иной учебный материал, почему ребенок плохо себя ведет, не может дружить с одноклассниками. И не толь­ко определить, но и объяснить. Психолог располагает средствами, позволяющими ему предупредить возможные нарушения, отклоне­ния в развитии ребенка. Эта работа называется психологической про­филактикой. Ведет он работу и по преодолению имеющихся нару­шений. Такая работа называется психологической коррекцией. Одна­ко сделать все это психолог может только в тесном сотрудничестве с педагогами. Именно их постоянное сотрудничество может обеспе­чить такую работу школы, когда детям увлекательно и радостно учиться, а взрослым — интересно работать.

Практический психолог в учреждениях образования решает мно­жество повседневных вопросов и задач. Но главной целью его дея­тельности, целью существования психологической службы образо­вания в целом является психическое и психологическое здоровье детей и подростков.

Психическое здоровье — состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражаю­щееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, активности. Основу психического здоровья составляет полноценное психиче­ское развитие на всех этапах онтогенеза. Одной из важнейших це­лей психологической службы образования является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое разви­тие. Психическое здоровье создает фундамент для более высокого уровня здоровья — здоровья психологического.

Психологическое здоровье характеризуется высоким уровнем личностного развития, пониманием себя и других, наличием пред­ставлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению со­бой (личностной саморегуляцией), умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судь­бу и свое развитие. Конечно, на каждом этапе развития психологи­ческое здоровье, как и здоровье психическое, имеет свою ярко вы­раженную возрастную специфику.

Каждый практический психолог для того, чтобы полноценно ра­ботать в той или иной сфере практики, должен разбираться в ней. Медицинский психолог должен знать основы медицины, психолог, занятый в сфере психологии искусства, — разбираться в нем и по­нимать его, хорошо знать эстетику. Спортивный психолог — иметь знания по различным областям спортивной деятельности. Психолог образования, или детский практический психолог, должен знать пе­дагогику, дидактику, иметь представление о методике преподавания. Только в этом случае он сможет хорошо работать, способствовать развитию детей, помогать детям и педагогам.

Однако для того, чтобы эта работа была по-настоящему результа­тивной, необходимо, чтобы и педагог знал психологию. При этом важно, чтобы каждый из них — и педагог, и психолог — уважал зна­ния другого, признавал его профессиональную осведомленность, профессиональные умения — его профессиональную компетент­ность. Это обеспечит их эффективное профессиональное взаимо­действие, позволит каждому из них работать лучше, приносить боль­ше пользы и получать от работы больше удовольствия.


 

Скачано с www.znanio.ru