Биогеография — наука о зако¬номерностях географического распространения и размещения живых организмов и их сообществ на Земле.
Сообщества и орга¬низмы — объекты не только биогеографии, но и биологии и эко¬логии.
Как географическая наука биогеография исследует в пер¬вую очередь:
• размещение этих объектов в пространстве;
• взаи¬модействие друг с другом и с условиями среды;
• важнейшие зако¬номерности структуры и динамики растительного покрова и жи¬вотного населения планеты в целом и ее отдельных регионов.
Курс «Биогеография» нацелен на формирование у студентов системы знаний о географическом распределении живых организмов и их сложных отношениях между собой и средой обитания.
Биогеография Лекция 1 Фт биологии и
химии
Предмет и задачи биогеографии
1.1. Знакомство с дисциплиной.
Биогеография — наука о закономерностях географического распространения и размещения
живых организмов и их сообществ на Земле.
Сообщества и организмы — объекты не только биогеографии, но и биологии и экологии.
Как географическая наука биогеография исследует в первую очередь:
размещение этих объектов в пространстве;
взаимодействие друг с другом и с условиями среды;
важнейшие закономерности структуры и динамики растительного покрова и животного
населения планеты в целом и ее отдельных регионов.
Курс «Биогеография» нацелен на формирование у студентов системы знаний о географическом
распределении живых организмов и их сложных отношениях между собой и средой обитания.
Задачи курса:
1.Сформировать у студентов систему знаний о географическом распределении живых организмов
и их отношениях между собой и средой обитания.
2.Вооружить студентов некоторыми методами и приемами проведения экологических и
биогеографических исследований.
3.Сформировать у студентов ответственное отношение к живой природе.
Курс лекций разработан в соответствии с учебной программой курса «Биогеография» и
охватывает изучение вопросов флористического, фаунистического и биотического районирования
поверхности суши и Мирового океана. Значительное внимание в данном курсе уделено характеристике
основных биомов суши и их обитателей, наземной поясности в распределении организмов и островной
жизни.
В курсе лекций также раскрываются вопросы охраны природы, освещаются наиболее острые
экологические проблемы.
При решении теоретических проблем и практических задач в биогеографии используется широкий
арсенал географических методов, среди которых важнейшую роль играют сравнительногео
графический и картографический методы; при этом требуется также глубокое знание биологических
свойств и экологии растительных и животных организмов, умение широко использовать данные о
специфике взаимодействий организмов и сообществ друг с другом и со средой.
Очень многое в распространении сообществ и организмов определяется не только их
биологическими особенностями и комплексом современных природных условий, но и историей
развития планеты в целом, а также ее отдельных регионов. Былое распространение животных и
растений, природные условия, существовавшие в различные геологические эпохи, — предмет таких
наук, как палеонтология, историческая геология и палеогеография. Данные этих наук используются в
биогеографии при выявлении особенностей распространения животных и растений.
Значение биогеографии особенно возросло в последнее время, когда большинство стран
провозгласили на конференциях ООН по окружающей среде и развитию переход к реализации концеп
ции устойчивого развития мирового сообщества. Эта концепция основывается на стратегии
экономического развития, обеспечивающей сбалансированное решение социальноэкономических задач
и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природноресурсного потенциала в целях
удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.
Биогеографические методы и подходы являются определяющими, например, в осуществлении
Всеевропейской стратегии биологического и ландшафтного разнообразия, подписанной в 1995 г.
министрами охраны природы 55 европейских стран. Главной задачей здесь является выработка
оптимальных методов и приемов производственной деятельности, учитывая природные особенности
регионов, в целях уменьшения антропогенной нагрузки на экосистемы, поддержания их баланса,
сохранения экологического (биологического) разнообразия.
4 курс / 8 сем
1Биогеография Лекция 1 Фт биологии и
химии
Таким образом, биогеография оказывается одной из тех наук о Земле, данные которых
необходимы для разработки стратегии развития мирового сообщества на ближайшую перспективу.
1.2. Основные понятия биогеографии.
Биогеография – наука о географическом распространении и размещении сообществ организмов и
их компонентов. Биогеография изучает законы географического распределение живых организмов по
земному шару и причины его изменения. Одной из центральных задач современной биогеографии
является выделение флористических и фаунистических регионов, т.е. биогеографическое
районирование земной поверхности. Биогеография тесно связана с географическими и биологическими
науками и опирается на важнейшие закономерности современной экологии.
Экология (от греч. oikos – дом, жилище, местопребывание и … логия) – это наука об отношениях
растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей
средой.
Объектами экологии являются популяции организмов, виды, сообщества, биомы, экосистемы и
биосфера в целом. В настоящее время в связи с глобальным загрязнением окружающей природной
среды и усилившимся воздействием человека на природу экология приобретает особое значение.
Изучением общих закономерностей взаимоотношений природы и общества занимаются экология
человека и социальная экология.
Различные регионы суши и акватории отличаются по составу населяющих их организмов, и
подойти к выявлению этих различий можно поразному, в зависимости от принятых понятий, подходов
и методов.
Начальным этапом биогеографического изучения любого региона являются флористические и
фаунистические исследования. Здесь используется ряд понятий и терминов, в том числе:
флора (по отношению к растительным организмам) и фауна (по отношению к животным) —
исторически сложившиеся совокупности видов растений или животных, относящихся к разным родам,
отрядам и семействам, обитающих на данной территории. Флора и фауна того или иного района
составляют в совокупности его биоту (Н.А. Бобринский, 1951).
Эти термины могут быть применены не только ко всей совокупности растений, грибов,
микроорганизмов и животных, но и к крупным подразделениям растительного или животного мира.
Соответственно можно говорить о флоре водорослей (альгофлоре), споровых растений, папоротников,
грибов (микофлоре), о фауне млекопитающих (териофауне), птиц (орнитофауне), насекомых
(энтомофауне) и т.д.
Например, флора острова Мадагаскар составляет около 6000 видов сосудистых растений, среди
которых 9 эндемичных семейств, не менее 450 эндемичных родов, видовой эндемизм достигает 89 %;
для флоры характерно разнообразие пальм, бамбуков, орхидных, отмечается несколько видов баобабов.
В фауне Мадагаскара представлены полуобезьяны, насчитывающие 21 вид, из хищных присутствуют
только виверры с 7 эндемичными родами, из грызунов — эндемичное подсемейство мадагаскарских
хомяков; среди птиц выделяются три эндемичных семейства с 11 видами.
Данные о видовом составе флоры и фауны позволяют анализировать состав и разнообразие более
высоких таксонов (на уровне родов, семейств, отрядов, порядков), их происхождение, пространственно
временные соотношения.
1.3. Разделы биогеографии
Историческое развитие местных флор и фаун непосредственно обусловлено процессами
видообразования, вытеснения одних видов другими, их миграциями и вымиранием. Различия между
флорами и фаунами в определяющей степени объясняются геологической историей каждого региона.
Анализ флор и фаун во времени и пространстве составляет предмет исторической
биогеографии, показывающей, из каких таксономических групп, каким путем, и в какое время
образовались те или иные современные или ископаемые флоры и фауны.
4 курс / 8 сем
2Биогеография Лекция 1 Фт биологии и
химии
Биота меняется под влиянием не только изменений окружающей среды, но и внутренних,
присущих всему живому причин — филетической эволюции — изменению генотипа и фенотипа во
времени, благодаря чему каждый вид, род, семейство и любой иной таксой существуют на поверхности
Земли лишь ограниченное время, превращаясь постепенно в новые виды, роды или семейства.
Одной из важнейших географических (хорологических) характеристик, используемых при
анализе флор и фаун, является ареал — часть земной поверхности или акватории, в пределах которой
достаточно длительное время постоянно встречаются популяции определенного вида или другого
систематического таксона живых организмов.
Другой путь анализа фаун и флор представляет экологическая биогеография, исследующая
закономерности распространения сообществ, образуемых совместно обитающими растениями, жи
вотными, микробами.
Сообщества (ценозы) отличаются друг от друга как видовым составом и численностью видов, так
и особенностями их структуры. Практически в любом ценозе можно выделить растительное сообщество
(фитоценоз), животное население (зооценоз), сообщество микроорганизмов.
Термин «сообщество» многогранен. Это значит, что и лес вообще, и хвойный лес, и еловый
зеленомошный лес могут быть определены как сообщества.
При изучении закономерностей распространения сообществ большое значение имеет выявление
различий в их структуре и функционировании в разных регионах и экологогеографических условиях.
Элементарной единицей дифференциации суши в экологической биогеографии является
биогеоценоз — однородный участок земной поверхности с определенным составом живых и косных
(атмосфера, почва, подстилающие породы, вода) компонентов, объединенных обменом веществ и
потоком энергии в единую систему.
Границы биогеоценоза устанавливают по растительности, являющейся одним из важнейших и наиболее
легко выделяемых (физиономических) компонентов биогеоценоза. На зональном уровне часто
употребляют термин «биом», выделяемый по физиономическим признакам зональной растительности,
представляющий собой совокупность биогеоценозов какойлибо зоны: тундры, тайги, смешанных лесов
и т.д.
Сходные биомы различных континентов имеют различную биоту. Например, условия
существования широколиственных лесов европейской части России и востока Северной Америки
сходны. Однако при значительной близости облика и структуры сообществ в их состав входят разные
виды растений и животных. Пространственная структура сообществ и их внешний облик слагаются под
влиянием сходства экологических условий, в то время как флора и фауна (и входящие в их состав
таксоны) характеризуются своими закономерностями развития и распространения. В составе биоты
широколиственных лесов Северной Америки сосредоточено значительно большее видовое богатство,
что в значительной степени определяется условиями, существовавшими на континенте в прежние
геологические эпохи, и современной ландшафтной структурой территории.
В современной биогеографии сформировались основные подходы к изучению живого покрова
планеты:
флористикофаунистический,
экологический,
исторический,
региональный.
Один из важнейших методов, используемых для решения биогеографических проблем, —
картографический. Биогеографические карты (растительности, зоогеографические, флористического и
фаунистического районирования и т.д.) — основной инструмент географического анализа
распространения биот и сообществ. Свой вклад в развитие биогеографии внесли исследователи раз
личных научных школ и направлений: франкошвейцарской, скандинавской, англоамериканской и др.,
среди которых российская школа обладает яркими достижениями и самобытными подходами как в
биогеографии в целом, так и в ботанической географии, зоогеографии суши, в биогеографии океана в
частности.
4 курс / 8 сем
3Биогеография Лекция 1 Фт биологии и
химии
К настоящему времени в биогеографии сложилось несколько самостоятельных разделов, в том
числе такие, как биогеография Мирового океана, пресных вод, ботаническая география и зоогеография
суши, биогеографическое картографирование, биоиндикация, геногеография, география биологических
ресурсов и др.
1. 4. Биогеография и экология.
Экологические концепции начали привлекать внимание географов с начала 20х годов XIX в. Э.
Геккель (1866) в определении экологии обратил внимание на отношения, связи живых организмов
между собой и с окружающим их миром. Иначе говоря, объектом изучения в экологии становятся не
сами животные, растения, микробы, почвы, вода, воздух, Солнце, а именно связи между ними.
Так понимают экологию и большинство современных экологов, например автор известного курса
общей экологии Ю.Одум, согласно которому
«экология — это междисциплинарная область знания, наука о структуре и функционировании
сложных природных систем, в которых существуют живые организмы».
В буквальном смысле слова — это наука о жизни организмов «у себя дома», о совокупности и
характере связей между организмами и окружающей их средой. Очевидно, что нет никаких
препятствий, чтобы рассматривать и самого человека как объект экологического изучения: ведь и
человек, и его «братья меньшие» являются продуктом эволюции жизни на Земле, порождением
биосферы, связи, со средой которого во многом не утратили своего исходного биологического
характера.
В экологии сообществ широко используется термин «биоценоз», введенный гидробиологом
К.Мёбиусом в 1877 г., который определил его как
«Биоценозобъединение живых организмов, соответствующее по своему составу, числу видов и
особей некоторым средним условиям среды, в котором организмы связаны взаимной зависимостью
и сохраняются благодаря постоянному размножению в определенных местах».
Поэтому экологию сообществ часто называют биоценологией. В настоящее время биоценозы
трактуются как сложно организованные биологические системы.
Огромную роль в сближении экологических и географических исследований сыграло
сформулированное в 1940 г. В. Н. Сукачевым представление о биогеоценозе. «Хотя природные
биогеоценозы, — писал Сукачев (1967), — представляют собой открытые системы, находящиеся в
непрерывном изменении, они, однако, в то же время обладают известной устойчивостью,
способностью в той или иной мере к противодействию нарушениям сложившихся в них взаимосвя
зей и их восстановлению, т. е. способностью к саморегулировке. Эта относительная стабильность
сложившихся биогеоценозов и способность их к саморегулированию есть следствие того, что в
число компонентов биогеоценоза входят организмы...».
Синтез биологических и географических подходов к исследованию закономерностей живого
покрова суши нашел отражение и в учении об экосистемах. Понятие «экосистема», введенное в науку
А.Тэнсли (1935), емко и многогранно. Сущность экосистемы — интенсивность обменных процессов,
определяемая соотношением биотических и абиотических блоков; в силу этого экосистема как
единство биоты и среды характеризуется многофакторной обусловленностью.
Учению об экосистемах предшествовала синэкологическая концепция, для которой характерно
взаимопроникновение географических и экологических идей в новом понимании. В частности, это
относится к развитию работ по картографированию растительности в глобальном и региональном
масштабах, что во многом содействовало сближению интересов экологов и географов. Созданная Г.
БрокманЕрошем в 1912 г. схема распространения растительности на «идеальном» континенте
представляла по существу первый опыт моделирования в географии и позволила продемонстрировать
тесные связи растительности с климатом. Учение об экосистемах ознаменовало новый этап развития
экологии. Сейчас это наука об экосистемах всех уровней.
4 курс / 8 сем
4Биогеография Лекция 1 Фт биологии и
химии
Биогеоценоз и экосистема — понятия биоцентричные, в центре внимания находится
анализ взаимодействия живого с абиотическими условиями, раскрытие механизмов функциональной
связи биотического компонента с другими.
Несколько позже возникло учение о географических системах, сформулированное крупнейшим
отечественным географом В.Б.Сочавой. Учение о геосистемах ориентировано на исследование
экологических условий среды обитания, выявление связей природной среды с человеческим обществом
и изучение ее экологических свойств. Для геосистем, как и любых открытых систем, наиболее
существенна теснота связей между ее компонентами, среди которых наиболее значимы энергетическое
начало (эффективная радиация), вода в свободном или связанном состоянии и биота. Иными словами,
геосистема включает экосистему, имеет более сложную организацию и обладает по сравнению с
экосистемами большей вертикальной мощностью.
Биогеографию и экологию не раз объявляли
«синонимами» друг друга, включали составляющими разделами одну в другую, обе эти науки относили
к биологии и т.д. В действительности же они обе самостоятельны, каждая обладает собственной
методологией и своим арсеналом средств, объектов и методов исследований, своей историей развития.
Но это — науки, тесно взаимодействующие, решающие нередко каждая своим путем одни и те же зада
чи. У данных наук, как и у физической географии и биологии, есть общие корни в едином
неразделенном естествознании XVIII в. Говоря о принадлежности биогеографии или экологии к
биологии, необходимо иметь в виду, что биология «осознала» себя самостоятельной наукой в
современном ее понимании только в XIX в. и даже само понятие «биология» было введено Ж.
Б.Ламарком только в 1802 г. Экология была первоначально «признана» научным сообществом как
область ботаники в 1910г.
К началу 80х годов прошлого столетия исследования естественного природного потенциала
планеты привели к однозначному выводу о его ограниченности. В 1971 г. Дж. Форрестер в книге «Ми
ровая динамика» привел результаты расчетов возможных вариантов развития цивилизации. По одному
из сценариев выходило, что при сохранении тенденций развития, характерных для 60х годов,
численность населения планеты к 2030 — 2050 гг. достигнет 6,5 млрд человек, что вызовет резкое
истощение природных ресурсов, загрязнение и другие непоправимые изменения окружающей среды.
Вследствие этого за 20 — 30 лет произойдет снижение численности населения Земли до 1,5 — 2 млрд.
человек.
Вышеназванные проблемы были всесторонне обсуждены на Стокгольмской конференции ООН по
окружающей среде в 1972 г., где впервые сформулирована концепция экоразвития — экологически
ориентированного социальноэкономического развития, при котором рост благосостояния людей не
сопровождается ухудшением среды обитания и деградацией природных систем. Она предполагает
коренное изменение хода мирового развития, стратегии использования и распределения ресурсов,
глубокие преобразования в экономике и в межгосударственных отношениях.
Серьезная обеспокоенность мирового сообщества состоянием окружающей среды и
перспективами развития цивилизации в условиях продолжающегося роста населения и техногенной
нагрузки на природу планеты привела к созданию на Стокгольмской конференции ООН специальной
структуры — Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В задачи ЮНЕП входит разработка
рекомендаций по наиболее острым проблемам экологического кризиса (глобальные изменения климата,
опустынивание Земли, деградация почв, вырубка лесов, сокращение запасов пресной воды, загрязнение
Мирового океана, утрата видов животных и растений). В таком же направлении ведутся работы по
программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера».
Ученые признают, что на современном этапе перехода мирового сообщества к
устойчивому развитию необходимо создание условий, обеспечивающих возможность сопряженного,
внутренне сбалансированного функционирования триады: природа—население — хозяйство.
В состав целевых параметров устойчивого развития входят характеристики состояния
окружающей среды, экосистем и охраняемых территорий. В этой группе контролируемых параметров
имеются показатели качества атмосферы, вод, территорий, находящихся в естественном и измененном
4 курс / 8 сем
5Биогеография Лекция 1 Фт биологии и
химии
состоянии, лесов с учетом их продуктивности и степени сохранности, количества биологических видов,
находящихся под угрозой исчезновения.
К числу важнейших научных проблем, решение которых возможно лишь в рамках международного
сотрудничества ученых, относится определение характеристик экологической устойчивости планеты в
целом и основных подсистем биосферы. Методы и подходы биогеографии, а также накопленный этой
наукой опыт регионального и глобального анализа экосистем сыграют решающую роль в реализации
концепции устойчивого развития всего мирового сообщества.
4 курс / 8 сем
6