Технологическая карта по истории: «Предпосылки и причины образования Древнерусского государства»
Дата
Преподаватель:
Цели для обучающего: Понять историческое значение этого события для государства того времени. Выяснить роль варягов в образовании государства у восточных славян.
|
Цели для преподавателя: Познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства. Способствовать развитию информационной культуры учащихся. Содействовать воспитанию уважения к истории России. Развитие навыков анализа текста, умения сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия. |
Тип урока: урок изучения нового |
Технология: проблемного обучения |
Опорные понятия, термины: Государство, договор, норманская теория, варяги |
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карта |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Ожидаемый результат |
||||
Орг. момент 2 мин. |
Приветствие, выявление отсутствующих студентов |
|
|
||||
1.Актуализация изученного материала на прошлом уроке 15 мин. |
Ребята, на прошлом уроке вы узнали, как появились на Восточно-Европейской равнине восточные славяне, каков был их быт, как складывались взаимоотношения восточных славян с соседними народами. Инструктаж преподавателя о правилах работы в группах.
В каком веке появились первые сведения о славянах и в каких исторических источниках? Основной исторический источник истории славянства и Древнерусского государства? Назовите три ветви на которые разделились славяне. Покажите на карте Какой образ жизни вели славяне? Расскажите о главных занятиях восточных славян. Какими промыслами занимались восточные славяне? Объясните выражение «Из варяг в греки» Что было основой славянского общества? Кто стоял во главе племени восточных славян? Какую функцию выполняли князья? Вече – это… Что привело к появлению имущественного неравенства у славян? Назовите какие территориально- политические союзы образовались у восточных славян? - Используя карту -схему, карту на слайде, определите территорию, которую занимали племенные союзы восточных славян. Покажите на карте у доски.
|
Обучающиеся делятся на группы и продолжают работать в группах. Отвечают на вопросы.
Слайд №1
Показывают на карте у доски
Устно отвечают на поставленные преподавателем вопросы
Работают с картой у доски
|
Актуализированы знания с прошлого урока. Студенты готовы сформулировать тему урока и цели. |
||||
1.Целевой 5 мин. |
Опираясь на имеющиеся у вас знания, скажите: как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки: 1) Правитель; 2)Законы; 3)Территория; 4)Армия; 5)Население; 6)Налоги? (Государство.)
Какую тему сегодня нам предстоит изучить?
ТЕМА: «Предпосылки и причины образования Древнерусского государства».
Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться?
Задачи: Познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян. Выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства. Выяснить систему управления в Древнерусском государстве
|
Активные формы Отвечают на вопрос: «Государство» Отвечают на вопрос, формулируют тему В результате анализа предлагают свои варианты формулировки темы; - Определяют тему урока; Записывают тему урока «Предпосылки и причины образования Древнерусского государства».
-
|
Определение индивидуальных и коллективных учебных задач, выявление существенных признаков объекта, формулирование проблемы |
||||
2 Операционно-деятельностный 15 мин. |
Познакомьтесь с текстом учебника о различных версиях возникновения государства у восточных славян на стр. 123. Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства.
Прочитайте и выберите доказательства (цитаты) в пользу норманской теории и против норманской теории. Запишите в таблицу.
Многие ученых высказывают различные точки зрения по вопросу о роли варягов в формировании государства. Давайте попробуем выяснить какие же это мнения, высказать свое суждение, подтвердить или опровергнуть мнения ученых Перед вами карточки с мнениями различных ученых по этому вопросу. На основе представленного материала, каждая группа сформулирует свое суждение по данному вопросу
Преподаватель обобщает мнения обучающихся
Работа с заданием
Так же ученные утверждают, что Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. В качестве доказательства этого утверждения предлагаю выполнить задание. Задание.
Заполните таблицу, распределите предпосылки в таблице: -эволюция общины: появление соседской общины - усиление роли княжеской власти и дружины - Появление избыточного продукта -необходимость объединения племен для защиты от набегов -появление имущественного неравенства -борьба между племенами восточных славян
|
Активные формы работы. Работают с текстом на стр.123.
Активные индивидуальные формы работы формы работы. Заполняют таблицу.
Работа с информационными источниками. Представляют свои результаты.
Работа с текстом учебника часть §18 с.120.
Заполняют таблицу |
Выявление существенных признаков объекта, классификация информации.
Поставлена проблемная задача перед студентами.
Поставлена проблемная задача перед студентами.
Систематизированы знания об образовании Древнерусского государства, сформированы и систематизированы предпосылки возникновения государства |
||||
Закрепление изученного материала
|
Фронтальный опрос: цепочка. − А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили новый материал. 1. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Утверждается (центристской) теорией. 2. Варяги образованнее и организованнее славян; признаются представителями более развитого мира. Утверждается (норманнской) теорией. 3. Во главе дружины стоял военачальник – (князь). 4. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. Утверждается (славянской) теорией. 5 Назовите социально-политические предпосылки образования древнерусского государства 6. Назовите социально-экономические предпосылки образования древнерусского государства Мы с вами выяснили, что вопрос о роли варягов в процессе формирования Древнерусского государства остается спорным. А на ваш взгляд, какую роль сыграли варяги в появлении государства у восточных славян. Преподаватель подводит итог мнениям обучающихся |
Деятельностные формы
Устно отвечают на вопросы |
Установление причинно-следственных связей, организация совместной деятельности. Сформировано понимание системы управления государством |
||||
4.Рефлексивный 2 мин. |
В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов. 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 6.Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным / неинтересным |
Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с целями урока. - Осуществляют рефлексию учебной деятельности
|
|
||||
5. Оценочный 2 мин. |
Оценка работы обучающихся |
|
|
||||
Домашнее задание 1 мин. |
§18 , ответить на вопросы устно стр. 121-124
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.