«Предупреждение и коррекция дисграфии у школьников с ОНР» Учитель-логопед Сеткина Г.В. МБОУ СОШ № 16 г.-к. Кисловодск
Педагогическая классификация дисграфии Р. И. Лалаева и др. сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена в 70—80-х годах XX столетия
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания
Дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Аграмматическая дисграфия
Оптическая дисграфия
Артикуляторно-акустическая дисграфия
-Наблюдается неправильное произношение звуков речи, нарушение слуховой дифференциации и несформированность фонематических представлений.
-Проявляется в заменах и пропусках букв, которые соответствуют заменам и пропускам в устной речи (жук – зук, шапка - сапка).
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания
Происходит нарушение дифференциации фонем (распознавания близких звуков речи).
На письме проявляется: - в заменах букв, обозначающих звонкие и глухие (б – п, в – ф и т.д.), - свистящие и шипящие (с – ш, з – ж и т.д.), -аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч – щ, ч – ть, ц – т, ц – с и т.д.); - твёрдость и мягкость согласных («писмо», «лубит», «больит»).
Дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Наблюдается нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слов – на слоги и звуки.
Проявляется в следующем:
-Пропуски гласных и согласных;
-Перестановка и добавление букв;
-Пропуски, добавление и перестановка –слогов;
-Слитное и раздельное написание слов;
-Слитное написание предлогов с другими словами.
Аграмматическая дисграфия
Наблюдается недоразвитие грамматического строя речи.
Проявляется в виде аграмматизмов:
-Изменение падежных окончаний;
-Неправильное употребление предлогов;
-Неправильное употребление падежа, рода, числа;
-Пропуск членов предложения;
-Нарушение последовательности слов в предложении.
Оптическая дисграфия
Наблюдается несформированность зрительно-пространственных функций: зрительных гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза пространственных представлений.
Проявления:
-Искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное расположение элементов букв, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы)
-Замена и смешение графически сходных букв.
Что же нужно ребенку для успешного овладения графикой письма?
Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов - шарика, кубика - формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения.
В раннем и дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного и зрительного контроля. В дошкольном возрасте у ребенка появляется зрительный, хотя и недостаточно совершенный, контроль за движением карандаша в процессе рисования.
Каждая буква имеет свои пропорции и формы. Именно поэтому одним из требований при овладении графикой письма выступает развитие у ребенка пространственных представлений.
Ритмичность в письме освобождает мышцы от излишнего напряжения, рука значительно меньше устает, движения легче. В свою очередь, ритм пишущего зависит от скорости письма. В связи с этим, по мнению ученых, для успешного овладения графикой письма необходимы: координация движений, пространственные представления, чувство ритма.
Координация движений
Бег наперегонки из разных исходных положений (стоя на коленях, сидя по-турецки и т. п.)
Бег с изменением направления по сигналу.
Прыжки с одной ноги на другую по кружкам («слалом»).
Спрыгивание с повышенной опоры – прыжки в глубину:
в круг диаметром 30 – 40 см на точность приземления;
с хлопком, поворотом и приземлением в круг;
с ловлей мяча, брошенного взрослым.
Координация движений
Пробегание через катящийся обруч.
Балансирование гимнастической палкой на ладони правой и левой руки.
Прокатывание мяча в воротики.
Прокатывание мяча по гимнастической скамейке.
Броски мяча в горизонтальную мишень (корзину).
Метание в вертикальную мишень.
Набрасывание колец.
Пространственные представления
Ходьба спиной вперёд.
Ходьба до заданной точки с закрытыми глазами: на расстоянии 3 – 4 метров от играющего ставится кегля. Ребёнку предлагается запомнить расстояние до кегли. После этого играющему завязывают глаза и он двигается по направлению к кегле. Когда он считает, что дошел до кегли, то останавливается и пытается взять кеглю. Взрослый развязывает ему глаза и оценивает, насколько правильно ребёнок выполнил задание.
Игра «Следопыт». В игре участвуют двое детей: один – «следопыт», другой – «помощник». «Следопыту» завязывают глаза. На противоположной от играющих стороне зала становится кубик. «Помощник» словами направляет «следопыта», подсказывая ему, куда идти, например: «Иди прямо, остановись, поверни направо, иди прямо, остановись, наклонись, бери кубик!».
Чувство ритма
Ходьба под счёт, под бубен, с изменением темпа.
Ходьба в соответствии с заданным ритмическим рисунком.
Прыжки через длинную скакалку.
Прыжки через длинную скакалку с заданием:
со сменой ног;
на одной ноге;
с закрытыми глазами и т. д.
Чувство ритма
Прыжки через короткую скакалку.
Прыжки через короткую скакалку с заданием:
- в быстром темпе;
- в медленном темпе;
- с двойным прокручиванием скакалки на один прыжок;
- с вращением скакалки назад;
- со скрестным положением ног;
- со скрестным положением рук.
Бег со скакалкой.
Ритмическая гимнастика.
«Ручная умелость»
«Ручная умелость»
«Улитка». Большой, безымянный пальцы и мизинец сжаты, указательный и средний подняты вверх («рога улитки»). Правая рука изображает «улитку», которая ползет по левой руке; то же – левой рукой по правой руке.
«Фонарики». Руки согнуты в локтях, кисти повёрнуты ладонями вперёд слева и справа от головы. В таком положении дети поочерёдно сжимают и разжимают кисти, имитируя метание фонариков.
«Собачка». Рука согнута в локте перед грудью ладонью к груди, согнуты указательный палец («глаз») и большой («ухо»). Дети сгибают и разгибают большой палец («собачка шевелит ушами»), сгибают и разгибают указательный палец («собачка моргает глазами»), выполняют отведение и прижимание мизинца («собачка лает»). Упражнение выполняется поочерёдно правой и левой рукой.
«Лягушка». И.п. – ладонь прижата к полу; счет «раз» - сжимая кисть, ребенок, удерживая кончики пальцев на месте, продвигает вперёд лучезапястный сустав; счет «два» - лучезапястный сустав прижимается к полу, а пальцы выпрямляются вперед. Движение повторяется 5-6 раз.
ДО
НОВЫХ ВСТРЕЧ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.