соблюдение слухоречевого режима в школе для детей с нарушениями слуха

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 23.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Под слухоречевым режимом понимается совокупность единых организованных требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всего обслуживающего персонала, направленных на развитие связной речи, развитие слухового восприятия и закрепление правильных произносительных навыков.
Иконка файла материала слухоречевой режим, .pptx

Слухоречевой режим в школе для детей с нарушением слуха

Подготовила учитель-дефектолог
Васьковская Л.В.

Слухоречевая среда

Является условием, обеспечивающим речевое развитие обучающихся детей.
Создание слухоречевой среды предполагает создание единых, организационных, методических требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всего обслуживающего персонала.

положение о слухоречевом режиме в школе

Устное общение
использование слуховых аппаратов
побуждение к самостоятельному высказыванию
контроль за произношением

Речевое общение с детьми в процессе практической деятельности.

Учебные занятия
Самоподготовка
Внеклассные мероприятия(экскурсии, игры, беседы, внеклассное чтение, праздники)
Режимные моменты
Прогулка

Чётко организовывать начало урока, занятия
В течение всего урока, занятия контролировать произношение обучающихся
На каждом уроке, занятии развивать слуховое восприятие, часть учебного материала предлагать для восприятия на слух, используя экран
Использовать разнообразные методы обучения и формы работы, игровые приёмы, элементы соревнования
При работе у доски требовать оречевления действий
Добиваться полного ответа
Применять дифференцированные задания, повышать степень самостоятельности
Учитывать уровень усвоения учебного материала
( репродуктивный, конструктивный, творческий)
учитывать индивидуальные особенности
Чётко организовывать итог урока, занятия
Домашнее задание записывать в дневнике, в тетради взаимосвязи записывать фразы на слух для отработки воспитателем на самоподготовке

При проведении воспитателем работы по развитию речевого слуха у учащихся в течение режимных моментов (подъём учащихся, завтрак, утренняя зарядка и т.д.) и занятий (по подготовке домашнего задания, во время экскурсий, игр и т.д.) в слуховую и слухозрительную тренировку включается речевой материал, организующий деятельность учащихся, материал обиходной речи, а также материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин.
Во внеурочное время речевой материал предъявляется учащимся вне классного помещения, вне здания, в шумных условиях, при подвижных играх, в свободном движении детей, что усложняет проведение слуховой и слухозрительной тренировки.

Формирование потребности в речи, побуждение к активному её использованию.

Использование звукоусиливающей аппаратуры и индивидуальных слуховых аппаратов.

Требования к речи взрослых.

При разговоре надо говорить, повернувшись лицом к собеседнику, при этом лучше сидеть и стоять;
Лицо говорящего должно быть освещено: нельзя говорить, стоя спиной к источнику света (окну, лампе);
Говорить следует эмоционально, выразительно, нормальным по силе голосом, произносить речевой материал в обычном темпе, не утрировать артикуляцию, соблюдать общие требования к произношению на русском языке;
Необходимо учитывать уровень речевого развития собеседника, следует говорить четко, простыми фразами, без лишних слов, но и не упрощенно, сохраняя во фразах естественный порядок слов;
Максимально реализовать свои произносительные возможности;
Участники общения должны, не стесняясь, попросить повторить сказанное. В случаях, когда взаимопонимание не достигнуто, используется устно-дактильная или письменная форма речи, при этом та же фраза повторяется устно.

Контроль за речью детей.

5 класс
Дежурные звуки: «А», «О».
Цель: автоматизация звуков в словах и предложениях; закрепления правила произнесения безударного О как А (знание и соблюдение).
 
дополне___ ние дополнение
определе___ ние определение
в_то р_ос_тепе нн_ые второстепенные
предло ж_е___ ния предложения
 
Задание. Назовите второстепенные члены предложения.
Дополнение, определение – это второстепенные члены предложения (предполагаемый ответ учащихся).

 
3 класс
Дежурные звуки: «С - З».
 
Цель: дифференциация звуков на материале загадки; произнесение окончания ТСЯ как ЦА, безударного О как А ( по надстрочному знаку и самостоятельно), отработка словесно – логического ударения.
 
с_______ з________
с___но___й лесной весной з___и зимой
ас___ы ется просыпается з___я___ин хозяин
с___пи___ спит с___не___ снеговой из___бу___ш_ избушке
 
Задание. Прочитайте загадку. Угадайте, кто это.
Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
 

Нотирование текста

Речевые зарядки на всех уроках, занятиях:

Установка на произношение звуков, их совершенствование и предупреждение распада

Выводы:

Учащиеся с нарушенным слухом должны на уроках и во внеклассное время постоянно использовать индивидуальные слуховые аппараты.
Учителя и воспитатели должны общаться с детьми устной речью, в затруднительных случаях прибегать к дактильной речи или использовать фонетическую ритмику.
Речь должна быть чёткой, выразительной, не утрированной .
На занятиях использовать методы обучения, активизирующие речевое общение (монологическую речь, диалоги, ситуативное общение).
На всех занятиях и уроках планировать речевые зарядки(5-10 минут).
Стимулировать мотивированное речевое общение с учащимися в процессе учебной и практической деятельности, поощрять самостоятельную экспрессивную речь учеников.
Знать уровень развития воспитанников, степень сохранности слуха, уметь грамотно пользоваться экраном.

Общие недостатки в работе педагогов по выполнению слухоречевого режима

Частое и неправильное использование дактильной и жестовой речи.
Не все учащиеся носят и используют индивидуальные слуховые аппараты.
Многие педагоги не знают слуховых возможностей учащихся.
Не четко и не грамотно формулируются речевые высказывания педагогов.
Не систематически проводятся речевые зарядки.
Не достаточно ведётся работа по коррекции произносительных навыков.
Нет преемственности в работе над развитием речи учителей- предметников и воспитателей в старших классах.

Правила дактилирования

Дактилирование надо производить правой рукой.
Кисть руки должна быть обращена ладонью к собеседнику.
При дактилировании кисть руки находится на уровне рта.
Не следует делать лишних движений, замедляющих дактильный разговор и затрудняющих чтение с дактилирующей руки (при дактилировании должны двигаться в основном только пальцы кисти руки).
Дактильная речь должна быть чёткой, ясной, выразительной, читаемой и слитной.
Дактильную речь следует сопровождать чётким произнесением соответствующего материала.
Темп дактилирования должен максимально приближаться к темпу устной разговорной речи.
Техника дактилирования должна поддерживаться на неизменном уровне.

Дактилировать надо синхронно с устным проговариванием.
Темп дактилирования и проговаривания необходимо определять в зависимости от словесного материала, уровня развития воспринимающих дактильную речь, состояния навыков чтения с дактилирующей руки.
Наиболее чётко передаются те дактильные знаки, которые имеют между собой внешнее сходство (ъ-ь-г, ж-ф-е, э-х-с, щ-ш-ц, к-п-ц, п-л, т-м).
Дактилировать необходимо слева направо, делая небольшие паузы между буквами, словами и предложениями.
В словах с удвоенными согласными следует чётко дактилировать обе согласные, делая между ними паузы.
Сложносокращенные слова надо дактилировать чётко, выразительно и с паузами между буквами (СКОШИ).