Слухоречевой режим в школе для детей с нарушением слуха
Подготовила учитель-дефектолог
Васьковская Л.В.
Слухоречевая среда
Является условием,  обеспечивающим речевое развитие обучающихся детей.
Создание слухоречевой среды предполагает создание единых, организационных, методических требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всего обслуживающего  персонала.
положение о слухоречевом режиме в школе
Устное общение
использование слуховых аппаратов
побуждение к самостоятельному высказыванию
контроль за произношением
Учебные занятия
Самоподготовка
Внеклассные мероприятия(экскурсии, игры, беседы, внеклассное чтение, праздники)
Режимные моменты
Прогулка
Чётко организовывать начало урока, занятия
В течение всего урока, занятия контролировать произношение обучающихся
На каждом уроке, занятии  развивать слуховое восприятие, часть учебного материала предлагать для восприятия на слух, используя экран
Использовать разнообразные методы обучения и формы работы, игровые приёмы, элементы соревнования
При работе у доски требовать оречевления действий
Добиваться полного ответа
Применять дифференцированные задания, повышать степень самостоятельности
Учитывать уровень усвоения учебного материала                         
  ( репродуктивный, конструктивный, творческий)
учитывать индивидуальные особенности
Чётко организовывать итог урока, занятия
Домашнее задание записывать в дневнике, в тетради взаимосвязи записывать фразы на слух для отработки воспитателем на самоподготовке
При проведении воспитателем работы по развитию речевого слуха у учащихся  в течение режимных моментов  (подъём учащихся, завтрак, утренняя зарядка и т.д.) и занятий (по подготовке домашнего задания, во время экскурсий, игр и т.д.) в слуховую и слухозрительную тренировку включается речевой материал, организующий деятельность учащихся, материал обиходной речи,  а также материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин.
Во внеурочное  время речевой материал предъявляется учащимся вне классного помещения, вне здания, в шумных условиях, при подвижных играх, в свободном движении детей, что усложняет проведение слуховой и слухозрительной тренировки.
При разговоре надо говорить, повернувшись лицом к собеседнику, при этом лучше сидеть и стоять;
Лицо говорящего должно быть освещено: нельзя говорить, стоя спиной к источнику света (окну, лампе);
Говорить следует  эмоционально, выразительно, нормальным по силе голосом,  произносить речевой материал в обычном темпе, не утрировать артикуляцию, соблюдать общие требования к произношению на русском языке;
Необходимо учитывать уровень речевого  развития собеседника, следует говорить четко, простыми фразами, без лишних слов, но и не упрощенно, сохраняя во фразах естественный порядок слов;
Максимально реализовать свои произносительные возможности;
Участники  общения должны, не стесняясь, попросить повторить сказанное. В случаях, когда взаимопонимание не достигнуто, используется устно-дактильная или письменная форма речи, при этом та же фраза повторяется устно.
5 класс
Дежурные звуки:  «А», «О».
Цель: автоматизация звуков  в словах и предложениях; закрепления правила произнесения безударного О как А  (знание и соблюдение).
 
дополне___     ние                       дополнение
определе___    ние                       определение
в_то  р_ос_тепе      нн_ые        второстепенные
предло    ж_е___      ния             предложения
 
Задание. Назовите второстепенные члены предложения.
Дополнение, определение – это второстепенные члены предложения (предполагаемый ответ учащихся).
 
3 класс 
Дежурные звуки:  «С - З».
 
Цель: дифференциация звуков  на материале загадки; произнесение окончания ТСЯ как ЦА,  безударного О как А ( по надстрочному знаку и самостоятельно), отработка словесно – логического ударения.
 
с_______          з________
с___но___й       лесной  весной                                        з___и                   зимой                 
ас___ы            ется        просыпается                            з___я___ин         хозяин
с___пи___    спит          с___не___      снеговой          из___бу___ш_   избушке
 
Задание. Прочитайте загадку. Угадайте, кто это.
Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
 
Речевые зарядки на всех уроках, занятиях:
Установка на произношение звуков, их совершенствование и предупреждение распада
Выводы:
Учащиеся с нарушенным слухом должны на уроках и во внеклассное время  постоянно использовать  индивидуальные слуховые аппараты.
Учителя и воспитатели  должны общаться с детьми устной  речью, в затруднительных случаях прибегать к дактильной речи или использовать фонетическую ритмику.
Речь должна быть чёткой, выразительной, не утрированной .
На занятиях использовать методы обучения, активизирующие речевое общение (монологическую речь, диалоги, ситуативное общение).
На всех занятиях и уроках планировать речевые зарядки(5-10 минут).
Стимулировать мотивированное речевое общение с учащимися в процессе учебной и практической деятельности, поощрять самостоятельную экспрессивную речь учеников.
 Знать уровень развития воспитанников, степень сохранности слуха, уметь грамотно пользоваться экраном.
Общие недостатки в работе педагогов по выполнению слухоречевого режима
Частое  и неправильное использование дактильной и жестовой речи.
Не все учащиеся носят и используют индивидуальные слуховые аппараты.
Многие педагоги не знают слуховых возможностей  учащихся.
Не четко и не грамотно  формулируются речевые высказывания педагогов.
Не  систематически проводятся речевые зарядки.
Не достаточно ведётся работа по коррекции произносительных навыков.
Нет преемственности в работе над развитием  речи учителей- предметников и воспитателей в старших классах.
Правила дактилирования
 Дактилирование надо производить  правой рукой.
 Кисть руки должна быть обращена ладонью к собеседнику.
 При дактилировании кисть руки находится на уровне рта.
 Не следует делать лишних движений, замедляющих дактильный разговор и затрудняющих чтение с дактилирующей руки  (при дактилировании должны двигаться в основном только пальцы кисти руки).
 Дактильная речь должна быть чёткой, ясной, выразительной, читаемой и слитной.
 Дактильную речь следует сопровождать чётким произнесением соответствующего материала.
Темп дактилирования  должен максимально приближаться к темпу устной  разговорной речи.
 Техника дактилирования  должна поддерживаться на неизменном уровне.
 Дактилировать надо синхронно с устным проговариванием.
 Темп дактилирования и проговаривания необходимо определять в зависимости от словесного материала, уровня развития воспринимающих дактильную речь, состояния навыков чтения с дактилирующей руки.
 Наиболее чётко передаются те дактильные знаки, которые имеют между собой внешнее сходство (ъ-ь-г, ж-ф-е, э-х-с, щ-ш-ц, к-п-ц, п-л, т-м).
 Дактилировать необходимо слева направо, делая небольшие паузы между буквами, словами и предложениями.
 В словах с удвоенными согласными следует чётко дактилировать обе согласные, делая между ними паузы.
 Сложносокращенные слова надо дактилировать чётко, выразительно и с паузами между буквами  (СКОШИ).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.