Психотехнические приёмы коррекции памяти в логопсихологии

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 26.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психотехнические приёмы коррекции памяти в логопсихологии
Иконка файла материала Психотехнические приёмы коррекции памяти в логопсихологии.pptx

Психотехнические приёмы коррекции памяти в логопсихологии

Память

фундаментальная психическая функция, обеспечивающая накопление, сохранение и воспроизведение опыта. В логопсихологии вопросы памяти приобретают особую значимость, поскольку речевые нарушения часто сопровождаются когнитивными дефицитами, в том числе расстройствами мнестических процессов.

Теоретические основы взаимосвязи речи и памяти

В логопсихологии принято рассматривать память как системное образование, тесно связанное с другими психическими функциями:
речью (вербальная память, опосредованное запоминание);
вниманием (концентрация на запоминаемом материале);
мышлением (осмысление, категоризация информации);
восприятием (сенсорные модальности запоминания).

Теоретические основы взаимосвязи речи и памяти

Ключевые механизмы взаимодействия:
Речь выступает средством кодирования информации (словесные метки, ассоциации).
Память обеспечивает хранение языковых единиц (лексика, грамматические конструкции).
Нарушения речи могут приводить к дефициту вербальной памяти, а также к компенсаторному усилению других видов памяти (зрительной, двигательной).

Типология нарушений памяти при речевых патологиях

В логопсихологической практике встречаются следующие варианты мнестических расстройств:
Снижение объёма кратковременной памяти 
Нарушение слухоречевой памяти 
Дефицит опосредованного запоминания 
Замедление скорости запоминания 
Повышенная тормозимость следов памяти 

Принципы психотехнической коррекции памяти

Коррекция строится на следующих базовых принципах:
Принцип системности 
Принцип учёта ведущей модальности 
Принцип поэтапности 
Принцип мотивации 
Принцип индивидуализации 

Основные психотехнические приёмы

Методы опосредованного запоминания
Пиктограммы 
Метод ключевых слов 
Смысловые группировки 
-Пример: для запоминания списка слов «дом, дерево, кошка, солнце» ребёнок рисует схему, где дом под солнцем, рядом дерево, а на дереве — кошка.

Основные психотехнические приёмы

Мнемотехники на основе речи
Рифмизация 
Истории-ассоциации 
Акростихи 
-Пример: для запоминания дней недели: «Понедельник — начало, Вторник — второй, Среда — середина…».

Основные психотехнические приёмы

Мультисенсорные приёмы
Зрительные опоры 
Кинестетические методы 
Тактильные приёмы 
-Пример: при изучении предлогов ребёнок физически перемещает игрушку («под стол», «над столом»).

Основные психотехнические приёмы

Тренировка произвольного внимания
Таблицы Шульте 
Корректурные пробы 
Дихотическое прослушивание 

Основные психотехнические приёмы

Игровые техники
Мемори-игры 
Квесты 
Ролевые игры

Этапы коррекционной работы

Диагностический этап
Подготовительный этап
Основной этап
Закрепляющий этап

Специфика применения в разных возрастных группах

Дошкольный возраст (3–7 лет):
игровые методы;
опора на зрительно-двигательные образы;
короткие задания с частой сменой деятельности.

Специфика применения в разных возрастных группах

Младший школьный возраст (7–11 лет):
мнемотехники с элементами письма;
работа с текстами и схемами;
групповые упражнения на взаимопроверку.

Специфика применения в разных возрастных группах

Критерии эффективности коррекции
Увеличение объёма кратковременной и долговременной памяти.
Сокращение времени на запоминание.
Повышение точности воспроизведения (меньше ошибок).
Использование мнемотехник в самостоятельной деятельности.

Ограничения и противопоказания

Психотехнические приёмы не применяются в случаях:
острых психотических состояний;
тяжёлых форм умственной отсталости;
выраженных нарушений сознания.

Список используемой литературы

Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1934.
Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. — М., 1974.
Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 2002.
Калягин В. А. Логопсихология. — М., 2006.
Усанова О. Н. Специальная психология. — М., 1990.