«Формирование успешности ребёнка с ОВЗ в домашних условиях»
Автор-руководитель: Моисеева Раиса Ивановна –
учитель-дефектолог
Организатор: Кропачева Надежда Михайловна –
законный представитель
Томск – 2024 год
Департамент образования Томской области
Особенности развития школьника с ОВЗ
Формируемая под воздействием воспитания в определённых - домашних условиях, личность ребёнка является, в том числе, продуктом социума.
В процессе становления личности ребёнка важно выделять мотивационную сферу, которая у детей с ОВЗ характеризуется слабой выраженностью социальных потребностей, низким уровнем побуждений к деятельности.
Деятельность младших школьников специальной школы выражена ситуативностью. Мотивы, побуждающие к действию: краткосрочны, слабо выражены, нестойки, быстротечны.
На успешность усвоения знаний, умений и навыков в домашних условиях влияют особенности мыслительной деятельности: саморегуляция, мотивация, самооценка.
Особенности личностных параметров умственной деятельности детей с ОВЗ оказывают тормозящее влияние на усвоение знаний, умений и навыков, что приводит к дефицитарному развитию.
Дефицитарное развитие, в свою очередь, формирует отрицательное отношение к учебной деятельности в целом.
Поэтому, главной задачей является создание благоприятных, мотивирующих условий в домашней обстановке, способствующих формированию развития познавательных процессов.
Особенности развития школьника с ОВЗ
Коррекционно-воспитательная работа с ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья в домашних условиях направлена на формирование у него устойчивых и деятельных мотивов учения и морального порядка.
Самооценка (СО) и уровень притязаний (УП) относятся к основным компонентам развития личности. Ребёнку важно оценивать свои возможности, стремиться к достижению целей разной сложности, в том числе и в домашних условиях.
Но, важно отметить, что не сам факт успешной или неуспешной деятельности оказывает влияние на формирование УП, а субъективное восприятие ребёнком своей деятельности, себя, как успешного человека.
Особенности развития школьника с ОВЗ
Самооценка ребёнка с нарушениями слуха, интеллектуальными нарушениями подвержена достаточно частым изменениям. При создании постоянной ситуации успеха у ребёнка возникает не соответствующий его возможностям завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений.
Но когда ребёнок попадает в школу, ситуация успеха разрушается, в том числе и по причине расширения круга общения – высокая самооценка нивелируется.
В этом случае семья может выступать источником стабильной самооценки, что является положительном аспектом, уводящим ребёнка от неврозов.
Особенности развития школьника с ОВЗ
Л.С. Выготский указывал, что, в ответ на низкую оценку со стороны окружающих, у ребёнка с ОВЗ возникает компенсаторная реакция.
Нечаев А.П. считал, что дети со слабым общим развитием, малоподвижным вниманием, бедной речью, бледными интересами и слабой восприимчивостью нуждаются в систематических педагогических упражнениях.
Одним из самых важных моментов в развитии с ребёнком в домашних условиях имеют: беседы с обязательным сопровождением разных окружающих предметов, сюжетных и предметных картин, прогулки с обязательным вербальным сопровождением окружающей действительности, что способствует выработке детской речи, а также развитию процессов воображения и восприятия.
Особенности развития школьника с ОВЗ
На развитие ребёнка с ОВЗ, при сложившихся обстоятельствах, в домашних условиях оказывают положительное влияние занятия рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием.
Выше указанные занятия развивают мелкую моторику и подготавливают, таким образом, руку ребёнку к процессу письма.
Наконец, весьма важным средством, подготавливающим ребёнка к обучению грамоте, необходимо считать подвижные игры и упражнения, организованные в домашних условиях.
Особенности развития школьника с ОВЗ
Задания на копирование образца (узор, изображение, фигура, выложенная из карандашей, пуговиц, природного материала и др.)
Задания на выявление умения ребёнка слышать и слушать словесные инструкции ( по Д.Б. Эльконину, Л.И. Цеханской)
Задания на определение умения выполнять правила и контролировать их выполнение (по У.В. Ульенковой, по А.Л. Венгеру)
Методики выявления готовности к обучению
Родители, законные представители ребёнка заинтересованы в его творческом развитии.
Педагогу необходимо с первой встречи заинтересовать этого ребёнка своим видом деятельности, суметь влюбить его в то, чем он будет заниматься.
Здесь важно всё - характер общения, отношений, индивидуальный подход.
Семья - это главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребёнка.
СЕМЬЯ – персональная среда жизни и развития ребёнка
Мира вам, любви и процветания!
Интернет-источники:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.