Предупреждение и коррекция нарушений графо-моторных действий письма
Оценка 4.8
Работа в классе +2
docx
воспитательная работа +1
2 кл
12.05.2018
В этой статье автор дает некоторые рекомендации по данной теме из своего опыта и из различных методик выявления и коррекции нарушений моторного компонента письма. А так же делится некоторыми способами коррекции, которые выработала за свой многолетний опыт работы, изучая методическую литературу по данной теме.самост.
конспект.docx
Самостоятельная работа № 3
«Предупреждение и коррекция нарушений графо
моторных действий письма»
Предупреждение и коррекция нарушений
графомоторных действий письма.
Данная проблема является актуальной для учителя начальных классов, т.к.
некоторые учащиеся 1 класса испытывают трудности при овладении графо
моторным навыком. Для правильной диагностики и коррекции нарушений
необходимо понимать причину происхождения этих трудностей. Поэтому,
исследуя специфику проявления трудностей овладения учащимися 1 класса
графомоторным навыком, я установила, что мало выявить особенности
нарушений моторного компонента письма у детей. Главное определить пути
коррекции выявленных нарушений.
С этой целью за многолетний опыт своей работы я выработала некоторые
способы коррекции, изучая методическую литературу по данной теме.
И в этой статье я дам некоторые рекомендации по данной теме из моего
опыта и из различных методик выявления и коррекции нарушений моторного
компонента письма.
Виды коррекционноразвивающих занятий можно выделить в
зависимости от того, на что направлены эти занятия:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,
форма, величина);
развитие пространственных представлений ориентации;
развитие представлений о времени;
развитие слухового внимания и памяти;
развитие фонетикофонематических представлений,
формирование
звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
навыков соотносительного анализа;
навыков группировки и классификации (на базе овладения основными
родовыми понятиями);
умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
умения планировать деятельность;
развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
развитие нагляднообразного мышления; развитие словеснологического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоциональноличностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и
т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальна
Рекомендации и способы коррекции.
Ошибки в оформлении предложения, слитное написание слов.
Рекомендую вести работу по составлению схем предложений с
графическим выделением слов, закреплять навык правильного оформления
предложения (первое слово пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку).
Орфографические ошибки при написании слов.
Данные ошибки в первом классе можно рассматривать как норму письма,
т.к. учащимися еще не изучены правила правописания и орфографии русского
языка.
Пропуски букв, лишние знаки при написании слов.
Рекомендую вести работу по составлению схем слов, отдельно
проговаривать звуки и слоги при письме.
Замена букв при написании слов.
Ошибки письма, связанные с заменой букв. В основном – это замена парных
согласных звуков. Причина таких ошибок – трудности артикуляционного
произношения. Логопедом было рекомендовано четко и медленно проговаривать
каждый слог, выделяя трудные звуки.
Исправления букв при письме.
Исправления вызваны недоразвитием мелкой моторики рук. Рекомендую
работу по развитию мелкой моторики рук: работа в прописях (обводка букв по
контуру), упражнения для пальцев рук, кисти руки и длинных мышц руки
(выполнять дома).
Неточности в начертании букв.
Часто наблюдается неточность в написании буквы «ё» отсутствие верхнего
апострофа. Рекомендую работу по запоминанию зрительного образа буквы и
нахождению данного звука в слове. Использую работу над словами,
показывающими разницу между слогами: ле –лё, не – нё, ме – мё и т.п.
Трудности в написании слов под диктовку.
Некоторые дети не справляются с написанием диктанта: пропуски слов в
предложениях, слова искажены (пропуски букв). Причина трудностей – слабое
понимание детьми звукового состава слова. Рекомендую детальный звуковой
разбор слов, предназначенных для записи под диктовку, с выделением первого и
последнего звука, количества слогов. Также необходимо вести работу по
составлению схемы слова и дальнейшей самостоятельной записи слова. При этом
процесс письма должен сопровождаться проговариванием слогов и звуков
внутри слога. Работа по оформлению предложения в данном случае сводится к
составлению схемы предложения, с целью уточнения количества слов внутри
предложения.
В целом детьми хорошо усвоен зрительный образ букв. Ученики графически
правильно изображают буквенные символы, хорошо умеют перекодировать
печатный текст в письменный.
Важную роль в обучении грамотному письму играет и каллиграфия.
Наблюдая за каллиграфией письма, были выявлены некоторые трудности
моторного компонента у первоклассников.
Слабый нажим, неправильное расположение букв в рамках рабочей строки.
Причина таких нарушений – слабо развитая моторика ведущей руки.
Рекомендую упражнения, направленные на развитие моторики руки. К
таким упражнениям можно отнести:
упражнения в штриховке;
«пальчиковая гимнастика»;
работа в тетрадях с разлиновкой в две строки с дополнительными
наклонными линиями.
При письме необходимо обращать внимание на нажим при движении руки
вниз.
Неправильное соединение букв при письме.
На данный показатель обращают внимание, т.к. неправильное соединение
искажает графический образ букв, буква может быть неверно истолкована и
будет воспринята как орфографическая ошибка при письме.
Чтобы предотвратить подобные ошибки, необходимо отрабатывать способы
соединения букв: вести работу по написанию соединительных линий при верхнем
и нижнем соединениях, отрывное письмо с обращением внимания на
соединительные линии и способы соединения.
Список используемой литературы
1. Мисаренко Г.Г. Коррекционноразвивающие технологии в методике
обучения младших школьников русскому языку. – М., 2004
2. Лурия А.Р.
Психологическое содержание процесса письма //
Хрестоматия по логопедии. Под редакцией Л.С. Волковой и В.И. Силеверстова. –
М., 1997. С.326332
3. Агаркова И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический
почерк. Программа для начальной школы // Начальная школа. 1995. № 12. С. 12
14
4. Корнеев А. А., Кричевец А. Н., Бабаева Ю. Д. и др. Анализ
эффективности методик обучения письму. // Школа здоровья. 2012. N 4. C. 44
50
5. Илюхина В.А. Первые уроки письма при подготовке к школе. М, 2005
Предупреждение и коррекция нарушений графо-моторных действий письма
Предупреждение и коррекция нарушений графо-моторных действий письма
Предупреждение и коррекция нарушений графо-моторных действий письма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.