«Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы»
Оценка 4.7

«Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы»

Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
история
10 кл—11 кл
08.02.2018
«Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы»
Современные подходы к отслеживанию учебных достижений обучающихся в рамках итоговой аттестации по предмету «История» В статье представлены результаты исследования по проблеме современного подхода к отслеживанию достижений обучающихся. Представлены формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся в рамках итоговой аттестации по предмету «История».Существующая система оценки и контроля работы учащихся в школе не может, в полной мере, удовлетворять современным требованиям. Имеющиеся тенденции перехода к новым более объективным и стимулирующим формам и способам отслеживания достижений обучающихся.Цель статьи: обобщить накопленные знания и обосновать применение способов отслеживания учебных достижений обучающихся в условиях модернизации образования.
Секция.docx
Секция: «Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы» Клещукова Ирина Евгеньевна специалист высшей категории учитель­методист, учитель истории МОУ «УВК «Гармония» г. Донецка»  Современные подходы к отслеживанию учебных достижений обучающихся  в рамках итоговой аттестации  по предмету «История» Аннотация:   В   статье   представлены   результаты   исследования   по   проблеме современного   подхода   к   отслеживанию   достижений обучающихся.   Представлены   формы   и   методы   контроля   и оценки знаний обучающихся в рамках итоговой аттестации  по предмету «История». Ключевые   слова:   система   оценивания,   учебное   портфолио,   мониторинг, достижения обучающегося. Существующая система оценки и контроля работы учащихся в школе не может, в полной мере, удовлетворять современным требованиям. Имеющиеся тенденции перехода к новым более объективным и стимулирующим формам и способам отслеживания достижений обучающихся. Данная   проблема   многогранна   и   рассматривалась   исследователями   в самых   различных   аспектах:   виды   учета   знаний   в   традиционной   системе обучения   (М.И.   Зарецкий,   И.И.   Кулибаба   и   др.);   влияние   оценки   на формирование   самооценки   (Б.Г.   Ананьев,   Л.А.   Рыбак   и   др.);   способы проверки   достижений   с   помощью   технических   средств   и   ЭВМ   (С.И. Архангеловский,   Т.А.   Ильина   и   др.);   проблемой   отслеживания   учебных достижений   занимаются   ученые   Шадрина   М.Ж.,   Муканова   С.Д. методологическую   основу   исследования   составляют   идеи   гуманизации, личностной ориентированности образования (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов и др.)   Сочетание   теоретико­методологического   уровня   с   решением   задач прикладного обусловило выбор методов. Цель   статьи:   обобщить   накопленные   знания   и   обосновать   применение способов     отслеживания   учебных   достижений   обучающихся   в условиях модернизации образования. Отслеживание   учебных   достижений   обучающихся   в   условиях модернизации   образования   —   один   из   важнейших   элементов   учебного процесса.   Обучение   не   может   быть   полноценным   без   регулярной   и объективной информации о том, как усваивается обучающимися материал по предмету.   Педагогический   контроль   является   важнейшим   компонентом педагогической   системы   и   частично   учебного   процесса.   До   сих   пор результатом   педагогического   контроля   безоговорочно   считается   оценка успеваемости учащихся. Анализируя особенности состояния проблемы проверки, оценки знаний и отслеживания результатов, следует отметить, что эта проблема многогранна и рассматривалась   исследователями   в   самых   различных   аспектах.   Можно выделить несколько основных направлений в изучении этой проблемы. Большую   группу   представляют   работы   в   которых   исследовались методы контроля, виды учета знаний в традиционной системе обучения(М.И. Зарецкий, И.И. Кулибаба и др.); в работах раскрыта методика проведения письменного устного, практического контроля знаний и итогового опроса. Проблемой   отслеживания   достижений   учащихся   занимаются   ученые Шадрина   М.Ж.,   Муканова   С.Д.,   Башаров   Р.Б.   Одни   специалисты(Е.К. Арташева,   А.В.   Захарова   и   др.)   рассматривают   способы   отслеживания учебных   достижений   как   средства   совместной   и   индивидуальной деятельности,   направленные   на   оценивание   знаний   и   умений   обучаемых; другие (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) изучают способы как самостоятельное действие. Таким образом. Таким образом выявляются противоречия между: способами   отслеживания   учебных   результатов   и   устаревшей   системой оценивания достижений.  Другое направление в исследованиях этой проблемы связано с изучением воспитательной   функции   оценки,   с   изучением   влияния   оценки   на формирование самооценки учащихся, на их интерес к предмету(Б. Т. Ананьев, Л.А.   Рыбак,   А.И.   Липкина   и   др.).   Рассматриваются   качественные   и количественные аспекты оценки, способы проверки с помощью технических средств   (С.И.   Архангеловский,   Т.А.   Ильина   и   др.)   —   сформулированы требования   к   критериям   и   нормам   оценок.   таким   образом   можно   сделать вывод, что проверка учебных достижений зависит от многих объективных и субъективных факторов. Особенностью моих уроков является то, что проверка знаний выполняет не   только   учетно­контрольные   функции,  но   и  обучающие,  воспитательные. Проверка   знаний   стимулирует   учащихся   к   учению.   Специфика   проверки достижений   определяется   особенностями   истории   как   области   знания,   в которой   присутствует   как   объективная   информация,   так   и   субъективное восприятие, толкование событий. Примеры способов проверки: 1.   Историческое   время(знание   дат, соотношение дат, явлений)   хронологии   событий, 2. Историческое   пространство(знание   исторических   топографий, знание   об   изменении   карты   мира,   районов   в   результате этнических, социально­политических и др. процессов) 3. Историческое движение(знание фактов, имен событий, названий, умение сравнивать событие)  Таким   образом,   система   итогового   оценивания   знаний   и   умений   по предмету направлена на содействие более высокой ступени осознания данного материала, нацеливает ученика и учителя на конечный результат. Выставляя отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивым или эта отметка   не   будет   стимулировать   его   к   работе,   оставит   равнодушным. Сегодня,   наверное,   именно   в   этом   заключается   объективность   и справедливость отметки. Работая над проблемой отслеживания учебных достижений предложила ученикам   заполнить   анкету   «Инновационные   системы   контроля   и   оценки знаний   обучающихся»(Приложение   1).   По   результатам   анкеты   (45   чел.). можно   сделать   вывод,   что   большинство   учащихся   считает   необходимым оценивание   учебных   достижений(90%   опрошенных);   оценивание   является стимулом   дальнейшей     работы   над   собой(45%),   чувствовать   себя уверенно(25%), удачными формами контроля являются тесты, контрольные работы(40%),   презентации,   метод   проектов(25%).   Оценку   «5»   следует поставить   не   только   за   активную   работу   на  уроке,   но   и   за   творчество   по предмету(28%). Верно подмечено, ведь основная цель контроля ЗУ, состоит в обнаружении достижений учащихся, в указании путей совершенствования, с тем чтобы учащийся включался в активную творческую деятельность. Сегодня   в   образовательной   практике   работает   понимание   того,   что стандартная   итоговая   аттестация   не   позволяет   оценить   индивидуальные возможности и склонности учащихся. В связи с этим возникла необходимость разработки новых форм диагностики образовательных результатов с помощью которых можно оценивать достижения учебной, творческой, социальной и др. видов деятельности.  Эффективным инструментом решения подобных задач, на мой взгляд, является портфолио ученика. Основная   цель   портфолио   —   обеспечить   отслеживание   учебных достижений, поддерживать высокую учебную мотивацию, развивать высокую учебную   мотивацию,   отразить профилизации учащихся 10­11кл., компенсировать эффект случайного успеха или не успеха в ситуации итоговой аттестации; может служить дополнением к результатам ЕГЭ, при поступлении в ВУЗ.   стимулировать   к   самообразованию, В своей работе мы ориентируемся на три типа портфолио:  портфолио   индивидуальных образовательных   достижений,   дипломы   олимпиад,   конкурсов разных уровней, грамоты по предмету и т.д.) документов(результаты    портфолио  работ(собрание  различных  творческих, проектных, МАНовских работ, описание творческой активности)  портфолио   отзывов(характеристика   отношения   школьника   к различным   видам   деятельности   —   материалы   самооценки, отзывы учителей, родителей, одноклассников) Таким   образом,   введение   портфолио   для   оценки     индивидуальных достижений   учащихся   является   одним   из   направлений   обновления традиционной системы оценивания, формирования нового понимания самого процесса обучения. Вывод:   под   современным   подходом   к   отслеживанию   учебных достижений нами понимается не только та шкала, которая используется при выставлении   отметок,   но   и   в   целом   механизм   осуществления   контрольно­ диагностической   связи   между   учителем,   учеником,   родителями   по   поводу успешности образовательного, творческого процесса. 1. Апанасенко Г.А. Педагогический контроль II Педагогика 2008 № 4 с. Список литературы 23 2. Баевский Р.М. Портфолио: за и против II Современная школа, 2009,  №8 с. 33  3. Климова В.И. Педагогика: учебник, М, Знание 2008 с. 192 4. Пинспая М. О. «Оценивание — способ повышения эффективности  обучения» Руководство для учителя, 2012г. 5. Йофе А.Н. «Проблемы оценивания в обществознании» т.  Преподавания истории в школе №1, 2006г. «Индивидуальные системы контроля и оценки знаний обучающихся» Приложение 1 1. Считаете ли вы необходимым оценивание учебных достижений A. Да; B. Нет; C. Затрудняюсь ответить 2. Нужно ли изменить систему оценивания в школе A. Оставить 5­ти бальную B. Ввести безоценочное обучение C. «  » многобалльную систему 3. Какую роль играет оценивание ваших учебных результатов A. стимулом для дальнейшей работы над собой B. определяет уровень моих знаний C. позволяет чувствовать себя уверенно D. оценки нужны родителям 4. От чего зависит объективность оценивания A. от уровня знаний учащихся B. от точности ответа C. от отношения к ученику D. от полного ответа E. от самого учителя 5. Какие формы контроля для вашей учебной деятельности используется  учителями? ________________________________________________________ ________________________________________________________ 6. Приведите три аргумента в поддержку следующего утверждения:  Выставление оценки «2» в журнал не способствует успешности  учащихся, потому, что: A. учащегося не надо понять B. нужно исправлять C. пропадает желание учиться D. ухудшает самооценку 7. Приведите три критерия, согласно которым за работу учащемуся  следует поставить «5». A. творчество B. активную работу на уроке C. устный ответ, который не требует дополнения D. эрудицию, работоспособность E. выполнение домашнего задания

«Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы»

«Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы»

«Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы»

«Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы»

«Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы»

«Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы»

«Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы»

«Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы»

«Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы»

«Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы»

«Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы»

«Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы»

«Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы»

«Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2018