Военную прозу ( и поэзию)
принято делить на несколько
групп.
• К первой группе относятся
произведения, созданные
непосредственно во время войны.
• Ко второй группе – произведения
о войне, написанные после войны
участниками или очевидцами
военных событий.
• К третьей группе относят
произведения, созданные спустя
многие десятилетия участниками
ВОв или людьми, которые
родились уже в послевоенное
время.
Презентации по литературе
Произведения о войне
1941 – 1945 годов
• Произведения о войне
1941 – 1945 годов
создаются и в наши дни.
Для них характерно, с
одной стороны,
стремление объективно
оценить и представить
события, с другой –
желание переосмыслить
их, увидеть по-новому.
Презентации по литературе
Военная проза военных
и послевоенных лет
• В военные годы создавалось большое
число поэтических произведений,
посвященных войне. Их главная цель –
поддержать народ и призвать его на
защиту Родины.
И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит, -
пишет А. Ахматова в 1941 году.
Презентации по литературе
Берргольц Ольга Федоровна
(1910-1975), русская
писательница.
В блокадном Ленинграде
• Все 900 дней блокады провела в
осажденном Ленинграде. От
истощения была на грани смерти,
похоронила мужа. Обладая
редкой щедростью души и даром
сопереживания, постоянно
выступала по радио,
поддерживая дух блокадников
собственным примером
бескорыстия и отваги. Поэма
«Февральский дневник» (1942) о
мужестве ленинградцев принесла
ей широкую известность; поэма
«Твой путь» (1945) эту известность
упрочила.
Презентации по литературе
Виктор Некрасов «В окопах
Сталинграда»
• В 1946 году появилось произведение –
без преувеличения – ставшее вехой в
военной прозе, - повесть Виктора
Некрасова «В окопах Сталинграда»,
благосклонно принятая властями и
многократно в те годы
переиздававшаяся. Эта повесть В.
Некрасова выразила честную и
нестареющую правду о пережитом
солдатами в пору военного лихолетья.
• «В окопах Сталинграда» — первое в
нашей литературе произведение не о
войне, а изнутри войны, рассказ не
наблюдателя, а ее участника,
находившегося на переднем крае.
• К.М. Симонов и А. А. Бек, В. П. Гроссман
и А. П. Платонов считали, что она стоит в
первом ряду лучших произведений о
Великой Отечественной войне, что это
одно из самых высоких достижений
нашей литературы.
Презентации по литературе
Гуманистический пафос
послевоенных произведений о
войне
• Следующая веха в движении военной
темы – рассказ Михаила Шолохова
«Судьба человека» (1956). После
войны Шолохов-публицист отдал
щедрую дань официозной
государственной идеологии, однако
«оттепель» отметил произведением
довольно высокого достоинства —
рассказом «Судьба человека» (1956).
Обыкновенный человек, типично
шолоховский герой, предстал в
подлинном и не осознанном им самим
моральном величии. Такой сюжет не
мог появиться в «первую
послевоенную весну», к которой
приурочена встреча автора и Андрея
Соколова: герой был в плену, пил
водку без закуски, чтобы не
унизиться перед немецкими
офицерами, — это, как и сам
гуманистический дух рассказа, было
отнюдь не в русле официальной
литературы, взращенной
сталинизмом. «Судьба человека»
оказалась у истоков новой концепции
личности, шире — нового большого
этапа в развитии литературы.
Презентации по литературе
А. Твардовский «Василий
Теркин»
• Поэма «Василий Теркин» (1941-45)
— яркое воплощение русского
характера и общенародных чувств
эпохи Великой Отечественной
войны. Эта поэма печаталась по
главам в военных газетах и
журналах. Бойцы читали ее, учили
наизусть, с нетерпением ждали
очередных выпусков. Василий
Теркин стал любимым героем
военного времени. Поэма была
популярна, потому что она
рассказывала о жизни на войне
простого солдата, ничем не
примечательного – Василия
Теркина. Он всем был близок и
понятен, поэтому так полюбился.
Презентации по литературе
Васильев Борис Львович
• ВАСИЛЬЕВ Борис Львович (р. 1924), русский писатель. В
повестях «А зори здесь тихие...» (1969), «В списках не
значился» (1974) - трагизм и героика Великой
Отечественной войны. В повестях «Не стреляйте в белых
лебедей» (1973), «Завтра была война» (1984) - социально-
нравственные проблемы. Исторический роман «Были и
небыли» (кн. 1-2, 1977-80). Роман «Вам привет от бабы
Леры...» (1988) о трагических судьбах жертв сталинских
репрессий. Пьесы, сценарии. Публицистика.
Государственная премия СССР (1975).
Презентации по литературе
Юрий Васильевич
Бондарев
• БОНДАРЕВ Юрий Васильевич (р. 15 марта
• Представитель так называемой
1924), русский писатель, Герой
Социалистического Труда (1984); Ленинская
премия (1972), Государственные премии СССР
(1977, 1983).
«лейтенантской прозы». В повести
«Батальоны просят огня» (1957), романе
«Горячий снег» (1969) — война глазами
рядового участника, психология
человека на войне, его нравственные
достоинства, раскрывающиеся в
напряженных драматических ситуациях.
В романах «Тишина» (1962), «Берег»
(1975), «Выбор» (1980) — осмысленная
неотторжимость судьбы человека от
судьбы страны, сложные жизненные
коллизии людей военного поколения.
Прозаический цикл «Мгновенья» (1981-
1987). Роман «Бермудский треугольник»
(2000). Работы для театра и кино (в
участие в создании киноэпопеи
«Освобождение», 1970-1972).
Презентации по литературе
Окуджава Булат Шалвович
(1924 – 1997)
• Окуджава — поэт фронтового
поколения, рисующий войну с точки
зрения любви к жизни и к человеку,
которому присущ в то же время
нериторический героизм. В поздней
лирике нарастает мотив личной
ответственности за прошлое: «Убил
ли кого? Или вдруг поспешил и
промазал?.. /… А справиться негде. И
надо решать самому». Схожа
позиция в «политических» стихах,
где доля личной причастности к
сталинизму («Арбатское
вдохновение…», 1980; «Я маленький,
горло в ангине…» и др.), вообще
ответственность современников
трагедии («Калужская фантазия»),
не менее важна, чем инвективы
палачам («Ну что, генералиссимус
прекрасный…», 1981; «Письмо к
маме», 1987 и др.) и проблема
прощения («Прощание с осенью»).
Презентации по литературе
• Военная проза остается
ведущей в русской литературе.
Она помогает осмыслить все
чувства, поступки в
сложнейших обстоятельствах
войны.
• Поэзия Константина Симонова.
Избранные стихотворения 1941
года: «Родина», «Ты помнишь,
Алеша, дороги Смоленщины…»,
«Жди меня, и я вернусь…»,
«Если бог нас своим
могуществом…».
Презентации по литературе
• Книги о войне привлекают не только
Заключение
потому, что в них отражены священные
трагические страницы нашей истории. Они
помогают нам многое понять в
повседневной многоликости «мирного»
времени. Интересно в этой связи суждение
писателя К. Симонова, высказанное им в
одном из писем, датированном 1966 г.: «Мне
кажется, что книги о войне люди, ее не
пережившие, читают, когда в этих книгах
есть какие-то человеческие,
психологические, нравственные проблемы,
которые относятся не только к войне, а
просто обнажаются во время войны с
особенной силой <…> волнуют не только
поколение, прошедшее войну, но и
поколение, не бывшее на войне».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.