Презентации по литературе

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 12.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала А. Блок Стихотворный цикл «На поле Куликовом» Урок в 8 классе.ppt
Стихотворный  цикл      Александра  Блока   «На поле  Куликовом»  в историческом  прочтении  1880 ­ 1921 Михайлова Татьяна Владимировна, МБОУ «Сергинская СОШ»,  учитель русского языка и литературы с. Серга Пермский край              2014г.
• Впервые интерес к истории пробудился у Блока в семье его деда, ректора Петербургского университета Бекетова. • В 1898 г. Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета, где продолжает интересоваться историей.
• Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединенных  общим жанром  темой  главными героями  единым замыслом  исторической эпохой  единым поэтическим настроением  местом действия
•Какое настроение возникает у вас при чтении цикла? • Определите свои чувства после чтения стихов: • Удивили • Поразили • Привлекли • Потрясли • Вызвали недоумение • Заставили задуматься
Зададим себе вопросы: • Почему такая тоска и боль в цикле стихотворений? • Почему так тесно связаны для Блока его современность и события на Непрядве? • Почему чувствует Блок самого себя как бы участником Куликовской битвы?
• «Задонщина» , «Сказание о Мамаевом побоище» - памятники древнерусской литературы 14-15 в.в.
• 1901 год Блок считал в своей жизни «исключительно» важным. В этом году он переходит с юридического факультета Петербургского университета на историко- филологический, где углублённо занимается историей.
«Сказание о Мамаевом побоище» • Тогда гуси загоготали и лебеди крыльями заплескали. Нет, то не гуси гоготали и не лебеди крыльями заплескали: то поганый Мамай пришел на Русскую землю и воинов своих привел. А уж гибель их подстерегают крылатые птицы, паря под облаками, вороны неумолчно, а галки по-своему говорят, орлы клекочут, волки грозно воют, а лисицы брешут, кости чуя.
За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат… Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей. У Блока «крик лебедей» превращается в «трубы лебедей» и становится символом тревоги и грядущей битвы.
Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. ► Так начинается первое стихотворение цикла. Оно выполняет роль пролога и вводит тему России.
И вечный бой! Покой нам только снится. Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнёт ковыль…
Я – не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. ► Как можно объяснить эти строки? ► Каким вы представляете лирического героя во втором стихотворении? Воины. Реконструкция
• Как вы понимаете образ «горючего белого камня» в цикле стихотворений? • В каких произведениях русского фольклора вы его встречали?
И с туманом над Непрядвой спящей Прямо на меня Ты сошла, в одежде свет струящей, Не спугнув коня. Серебром волны блеснула другу На стальном мече, Освежила пыльную кольчугу На моём плече. ► Кто это, чей лик нерукотворный светел для поэта навсегда: любимая женщина или Богородица?
« Я вижу над Русью        далече Широкий и тихий пожар»
«Опять над полем Куликовым  Взошла и расточилась мгла»
« Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжёл, как перед боем. Теперь твой час настал. – Молись!»
Ответим на вопросы: • Почему такая тоска и боль в цикле стихотворений? • Почему так тесно связаны для Блока его современность и события на Непрядве? • Почему чувствует Блок самого себя как бы участником Куликовской битвы?
Домашнее задание: - выучить 1 стихотворение из цикла наизусть. стр.87-91