А. Блок Стихотворный цикл «На поле Куликовом» Урок в 8 классе.ppt
Презентации по литературе
Стихотворный цикл
Александра Блока
«На поле
Куликовом»
в историческом
прочтении
1880 1921
Михайлова Татьяна Владимировна,
МБОУ «Сергинская СОШ»,
учитель русского языка и литературы
с. Серга Пермский край 2014г.
Презентации по литературе
• Впервые интерес к
истории
пробудился у Блока
в семье его деда,
ректора
Петербургского
университета
Бекетова.
• В 1898 г. Блок
поступил на
юридический
факультет
Петербургского
университета, где
продолжает
интересоваться
историей.
Презентации по литературе
• Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) –
несколько художественных
произведений, объединенных
общим жанром
темой
главными героями
единым замыслом
исторической эпохой
единым поэтическим настроением
местом действия
Презентации по литературе
•Какое настроение возникает
у вас при чтении цикла?
• Определите свои чувства после
чтения стихов:
• Удивили
• Поразили
• Привлекли
• Потрясли
• Вызвали недоумение
• Заставили задуматься
Презентации по литературе
Зададим себе вопросы:
• Почему такая тоска и боль в
цикле стихотворений?
• Почему так тесно связаны для
Блока его современность и
события на Непрядве?
• Почему чувствует Блок самого
себя как бы участником
Куликовской битвы?
Презентации по литературе
Презентации по литературе
•
«Задонщина» ,
«Сказание о
Мамаевом побоище»
- памятники
древнерусской
литературы 14-15
в.в.
Презентации по литературе
• 1901 год Блок считал в своей жизни
«исключительно» важным. В этом
году он переходит с юридического
факультета Петербургского
университета на историко-
филологический, где углублённо
занимается историей.
Презентации по литературе
«Сказание о Мамаевом
побоище»
• Тогда гуси загоготали и лебеди
крыльями заплескали. Нет, то не гуси
гоготали и не лебеди крыльями
заплескали: то поганый Мамай
пришел на Русскую землю и воинов
своих привел. А уж гибель их
подстерегают крылатые птицы, паря
под облаками, вороны неумолчно, а
галки по-своему говорят, орлы
клекочут, волки грозно воют, а
лисицы брешут, кости чуя.
Презентации по литературе
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
Над вражьим станом, как
бывало,
И плеск и трубы лебедей.
У Блока «крик лебедей» превращается в «трубы лебедей» и
становится символом тревоги и грядущей битвы.
Презентации по литературе
Река раскинулась. Течет,
грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого
обрыва
В степи грустят стога.
► Так начинается
первое стихотворение
цикла. Оно выполняет
роль пролога и вводит
тему России.
Презентации по литературе
И вечный бой! Покой
нам только снится.
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит
степная
кобылица
И мнёт
ковыль…
Презентации по литературе
Я – не первый воин, не
последний,
Долго будет родина больна.
► Как можно объяснить эти
строки?
► Каким вы представляете
лирического героя во втором
стихотворении?
Воины. Реконструкция
Презентации по литературе
• Как вы понимаете образ
«горючего белого камня» в
цикле стихотворений?
• В каких произведениях
русского
фольклора вы его
встречали?
Презентации по литературе
И с туманом над Непрядвой
спящей
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет
струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моём плече.
► Кто это, чей лик
нерукотворный светел для поэта
навсегда: любимая женщина или
Богородица?
Презентации по литературе
« Я вижу над Русью
далече
Широкий и тихий пожар»
Презентации по литературе
«Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла»
Презентации по литературе
« Не может сердце жить
покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжёл, как перед
боем.
Теперь твой час настал. –
Молись!»
Презентации по литературе
Ответим на вопросы:
• Почему такая тоска и боль в
цикле стихотворений?
• Почему так тесно связаны для
Блока его современность и
события на Непрядве?
• Почему чувствует Блок самого
себя как бы участником
Куликовской битвы?
Презентации по литературе
Домашнее задание:
- выучить 1 стихотворение из цикла
наизусть. стр.87-91
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.