Презентации по литературе к уроку "Евгений Онегин"- энциклопедия русской жизни
Оценка 4.9

Презентации по литературе к уроку "Евгений Онегин"- энциклопедия русской жизни

Оценка 4.9
Презентации учебные
docx
русская литература
9 кл
31.03.2017
Презентации по литературе к уроку "Евгений Онегин"- энциклопедия русской жизни
лирические отступления.docx

Лирические отступления

Лирические отступления – это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно, а не от лица кого-либо из действующих персонажей.

Лирические отступления в романе неоднородны; есть весёлые, грустные, лёгкие, забавные и серьёзные, философские.

 Лирические  отступления играют роль романа в романе. Не будь их, как бы тогда общался с нами поэт:

И в сторону свой путь направим,
   Чтоб не забыть, о ком пою...
   Да кстати, здесь о том два слова:
   Пою приятеля младого
   И множество его причуд.
   Благослови мой долгий труд,
   О ты, эпическая муза!
   И, верный посох мне вручив,
   Не дай блуждать мне вкось и вкрив.

 

   Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» 27 лирических отступлений и 50 различных лирических вставок.

Для пушкинского романа, который сам автор называл «свободным романом», такие отступления особенно важны. Ведь это свобода непринужденного разговора на самые разные темы, это свобода авторских отступлений от фабульной линии повествования.

Тематически лирические отступления группируются как:

Ø  Автобиографические (воссозданы реальные факты из биографии поэта);

Ø  Энциклопедические (узнаем о жизни светской молодежи, поместных дворян и многие другие подробности);

Ø  Пейзажные зарисовки  среднерусской полосы России (перед читателями проходят все времена года; помогает раскрытию характеров героев романа);

Ø  Философские размышления ( о жизни, ее быстротечности, о дружбе, о любви, о театре, о литературном творчестве, о неотвратимости смерти, о повторяемости событий и судеб и др.);

Ø   Исторические (автор совершает экскурсы в русскую историю (о Москве, об Отечественной войне 1812 года);

Ø  Авторские оценки (автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценку)

Лирические отступления в романе, как своеобразные энциклопедические зарисовки.

Пушкин напоминает читателю о славных страницах недавнего прошлого России — о победной войне с Наполеоном:
                                                 "Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок.

Мрачно он Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого

Кремля:
 Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою."

    У Пушкина автор является особым персонажем, участником событий. Это не биографический автор (творец текста), а действующее лицо. Он знаком с героями (с Онегиным даже хорошо знаком), он хранит у себя письмо Татьяны, мы узнаем что-то о его собственной жизни. Разумеется, в нем очень многое от Пушкина, но все же это не  Пушкин,  а самостоятельный литературный образ, подлежащий такому же анализу, как и другие образы действующих лиц.

    Отношение автора к героям выражено прямо, непосредственно: «Онегин, добрый мой приятель…», «Татьяна, милая Татьяна!», «Мой бедный Ленский!» Вместе с тем автор устанавливает четкую границу между собой и героями, неоднократно подчеркивая отличие, существующее между его и их мировосприятием, взглядами на жизнь, людей.

    Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возможность автору характеризовать их внутренний мир через отношение к природе. Подчеркивая духовную близость Татьяны с природой, автор высоко оценивает нравственные качества героини. Порой пейзаж предстает читателю таким, каким его видит Татьяна:

«...она любила на балконе предупреждать зари восход»,

«... в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор».

«Евгений Онегин» писался Александром Сергеевичем на протяжении семи лет в разные времена, при разных обстоятельствах. В поэтических строках оживают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлыми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече...» 

Очень много в романе автор употребляет архаизмов, иностранных слов и античных реалий.

ВЫВОД:

        Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя — «внешние результаты подземного роста души». К Пушкину, к его роману в стихах «Евгений Онегин» это применимо в самой полной мере.


 

Лирические отступления Лирические отступления – это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно, а не от лица кого-либо из…

Лирические отступления Лирические отступления – это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно, а не от лица кого-либо из…

Она готовила пожар Нетерпеливому герою

Она готовила пожар Нетерпеливому герою
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017