Дворянство в романе «Евгений Онегин»
В
романе "Евгений Онегин" одну из важнейших ролей играет русское
дворянство и столичное светское общество.
Автор довольно иронично и шутливо говорит о высшем обществе и дворянах в целом.
Он тонко высмеивает глупость и пустоту скучающих аристократов. Высший
свет Москвы и Петербурга ведет пустую и однообразную жизнь :
"...Однообразная семья,
Все жадной скуки сыновья..." :
"...И даже глупости смешной /
В тебе не
встретишь, свет пустой..."
Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству,
типичным представителем которого является Евгений Онегин.
Обучение дворянина
С детства образование и воспитание Онегина НЕ было глубоким
"...француз убогой... учил его всему шутя,
не докучал
моралью строгой.. .
" "Мы все учились по-немногу
чему-нибудь и как -нибудь"
Что надо уметь дворянину?
-говорить по-французски
-танцевать мазурку
-кланяться непринуждённо
Какие науки знал дворянин (в частности, Онегин)?
- латынь, «чтоб эпиграфы разбирать»
- риторику, словесность, чтобы «в разговоре коснуться до всего слегка,
с ученым видом знатока»
-экономику, так как «читал Адама Смита,
и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет..»
- психологию, потому что «в чем он истинный был гений… была наука страсти нежной»
Каков распорядок обычного дня дворянина в высшем свете?
-одевание, изучение приглашений к визитам (во второй половине дня)
-прогулка по бульвару
-обед (в ресторане)
-театр
-переодевание на вечер
-бал (с опозданием)
-сон(утром)
. Право вставать как можно позже являлось признаком аристократизма:
Бывало, он ещё в постели:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут…
Утренний туалет и завтрак сменялись прогулкой. Излюбленным местом гуляний петербургских франтов – Невский проспект и Английская набережная Невы. И Онегин в эти часы тоже гуляет по «бульвару»:
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Послеобеденное время, Онегин, как, и другие молодые люди его круга, проводит в театре. Но он не увлечён искусством и ходит туда, скорее, из-за моды и воспринимает театр, как место, где происходят светские встречи и любовные интриги:
Все хлопает. Онегин входит,
Идёт меж кресел по ногам,
Двойной лорнет, скосясь, наводит
На ложи незнакомых дам
…Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят…
…А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он. Онегин едет на бал, где проводит все оставшееся время. День Онегина завершается. Он отправляется домой, но завтра его ожидает такой же день:
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра
И завтра то же, что вчера.
Из этого отрывка мы можем видеть, что светская жизнь главного героя, наполненная блеском и роскошью, на самом деле пуста и однообразна.
Московское дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Но в них не видно перемены;
Всё в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп…
Татьяна, выросшая в гармоничном единении с природой, задыхается в этом ограниченном пространстве, она «волненье света ненавидит»:
Ей душно здесь…она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединённый уголок,
Где льётся светлый ручеёк,
Я своим цветам, к своим романам.
В гостиной всех занимает «бессвязный, пошлый вздор»:
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки…
Кругом царит беспробудная тоска,
так московское общество занимают «разговоры ни о чём».
Значит, бездуховность, отсутствие каких-либо умственных интересов, застойность жизни московских дворян становится основной их характеристики.
Духовный мир провинциальных дворян.
Отец Татьяны, “добрый малый, но в прошлом веке запоздалый”, вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды:
“в халате ел и пил;
покойно жизнь его катилась;
под вечер иногда сходилась соседей добрая семья,
нецеремонные друзья, и потужить,
и позлословить, и посмеяться кой о чем”.
Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой. И Татьяна, и Ленский, выросшие в деревенской глуши, довольно снисходительно, доброжелательно относились к соседям-помещикам, стараясь, впрочем, избегать общения с недалекими ограниченными сельскими жителями с их узким кругозором:
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом…
Некоторые из гостей Лариных: “мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике” — пошлый стихоплет, провинциальный массовик-затейник, крикливый острослов, привыкший быть в центре внимания с заранее заготовленным набором убогих шуток;
“Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков” — безразличный к судьбе своих подданных;
“толстый Пустяков” — сама фамилия, как и определение, недвусмысленно говорят об ограниченности интересов, душевном убожестве.
ВЫВОД:
Две столицы в романе
Представители провинциального дворянства лишены душевных движений и духовных интересов.
В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин рисует картину жизни русского дворянства в начале Х1Х века, его быт и нравы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.