ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова»
УСТРОЙСТВО
МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Выполнила преподаватель специальных дисциплин
Войсковая Елена Юрьевна
УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
1834 год
был создан в России академиком Б.С. Якоби двигатель
постоянного тока с электромагнитным возбуждением.
был построен мощный электродвигатель, который
использовался для привода гребного винта речного катера.
1838 год
УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ
НЕПОДВИЖНАЯ
ЧАСТЬ ИНДУКТОР
ВРАЩАЮЩАЯСЯ
ЧАСТЬ ЯКОРЬ
УЗЕЛ
ЩЁТОЧНО
КОЛЛЕКТОРНЫЙ
ИНДУКТОР
Служит для создания магнитного поля машины
СТАНИНА(8)
Служит для крепления
полюсов и подшипниковых
щитов и является частью
магнитопровода
7
ГЛАВНЫЕ ПОЛЮСА
предназначены для создания
магнитного поля возбуждения
Состоят из сердечника (7) и
полюсных катушек (6)
8
6
УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
ГЛАВНЫЕ
ПОЛЮСА
КАРКАСНЫЕ
БЕСКАРКАСНЫЕ
1
4
3
2
1 – СТАНИНА
3 – ПОЛЮСНЫЕ КАТУШКИ
2 – СЕРДЕЧНИК ГЛАВНОГО ПОЛЮСА
4 – КАРКАС
ЯКОРЬ
Служит для создания вращающего момента
СЕРДЕЧНИК (5)
Имеет продольные пазы, в
которые укладывается
якорная обмотка
ЯКОРНАЯ ОБМОТКА(13)
Изготавливается из медного
провода и состоит из отдельных
секций
5
13
ЩЁТОЧНОКОЛЛЕКТОРНЫЙ
Механический преобразователь переменного тока в
УЗЕЛ
постоянный и наоборот
КОЛЛЕКТОР (3)
Вращающаяся часть
машины, состоит из
коллекторных пластин и
служит для крепления
якорной обмотки
ЩЁТОЧНЫЙ УЗЕЛ (4)
Является неподвижной частью
машины и служит для подвода
или отвода электрического тока
4
3
УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
КОЛЛЕКТОР
Вращающаяся часть машины и
состоит из коллекторных пластин
КОЛЛЕКТОРНЫЕ
ПЛАСТИНЫ
Изготавливаются из меди, имеют трапецеидальную
форму и служат для крепления якорной обмотки
УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
ЩЁТОЧНЫЙ АППАРАТ
1
5
6
2
3
4
1 – ЗАЖИМ
2 – ОБОЙМА
3 – ЩЁТКА
4 – ПРУЖИНА
5 – ГИБКИЙ ТРОСИК
6 – КУРОК
УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
ЩЕТОЧНЫЙ АППАРАТ
ОБОЙМА
Служит для крепления щёток
КУРОК
Представляет собой откидную
деталь, передающую давление
пружины на щетку
ГИБКИЙ
ТРОСИК
цепь машины
ЩЕТКА
Служит для включения щетки в электрическую
Являются неподвижной частью машины и служат для
подвода или отвода электрического тока
УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
УЗЛЫ
ВЕНТИЛЯТОР
Служит для самовентиляции машины
СМОТРОВОЕ ОКНО
Служит для визуального осмотра коллектор и
щёток
ПОДШИПНИКОВЫЕ ЩИТЫ
Служат для обеспечения механической
прочности машины
УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
9
7
8
6
4
1
10
8 – СТАНИНА
7 – СЕРДЕЧНИК ГЛАВНЫХ
ПОЛЮСОВ
6 – ПОЛЮСНЫЕ КАТУШКИ
11 – ЛАПЫ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ
5 – СЕРДЕЧНИК ЯКОРЯ
13 – ЯКОРНАЯ ОБМОТКА
3– КОЛЛЕКТОР
4 – ЩЁТОЧНЫЙ АППАРАТ
10 –
ВЕНТИЛЯТОР
2– СМОТРОВОЕ ОКНО
12 – ВАЛ
9 – ЗАДНЯЯ КРЫШКА
1 – ПОДШИПНИК
3
11
5
13
12
2
КЛАССИФИКАЦИЯ
МАШИН
ПОСТОЯННОГО ТОКА
Классификация машин постоянного тока
Машины постоянного тока
Машины
с электромагнитным
возбуждением
Машины с
магнитоэлектрическим
возбуждением
Машины с магнитоэлектрическим
возбуждением
Магнитное поле машины создаётся с
помощью постоянных магнитов
Uном
ОЯ
Iном
ном
U
оя U
I
I
оя
ном
Машины с электромагнитным возбуждением
Магнитное поле машины создаётся с
помощью тока, протекающего по обмотке
возбуждения
• независимого возбуждения
• параллельного возбуждения
• последовательного возбуждения
• смешанного возбуждения
Машины с независимым возбуждением
Обмотка якоря и обмотка возбуждения
включены параллельно и питаются от
разных источников питания
Uном
ОЯ
Iном
ном
U
оя U
U
оя U
ов
I
I
оя
I
оя
I
ов
ном
ОВ
Iов
Uов
Машины с параллельным возбуждением
Обмотка якоря и обмотка возбуждения
включены параллельно и питаются от одного
источника питания
U
ном
U
оя
U
ов
Iном
Двигатель
I
ов
I
ном
Генератор
оя
I
ном
I
I
оя
I
ов
Uном
ОЯ
Iном
Iов
ОВ
Iоя
Iов
Машины с последовательным возбуждением
Обмотка якоря и обмотка возбуждения
включены последовательно и питаются от
одного источника питания
Uном
Iном
U
ов
U
ном
I
оя
U
оя
I
I
ов
ном
Uов
ОВ
Uоя
ОЯ
Машины со смешанным возбуждением
Обмотка якоря и две обмотки возбуждения
включены последовательно и параллельно и
питаются от одного источника питания
• обмотки возбуждения включены согласно
• обмотки возбуждения включены встречно
2
осн
Обмотки возбуждения включены согласно
Ф
U
U
Iном
Uном
ОВ1
ном
Iоя
оя
1ов
Ф
Ф
ов
ов
1
U
U
2
U
U
1
I
I
ов
I
I
ном
ном
ов
2ов
оя
оя
I
I
оя
ном
О
Я
Iов2
ОВ2
Обмотки возбуждения включены встречно
Ф
Uном
Ф
ов
1
осн
Iном
Iоя
Iов2
О
Я
ОВ1
ОВ2
2
оя
Ф
ов
U
U
2
U
U
1
I
I
ном
I
ов
I
ов
оя
2ов
1ов
ном
ном
оя
U
U
I
оя
I
ном
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ МПТ
ДВИГАТЕЛЬНЫ
Й
ГЕНЕРАТОРНЫЙ
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ
Iв
N
Iя
S
I
я
Iв
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ
Iв
N
Фв
Iя
S
I
я
Iв
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ
Мэм
Iя
FЭМ
N
Фв
n
FЭМ
Мэм
S
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ
N
Фв
n
Ея
Мэм
Iя
Мэм
Ея
S
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ
Uя
Фя
↑
Iя
Fэм
↑
Мэм
↑
n
Uв
Iв
Фв
↑
Eя
Uя = Ея + IяRя
Mэм = M2 + M0
ГЕНЕРАТОРНЫЙ РЕЖИМ
Iв
N
Фв
n
Iв
S
ГЕНЕРАТОРНЫЙ РЕЖИМ
Iв
Ея
Iя
N
Фв
n
I
я
Ея
Iв
S
ГЕНЕРАТОРНЫЙ РЕЖИМ
n
FЭМ
Мэм
Iв
Ея
Iя
Мэм
FЭМ
N
Фв
S
I
я
Ея
Iв
ГЕНЕРАТОРНЫЙ РЕЖИМ
n
Мэм
Iв
N
Фв
Ея
Мэм
Iя
I
я
Ея
Iв
S
ГЕНЕРАТОРНЫЙ РЕЖИМ
↑
Iя
М1
Fэм
Uв
↑
Eя
Фв
↑
n
Iв
Фя
Uя = Ея IяRя
Мэм
↑
Mэм = M1 M0
ГЕНЕРАТОРНЫЙ РЕЖИМ
↑
Iя
М1
Fэм
Uв
↑
Фв
n
Iв
Eя
↑
Фя
↑
Мэм
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ
↑
Iя
Мэм
Iв
Фя
Фв
Fэм
↑
↑ n
Ея
↑
Uя
Uв
ГЕНЕРАТОРНЫЙ РЕЖИМ
Uя = Ея IяRя
Mэм = M1 M0
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ
Uя = Ея + IяRя
Mэм = M2 + M0