Презентационный материал "Формирование функциональной грамотности"
Оценка 4.8

Презентационный материал "Формирование функциональной грамотности"

Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
география
22.05.2023
Презентационный материал  "Формирование функциональной грамотности"
Презентационный материал "Формирование функциональной грамотности" выполнен в аспекте методической мастерской для демонстрации конкретными примерами математической, читательской, финансовой, естественнонаучной, функциональной грамотности
МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ функциональная грамотность.ppt

Формирование функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности

МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

функциональная грамотность – способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных ситуациях.

Международные исследования PISA выявили следующие проблемы в подготовке современных школьников: дефицит знаний типа – «знаю как» : умение формулировать вопросы, обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы…

Международные исследования PISA выявили следующие проблемы в подготовке современных школьников: дефицит знаний типа – «знаю как» : умение формулировать вопросы, обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы…

Международные исследования PISA выявили следующие проблемы в подготовке современных школьников:
дефицит знаний типа – «знаю как»:
умение формулировать вопросы, обосновывать, доказывать;
использовать простейшие приемы исследования;

Целевая установка: учим для жизни, отбираем содержание образования из жизни, проверяем знания учеников в решении ими задач из их жизни.

Необходимость строить задания: основанные на материале из разных предметных областей; задания, которые требуют привлечения дополнительной информации; задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких…

Необходимость строить задания: основанные на материале из разных предметных областей; задания, которые требуют привлечения дополнительной информации; задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких…

Необходимость строить задания:
основанные на материале из разных предметных областей;
задания, которые требуют привлечения дополнительной информации;
задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов:
«Что будет, если…?»,
«Попробуй объяснить» – задания на объяснение явлений и фактов;
«Как узнать?» – задания на применение методов познания;
«Сделай вывод» – задания на формирование умений делать выводы на основе данных.

Что можно сделать для совершенствования школьного образования?

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений.

На метеорологической станции в течение года наблюдали за количеством осадков

На метеорологической станции в течение года наблюдали за количеством осадков

На метеорологической станции в течение года наблюдали за количеством осадков. По результатам наблюдений составлена климатограмма. Рассмотрите диаграмму и ответьте на вопросы:
1.В каком месяце больше всего осадков.
2. В какой период времени (с какого месяца по какой) приходилось наименьшее количество осадков.
3.Предположите, для какого климатического пояса могла бы подойти данная климатограмма.

Математическая грамотность

Математическая грамотность формула

Математическая грамотность формула

Математическая грамотность

формула

Перевод значения температуры

°С=(°F-32): 1.8

Из шкалы Фаренгейта в шкалу Цельсия

°F= 1,8 х °С+32

Из шкалы Цельсия в шкалу Фаренгейта

В России для измерения температуры воздуха и тела человека используется шкала Цельсия, а в США – шкала Фаренгейта.
Для пересчета температурных значений пользуются формулами, представленными в таблице:




Турист из США планирует через два дня прилететь в Санкт-Петербурга просит сотрудника российской турфирмы сообщить ему температуру в городе в день его прилета.
Определите, какую температуру по шкале Фаренгейта надо сообщить
туристу из США, если по прогнозу погоды в городе ожидается 10°С.
(привести расчеты)

если по прогнозу погоды в городе ожидается 10°С, то по Фаренгейту: 1,8 х10 +32 =50° F

Представьте, что вследствие глобального потепления климата льды

Представьте, что вследствие глобального потепления климата льды

Представьте, что вследствие глобального потепления климата льды Антарктиды вдруг растаяли. Какие столицы стран Европы могли бы стать в таком случае морскими портами. Как могла бы измениться специализация сельского хозяйства европейских государств. Ответ подтвердите расчетами:
S Мирового океана=361 млн. км
S Антарктиды включая шельфовые зоны= 14 млн. км
Средняя толщина ледникового щита Антарктиды= 2км
Плотность воды=1000кг/мз
Плотность льда =900 кг/мз

Математическая грамотность

Решите задачи по теме: «Энергетическая и сырьевая проблема современности»:

Решите задачи по теме: «Энергетическая и сырьевая проблема современности»:

Решите задачи по теме: «Энергетическая и сырьевая проблема современности»:
Ежесуточная потребность человека в белках оценивается в 1 г на 1 кг массы, т.е. в среднем 70 г (1 вариант) - 100 г (2 вариант) белка в сутки. Определите, сколько тонн белка ежесуточно и ежегодно было необходимо для всего земного шара, если в 1950 г. на земле проживало 2,5 млрд. чел., в 1975 г. – 4 млрд, в 1989 г. – 5 млрд, в 2000 - 6 млрд. и сколько его потребуется при населении Земли в 10 млрд. чел

Математическая грамотность

Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в…

Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в…

Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни.

Существует библейское описание сотворения мира: 1 день

Существует библейское описание сотворения мира: 1 день

Существует библейское описание сотворения мира:
1 день. Бог сотворил небо и землю, отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро
2.день. И создал Бог твердь… и назвал… твердь небом и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.
3.день. И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью
4 день. И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды
5 день. Творец заселяет моря пресмыкающимися и рыбами, а землю – птицами.
6 день. Бог создает скотов, гадов, зверей, а затем – человека.
7 день. Выходной.
Найдите в тексте географические ошибки.

Читательская грамотность

Аргументировано, объясните слова историка-географа

Аргументировано, объясните слова историка-географа

1. Аргументировано, объясните слова историка-географа В. И. Малова: «История географических открытий, формирование русских территорий — это полный драматизма долгий рассказ о великой человеческой предприимчивости и любознательности, об извечном стремлении заглянуть за горизонт» - подтвердите примерами.

2. Как вы понимаете фразу философа Шарля Монтескьё:
«Власть климата сильнее всех властей»?

3. Маргарет Тэтчер : «Глобальный климат менялся
и меняется непрерывно, но человек и природа
всегда, так или иначе, находили пути адаптации
к изменениям» .

Читательская грамотность

Научный текст: Ту́ндра (от фин

Научный текст: Ту́ндра (от фин

1. Научный текст: Ту́ндра (от фин. tunturi — безлесная плоская вершина;
 русское диалектное сендуха — вид природных зон, лежащих за северными
пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой,
не заливаемой морскими или речными водами, сильно заболоченная местность.
2. Литературный текст: «Чем ближе к морю, тем растительность
беднее. Мало-помалу исчезает тополь, ива обращается в кустарник, в общей
картине уже преобладает песчаный или торфяной берег с голубикой, морошкой
 и мохом. Постепенно река расширяется до 75—100 саж., кругом уже тундра,
берега низменны и болотисты… С моря подуло холодком».
Антон Чехов, «Остров Сахалин (Из путевых записок)», 1894
3.Сторис из тундры жительницы Ямала - «В основном зимой ездят уже на снегоходах, а на оленях только летом. Я сама всегда выезжаю на снегоходе, 3-4 часа - и уже в тундре, а за спиной 150 км пути. С одной стороны, это удобно, но это сказывается на оленях - в зимнее время они расслабляются, теряют навыки езды и скорости. Отец всегда говорит, что раньше олени были быстрее и сильнее, а сейчас стали хилыми, лишенные тренировки зимой»

Читательская грамотность

Прочитайте текст, и ответьте на вопросы: «Этот горючий камень был известен еще в древности, китайцы называли его «пинг-тан» и использовали для приготовления пищи в домах…

Прочитайте текст, и ответьте на вопросы: «Этот горючий камень был известен еще в древности, китайцы называли его «пинг-тан» и использовали для приготовления пищи в домах…

Прочитайте текст, и ответьте на вопросы: «Этот горючий камень был известен еще в древности, китайцы называли его «пинг-тан» и использовали для приготовления пищи в домах «мандаринов», выпаривания соли, изготовления фарфора, выплавки меди, в красильном деле. В 315 году до нашей эры ученик Аристотеля Теофраст называл их «горящими камнями» – «антраксом». В ХVI веке нашей эры врач и алхимик Парацельс называл их «камни, измененные действием вулканического огня», а естествоиспытатель Агрикола говорил, что это отвердевшая нефть. Петр I писал о нем «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет». В 1757 г. М.В. Ломоносов в своем «Слове о рождении металлов» высказал гипотезу о происхождении этого полезного ископаемого, которая легла в основу общепринятой теперь «теории превращений».
1. О каком полезном ископаемом, какой отрасли промышленности идет речь?
2. Назовите основные виды этого полезного ископаемого.
3. Когда в России возникло промышленное производство этого полезного ископаемого?
4. Основные потребители этого полезного ископаемого.
5.Происхождение этого полезного ископаемого.
6.. Объясните «теорию превращения» этого полезного ископаемого.

Читательская грамотность

Составьте «Портрет» своего края - х арактеристика участка местности своего края, с использованием строк поэтов и писателей

Составьте «Портрет» своего края - х арактеристика участка местности своего края, с использованием строк поэтов и писателей

Составьте «Портрет» своего края - характеристика участка местности своего края, с использованием строк поэтов и писателей.

Представьте себе, что вы репортёр. Вы должны написать репортаж о субтропиках (не более 100 слов). Продумайте название и сюжет репортажа, форму подачи материала».

Читательская грамотность

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные финансовые решения

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные финансовые решения

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать  разумные финансовые решения.

В кассе московского метрополитена продают билеты на разное количество поездок

В кассе московского метрополитена продают билеты на разное количество поездок

В кассе московского метрополитена продают билеты на разное количество поездок. Маркетинговая служба метрополитена хочет увеличить продажи билетов на 40 поездок. Для этого необходимо сообщить пассажирам, сколько рублей можно сэкономить при покупке билета на 40 поездок (при условии использования всех поездок) по сравнению с покупкой одноразовых билетов?
Определите эту экономию.
разовая поездка стоит 55 руб.
40 поездок: 55 х 40 = 2200, т.к. метрополитен предлагает за 40 поездок
1494 руб., то экономия составит: 2200 – 1494 =706 руб.

Финансовая грамотность

Число поездок

1

2

20

40

60

Стоимость билета

55

110

747

1494

1765

Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам связанным с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями

Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам связанным с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями

Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам связанным с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Развитие функциональной естественнонаучной грамотности на основе умений интерпретировать научную информацию через задания на исключение неправильных ответов

Развитие функциональной естественнонаучной грамотности на основе умений интерпретировать научную информацию через задания на исключение неправильных ответов

Развитие функциональной естественнонаучной грамотности на основе умений интерпретировать научную информацию через задания на исключение неправильных ответов

Модель 1.

Естественнонаучная грамотность

Укажите правильную последовательность природных зон на территории

Укажите правильную последовательность природных зон на территории

Укажите правильную последовательность природных зон на территории России.
А) арктическая пустыня –тундра –тайга –степь -пустыня;
Б) арктическая пустыня -тундра –лесотундра –тайга –смешанные и широколиственные леса - лесостепь –степь –полупустыня-пустыня;
В) арктическая пустыня -тайга –лесотундра –лесостепь –степь;
Г) арктическая пустыня –тундра –тайга –степь.

Естественнонаучная грамотность

Развитие функциональной естественнонаучной грамотности на основе умений научно объяснять явления через задания с множественным выбором ответом 8 класс:

Развитие функциональной естественнонаучной грамотности на основе умений научно объяснять явления через задания с множественным выбором ответом 8 класс:

Развитие функциональной естественнонаучной грамотности на основе умений научно объяснять явления через задания с множественным выбором ответом 8 класс:

Рассмотрите фрагмент синоптической карты России и ответьте на вопросы:
1. В каком из показанных на карте городов в ближайшие дни наиболее вероятно существенное похолодание (или потепление).
2.Какой из перечисленных городов может находиться в зоне действия антициклона (циклона).

Модель 2.

Естественнонаучная грамотность

Развитие функциональной естественнонаучной грамотности на основе умений проводить учебные исследования через сопоставления материала с элементами прогноза (что сейчас – что произойдет) 7 класс: «Что произойдет…

Развитие функциональной естественнонаучной грамотности на основе умений проводить учебные исследования через сопоставления материала с элементами прогноза (что сейчас – что произойдет) 7 класс: «Что произойдет…

Развитие функциональной естественнонаучной грамотности на основе умений проводить учебные исследования через сопоставления материала с элементами прогноза (что сейчас – что произойдет) 7 класс:
«Что произойдет с Австралией, если ее передвинуть на 10 градусов к северу?»
При описании данного гипотетического материка надо учесть изменения:
Рельефа
Климата
Гидрографии: реки, озера, болота, подземные воды
Природных зон: почвы, растительность и животный мир.


Модель 3.

Естественнонаучная грамотность

Развитие функциональной естественнонаучной грамотности на основе умений интерпретировать научную информацию через задания на сопоставление 8 класс:

Развитие функциональной естественнонаучной грамотности на основе умений интерпретировать научную информацию через задания на сопоставление 8 класс:

Развитие функциональной естественнонаучной грамотности на основе умений интерпретировать научную информацию через задания на сопоставление 8 класс:
Сгруппировать предложенные слова в таблицу:

 

Гидросфера, Курильские острова, литосфера, Сибирь, наводнение, Саяны, отсутствие дождей,
гибель растений, возникновение пожаров, сильные ветры иссушающие почвы, атмосфера,
локальная неоднородность атмосферы, чередование теплых и холодных слоев воздуха, Алтай,
магнитное поле Земли, уничтожают посевы, разрушают плотины, Европейская часть России –
центр и юг, реже – север, разрушения, гибель людей, разрушение зданий, поднимают предметы
в воздух, Предкавказье и т.д.


Название

Оболочка

Причина

Распространение

Последствия

Модель 4.

Естественнонаучная грамотность

Кармадонском ущелье сошёл ледник

Кармадонском ущелье сошёл ледник

15 лет назад в Кармадонском ущелье сошёл ледник Колка. В результате происшествия погибли и пропали без вести по меньшей мере 125 человек, в том числе почти все члены съёмочной группы фильма «Связной», включая режиссёра картины Сергея Бодрова — младшего. Подвижки Колки уже были зафиксированы ранее: за 100 лет до этой катастрофы — в 1902 году — жертвами обвала стали десятки местных жителей. Учёные полагают, что спустя некоторое время ледник сойдёт снова.

1.Какие причины способствовали сходу ледника?
2. Возможно ли повторение трагедии ?
3. Можно ли предотвратить трагедию?

Модель 5.

Развитие функциональной естественнонаучной грамотности на основе умений проводить учебные исследования

Естественнонаучная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и…

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и…

Функциональная грамотность 
– это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Россия – страна континентальная или морская?

Россия – страна континентальная или морская?

Россия – страна континентальная или морская? Докажите это конкретными примерами.
Морская: 3 океана, 12 морей, морская граница - 38 тыс. км, а сухопутная граница - 22 тыс.км.
Континентальная:
от центра Москвы до ближайшего моря (Балтийского) - 625 км.
от центра России (на меридиане Енисея) до ближайших морей: 1660 км до Карского моря.
В РФ большинство морей используются очень слабо и в целом значимость моря в хозяйственной жизни населения очень невелика
2. Россия — богатая страна? Докажите это конкретными примерами.
огромная территория
сосредоточены разнообразные ресурсы — природные, материальные, духовные.
главная ценность национального богатства страны — человек
большое количество уникальных памятников природы и культуры, 11объектов ЮНЕСКО

Функциональная грамотность

Составьте «демографический портрет россиянина»:

Составьте «демографический портрет россиянина»:

Составьте «демографический портрет россиянина»:
Женщина, среднего возраста (примерно 40 лет), замужем, проживает в городе, имеет среднее профессиональное образование, работает с основным источником дохода – зарплатой, в семье 1 ребенок.

Составьте Памятку туристу, который отправляется в Антарктиду

Функциональная грамотность

Выращивание риса 1.Рис является гидрофитом – полуназемным-полуводным растением

Выращивание риса 1.Рис является гидрофитом – полуназемным-полуводным растением

Выращивание риса

1.Рис является гидрофитом – полуназемным-полуводным растением. Адаптацией к такому образу жизни является способность дышать в основном листьями, а не корнем.
 Существует три основных типа рисоводства:
Проливное: рис выращивают при постоянном затоплении водой. Таким способом выращивают до 90% риса в мире.
Суходольное: рис выращивают без искусственного орошения в областях с большим количеством осадков. Урожайность таких полей ниже, чем проливных.
Лиманное: рис выращивают в заливах рек или во время паводков. Такой способ возделывания риса является древнейшим, но малоэффективным.

1. Какой из типов рисоводства будет способствовать наименьшему развитию сорных растений на рисовых полях? Ответ поясните.

Функциональная грамотность

Рис теплолюбив, но не любит слишком высокую температуру, так как это мешает развиваться росткам

Рис теплолюбив, но не любит слишком высокую температуру, так как это мешает развиваться росткам

2. Рис теплолюбив, но не любит слишком высокую температуру, так как это мешает развиваться росткам. Оптимальная температура для роста растений – 25–30°С, максимальная – 40 °С. Выращивание риса в значительной степени зависит от количества атмосферных осадков: для хорошего урожая требуется не менее 1000–1200 мм в сезон. Слой воды на почве сглаживает суточные колебания температуры воздуха и питает небольшую корневую систему растения. Пасмурная погода отрицательно сказывается на продолжительности вегетации и продуктивности риса.
Какие условия необходимо соблюдать при выращивании риса на дачном участке, расположенном в Московской области? Отметьте «да» или «нет» для каждого из условий.

Условия

Да

Нет

Сажать рис нужно поздней весной, когда температура уже стабильно высокая

 

Выращивать рис необходимо в круглосуточно затенённом месте

Зёрна нужно закладывать в борозды, заполненные водой

Необходимо минимизировать полив и защитить посев от осадков

Функциональная грамотность

Культивировать рис впервые начали в глубокой древности

Культивировать рис впервые начали в глубокой древности

3. Культивировать рис впервые начали в глубокой древности. Пять тысяч лет назад рис уже использовали как хлебную культуру по всей Юго-Восточной Азии. В традиционных рисовых странах зерна сначала проращивают на грядках, затем, через месяц-полтора, когда стебельки достигают высоты примерно 20 сантиметров, молодые нежные растения втыкают в почву на затопленных полях. Предположите, какое действие, необходимое для выращивания риса, совершают китайские крестьяне, изображённые на старинной гравюре.

 1) 

Следят за тем, чтобы на поле не прилетали птицы, разоряющие урожай.

 2) 

Накачивают на поле навоз в качестве удобрения.

 3) 

Сливают воду, затопившую рисовое поле в результате половодья.

 4) 

Поднимают воду из запруды на рисовые поля.

Функциональная грамотность

В горных районах Азии рис выращивают на рисовых террасах, представляющих собой ступенчатые грядки

В горных районах Азии рис выращивают на рисовых террасах, представляющих собой ступенчатые грядки

4. В горных районах Азии рис выращивают на рисовых террасах, представляющих собой ступенчатые грядки. Почему рис выращивают не на склоне холма, а строят такие террасы? Выберите все верные ответы.

 1) 

Стены террас создают бассейны для удержания воды.

 2) 

На террасах удобнее пасти скот в периоды между засеванием риса.

 3) 

Горизонтальное расположение грядок препятствует смыву удобрений.

 4) 

Возведение стен позволяет разделять участки склона между крестьянами.

 5) 

На террасах удобнее отлавливать птиц и грызунов, ворующих зёрна.

 6) 

Стены террас защищают грядки от разрушения при землетрясении.

При проливном рисоводстве рис выращивают при постоянном затоплении водой

При проливном рисоводстве рис выращивают при постоянном затоплении водой

5.При проливном рисоводстве рис выращивают при постоянном затоплении водой. За счёт размножения в воде метаногенных бактерий оно даёт около 60% антропогенного выделения метана, который является важным парниковым газом. Увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере приводит к повышению среднегодовой температуры на планете.
 Мировое производство риса: данные прошлых лет и прогноз

Как будет сказываться прогнозируемая тенденция в производстве риса на изменении уровня Мирового океана, если будет преобладать проливная стратегия рисоводства? Ответ поясните.

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2023