Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования.
Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему.
Главными и неизменными в этом постижении оставались идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком.
От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.
Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше – около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» – фигурки женщин высотой 10-15 см., обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во мн. др. мира. Возможно, они символизировали плодородие, либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу.
«Палеолитические Венеры» - образ подчёркивающий женское начало, созревание новой жизни. Воплощение идеи материнства и продолжения рода.
Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т.е. человекоподобными изображениями
Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси – с Богородицей, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.
Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирской Богоматери», созданная в Константинополе в XII веке. Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли.
Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила,
Любовь небесная затмила
Её земную красоту.
А он в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой, Глядит вперёд — и ясным оком Голгофу видит пред собой.
Русская икона…
В мировом искусстве это явление уникальное.
Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней лёгкости, ощущение гармонии.
Иконы исцеляют, спасают…
Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесло иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты.
Титаны Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан стремились к созданию обобщенного образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится Мадонна, Дева Мария с Младенцем – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
Одним из лучших произведений на эту тему станет «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи
В прохладных залах Эрмитажа,Среди героев и дриад,На фоне мирного пейзажа
Она к ребенку клонит взгляд.
Была ль та женщина земная,Простой моделью для него,Иль, краски легкие втирая,Он видел в смертной божество.
Не все ль равно?
И вот, ничем не знаменита, Ткача иль медника жена,Живет теперь Мадонна Лита
В глазурной дымке полотна.
С ней столько душ вошло в единство,Она пленила столько глаз,И вечный светоч материнства,Зажженный ею, не угас.
Найди слова, которые передают твои чувства когда ты слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвящённые Богоматери:
ДОСТОИНСТВО
ВЕЛИЧИЕ
БЛАГОРОДСТВО
МИР
ПРОСТОТА
ТИШИНА
РАДОСТЬ
ЛЮБОВЬ
КРАСОТА
СПОКОЙСТВИЕ
Нас всегда восторгали и вдохновляли художники XV–XVI веков, поскольку они отличались тем, что у них было свое видение на написание Мадонн. Они отличались гармонией, формой, красотой линейного и цветового ритма и главное – глубиной материнской, нежной любви, поднятой на уровень высокого, прекрасного идеала.
В. Васнецов
«Богоматерь с младенцем»
Художник изобразил Богоматерь, идущей по облаку. Лицо ее, вдумчивое и серьезное, дышит всей прелестью молодости. Младенец, схожий лицом с матерью, слегка наклонился вперед, властным движением как бы хочет обнять Вселенную. В его глазах горит огонь неземного вдохновения.
Работу эту можно поставить вровень с «Сикстинской мадонной» Рафаэля, на которую она похожа по построению.
Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, Он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах…
А. Пушкин
Не только художники эпохи Возрождения, но и русские художники в своем творчестве не обходили стороной образ женщины – матери. Признанный портретист, академик живописи Алексей Венецианов, писал простых русских женщин – крестьянок, занятых нелегкой работой.
«На жатве. Лето»
Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы, зеленеют холмы.
В центре картины женщины – жница с ребенком на руках, она ласково обнимает его, забыв об усталости.
Глядя на картину, вспоминаются строки стихотворения Н.А. Некрасова:
…В полном разгаре страда деревенская,
Доля ты! –русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать…
Знай нетерпимый: равнина безлесая,
Нивы, покосы да ширь поднебесная.
Солнце нещадно палит…
В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.
Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника
К.С. Петрова-Водкина. Свое осмысление происходящих исторических событий он воплотил в прославленной «Петроградской Мадонне».
В картине художник изображает тяжелый труд женщины - горянки.
Она многократно в день должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной ношей и в тоже время присматривать за бегущим мальчуганом-сыном, который, того и гляди, сорвется в пропасть.
К.Хетагуров. «Горянка, идущая за водой»
К теме материнства обращались в своем творчестве и осетинские художники. Возьмем работу Коста Хетагурова «Горянка, идущая за водой».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.