Презентация

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 01.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к интегрированному уроку по ИЗО Музыке и МХК
Иконка файла материала ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ.ppt

Образ
женщины -матери сквозь века

Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любимая» - слово святое,
То трижды священное –женщина-мать!»
Л. Рогожников

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования.
Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему.
Главными и неизменными в этом постижении оставались идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком.
От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше – около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» – фигурки женщин высотой 10-15 см., обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во мн. др. мира. Возможно, они символизировали плодородие, либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу.

«Палеолитические Венеры» - образ подчёркивающий женское начало, созревание новой жизни. Воплощение идеи материнства и продолжения рода.

Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т.е. человекоподобными изображениями

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси – с Богородицей, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирской Богоматери», созданная в Константинополе в XII веке. Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли.

Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила,
Любовь небесная затмила
Её земную красоту.
А он в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой, Глядит вперёд — и ясным оком Голгофу видит пред собой.

Русская икона…
В мировом искусстве это явление уникальное.
Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней лёгкости, ощущение гармонии.

Иконы исцеляют, спасают

Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесло иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты.
Титаны Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан стремились к созданию обобщенного образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится Мадонна, Дева Мария с Младенцем – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений на эту тему станет «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи

В прохладных залах Эрмитажа, Среди героев и дриад, На фоне мирного пейзажа
Она к ребенку клонит взгляд.
Была ль та женщина земная, Простой моделью для него, Иль, краски легкие втирая, Он видел в смертной божество.
Не все ль равно?
И вот, ничем не знаменита, Ткача иль медника жена, Живет теперь Мадонна Лита
В глазурной дымке полотна.
С ней столько душ вошло в единство, Она пленила столько глаз, И вечный светоч материнства, Зажженный ею, не угас.

Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна», в которой гениально воплощены идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери.

Найди слова, которые передают твои чувства когда ты слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвящённые Богоматери:

ДОСТОИНСТВО

ВЕЛИЧИЕ

БЛАГОРОДСТВО

МИР

ПРОСТОТА

ТИШИНА

РАДОСТЬ

ЛЮБОВЬ

КРАСОТА

СПОКОЙСТВИЕ

Нас всегда восторгали и вдохновляли художники XV–XVI веков, поскольку они отличались тем, что у них было свое видение на написание Мадонн. Они отличались гармонией, формой, красотой линейного и цветового ритма и главное – глубиной материнской, нежной любви, поднятой на уровень высокого, прекрасного идеала.

В. Васнецов
«Богоматерь с младенцем»

Художник изобразил Богоматерь, идущей по облаку. Лицо ее, вдумчивое и серьезное, дышит всей прелестью молодости. Младенец, схожий лицом с матерью, слегка наклонился вперед, властным движением как бы хочет обнять Вселенную. В его глазах горит огонь неземного вдохновения.
Работу эту можно поставить вровень с «Сикстинской мадонной» Рафаэля, на которую она похожа по построению.

Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, Он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах…
А. Пушкин

Пречистая – вот эталон женственности, сосредоточие благодетелей, образец для подражания…

Её чарующий облик – вершина совершенства и гармонии

Не только художники эпохи Возрождения, но и русские художники в своем творчестве не обходили стороной образ женщины – матери. Признанный портретист, академик живописи Алексей Венецианов, писал простых русских женщин – крестьянок, занятых нелегкой работой.

«На жатве. Лето»

Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы, зеленеют холмы.
В центре картины женщины – жница с ребенком на руках, она ласково обнимает его, забыв об усталости.
Глядя на картину, вспоминаются строки стихотворения Н.А. Некрасова:

…В полном разгаре страда деревенская,
Доля ты! –русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать…
Знай нетерпимый: равнина безлесая,
Нивы, покосы да ширь поднебесная.
Солнце нещадно палит…

В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника
К.С. Петрова-Водкина. Свое осмысление происходящих исторических событий он воплотил в прославленной «Петроградской Мадонне».

А. Дейнека «Мать»

В картине художник изображает тяжелый труд женщины - горянки.
Она многократно в день должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной ношей и в тоже время присматривать за бегущим мальчуганом-сыном, который, того и гляди, сорвется в пропасть.

К.Хетагуров. «Горянка, идущая за водой»

К теме материнства обращались в своем творчестве и осетинские художники. Возьмем работу Коста Хетагурова «Горянка, идущая за водой».

Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Но именно образ женщины – матери являлся идеалом женской красоты.

Идеалом, главным и неизменным, является идеал материнства.

Красота женщины – это красота материнства.