Десятинная церковь в Киеве (церковь Успения Пресвятой Богородицы) 996 г.
Первый храм (996—1240) Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным».
Борисоглебский собор 1120-1123 г.
Борисоглебский собор является характерным образцом черниговской архитектурной школы XIIв. Крестовокупольный, шестистолпный, увенчанный одной главой (высота 25м.). Фасады храма определяются большими плоскостями стен, разбитыми только полуколоннами, которые идут из самого низа до карнизов. Эти колонны завершаются разными капителями из белого камня, а стены – полуциркульными закомарами.
Успенский собор во Владимире 1158-1160 г.
Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трехапсидным, построенным из высококачественного белого камня. И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчаннымилиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён.
Дмитриевский собор во Владимире-на Клязьме 1191 г.
Одна из самых выдающихся построек того времени, прославившаяся своим белокаменным убранством, его часто сравнивают с «драгоценным ларцом» и «каменной поэмой». Представляет собой небольшую одноглавую, четырехстолпную церковь с золоченой шлемовидной главой и обращенным на восток трехчастным алтарем. Гладкая стена от подошвы до пояса объясняется тем, что нижний ярус был закрыт галереей и соединявшими церковь с княжеским дворцом резными лестничными башнями.
Пятницкая церковь в Чернигове конец XII – начало XIII вв.
Храм небольшой по размерам (16×11,5 м в плане), с четырьмя восьмигранными столбами внутри, тремя апсидами, высокой главой, с изысканной и гармоничной композицией. В отличие от статических форм сооружений предыдущих времён, данная композиция храма является динамической, её стены стремительно нарастают вверх тремя рядами арок над основным объёмом. Вертикальность сооружения подчёркивается профилированными пилястрами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.