Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет подражать.
Л.Н. Толстой
Выпишите из текста слова с пропущенными орфограммами.
Определите и запишите основную мысль текста.
Определите какой тип речи представлен в предложениях
По какой форме существительного определяем склонение?
Склонение существительных определяется по форме им. п. ед ч.
- По какой морфеме?
- Сколько склонений в русском языке?
по окончанию
- Как распределяются по ним существительные?
1-е скл . сущ. ж. р.и м. р. окончание –а, -я,;
2-е скл сущ. м. р. и ср. р – о,-е и нулевое окончание.;
3-е скл. сущ. ж. р с нулевым окончанием.
3типа скл. -1,2,3
Как определить падеж существительного?
Найти слово, от которого зависит существительное.
От этого слова к существительному поставить вопрос.
По вопросу и предлогу определить
падеж.
СКАЗКА.
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился – стал Родительный.
Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательным.
Но он был и большим озорником, за всякие
проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом он подрос, стал творить добрые дела
и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нем
заговорили и назвали теперь Предложный.
(В.Волина).
Определите падеж, склонение, число существительных у существительных с пропущенными буквами. Аргументируйте свой ответ.
Туристы расположились в палатк... около берёзовой рощ... .
Определите, в какой морфеме пропущены буквы?
Какую гласную нужно писать в падежных окончаниях этих существительных?
Зачем важно знать склонение и падеж существительного?
Чтобы правильно написать его окончание.
и
е
| 1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. |
Р.п. |
| ||
Д.п. | |||
П.п. |
Знакомство с алгоритмом рассуждения «Советы помощника» -
«Как правильно написать безударное падежное окончание существительного».
Задание:
Преобразовать алгоритм в таблицу
УПРАЖНЕНИЕ 420
в окне в мор…..
в степи в област……
без земли без книг…...
к реке к деревн…..
о ржи об осен……
на коне на ослик……
на стене на улиц…….
Запишите слова в 2 колонки, вставляя пропущенные буквы. Во всех словах поставьте ударение, в скобках укажите тип склонения и падеж.
в окне ( П. п., 2-е скл.) в море ( П. п., 2-е скл.)
в степи ( П. п., 3-е скл.) в области ( П. п., 3-е скл.)
без земли (Р. п., 1-е скл.) без книги (Р. п., 1-е скл.)
к реке (Д. п.,1-е скл.) к деревне (Д. п.,1-е скл.)
о ржи ( П. п., 3-е скл.) об осени ( П. п., 3-е скл.)
на коне ( П. п., 2-е скл.) на ослике ( П. п., 2-е скл.)
на стене ( П. п., 1-е скл.) на улице ( П. п., 1-е скл.)
САМОПРОВЕРКА
Растут вдоль дорог…, запах полын…, помогать подруг…, идти по тропинк…, обрадоваться новост…, стоять на опушк… леса, песня о счасть…, ехать по магистрал…, книга в портфел…, вытащить из проруб….
Вставьте пропущенные буквы, объяснив написание
е–и в окончаниях существительных:
Растут вдоль дорог - 1 скл., Р.п
запах полын - 3 скл., Р.п.
помогать подруг - 1 скл., Д.п.
идти по тропинк - 1 скл., Д.п.
обрадоваться новост - 3 скл., Д.п.
стоять на опушк леса - 1 скл., П.п.
песня о счасть - 2 скл., П.п.
ехать по магистрал - 3 скл., Д.п.
книга в портфел - 2 скл., П.п.
вытащить из проруб - 3 скл., Р.п.
ПРОВЕРКА
и
и
и
и
и
е
е
е
е
е
Пробираться по пустын…, бояться пустын…, узнать о пустын…., нет совест…., обязан своей совест…, вспомнить о совест…
Самостоятельная работа
Вставьте пропущенные буквы в окончаниях слов:
Оценивание : «5» - нет ошибок,
«4» - 1- 2ошибки,
«3» - 3 ошибки,
«2» - 4 и более ошибок
ПАДЕЖ | Сущ. на – ИЕ | Сущ. на – ИЙ | Сущ. на – ИЯ |
И.п. | здание | санаторий | армия |
Р.п. | здания | санатория | армии |
Д.п. | зданию | санаторию | |
В.п. | здание | санаторий | армию |
Т.п. | зданием | санаторием | армией |
П.п. | здании | санатории | армии |
ПАДЕЖ | Существитель-ные на -ИЕ | Существитель-ные на -ИЙ | Существитель-ные на -ИЯ |
Р.п. |
| ||
Д.п. | |||
П.п. |
СКЛОНЕНИЕ
существительных на –ИЕ, - ИЙ, -ИЯ
И
И
И
И
И
Цветы подарили (Наталья Петровна, Наталия Львовна)
Прогулялись до (станция) по липовой ( аллея)
Мечтать о (профессия) искусствоведа и работать в (музей)
Ветеран рассказал на (собрание) об (армия) и (война)
Рассказать о (поездка) по (Бельгия), (Дания) и ( Чехия)
Семья запланировала велотур по (Германия)
Цветы подарили Наталье Петровне, Наталии Львовне.
Прогулялись до станции по липовой аллее.
Мечтать о профессии искусствоведа и работать в музее.
Ветеран рассказал на собрании об армии и войне.
Рассказать о поездке по Бельгии, Дании и Чехии.
Семья запланировала велотур по Германии.
Запиши, раскрывая скобки. Выбери правильное окончание. Определи падеж имён существительных.
Вставить пропущенные окончания существительных, объяснить правописание падежных окончаний
На моей полянк _ были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высокая ель, а на верхушк_ ее, на этом пальц _ , сидел певчий дрозд и насвистывал время от времен_ свою флейту, как будто управлял множеством лесных звук _ в наступающей вечерней зари. (М. Пришвин)
САМОПРОВЕРКА
На моей полянк были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высокая ель, а на верхушк ее, на этом пальц , сидел певчий дрозд и насвистывал время от времен свою флейту, как будто управлял множеством лесных звук в наступающей вечерней зари. (М. Пришвин)
е
е
е
и
ов
1 скл., П.п.
1 скл., П.п.
2 скл., П.п.
разноскл., Р.п.
мн. ч., Р.п.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.