Презентация "Буквы ЕИ в падежных окончаниях имён существительных"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 03.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Буквы ЕИ в падежных окончаниях имён существительных.pptx

Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет подражать.

Л.Н. Толстой

Выпишите из текста слова с пропущенными орфограммами.

1.Жители Южной Африки используют обезьян как бе..платных пастухов. 2. Многие из таких обезьян получили широкую и..вестность. 3. Обезьяна Элла во..питывалась на маленькой ферме. 4. Ее держали в загоне с козлятами и поили коз…им молоком. 5. Каждое утро с во..ходом солнца Элла вела стадо к водопою, а потом на пастбищ.., которое было ра..положено в пяти-шести километрах от фермы. 6. Она не давала козам ра..брестись. 7. Если в пол.. оставался козленок, Элла во..вращалась за ним.

Определите и запишите основную мысль текста.
Определите какой тип речи представлен в предложениях

По какой форме существительного определяем склонение?

Склонение существительных определяется по форме им. п. ед ч.

- По какой морфеме?

- Сколько склонений в русском языке?

по окончанию

- Как распределяются по ним существительные?

1-е скл . сущ. ж. р.и м. р. окончание –а, -я,;
2-е скл сущ. м. р. и ср. р – о,-е и нулевое окончание.;
3-е скл. сущ. ж. р с нулевым окончанием.

3типа скл. -1,2,3

Как определить падеж существительного?

Найти слово, от которого зависит существительное.
От этого слова к существительному поставить вопрос.
По вопросу и предлогу определить
падеж.

СКАЗКА.
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился – стал Родительный.
Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательным.
Но он был и большим озорником, за всякие
проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом он подрос, стал творить добрые дела
и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нем
заговорили и назвали теперь Предложный.
(В.Волина).

Определите падеж, склонение, число существительных у существительных с пропущенными буквами. Аргументируйте свой ответ.

Туристы расположились в палатк... около берёзовой рощ... .

Определите, в какой морфеме пропущены буквы?

Какую гласную нужно писать в падежных окончаниях этих существительных?

Зачем важно знать склонение и падеж существительного?

Чтобы правильно написать его окончание.

и

е

БУКВЫ Е И И
В ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Р.п.

 

Д.п.

П.п.

Знакомство с алгоритмом рассуждения «Советы помощника» -
«Как правильно написать безударное падежное окончание существительного».

Задание:
Преобразовать алгоритм в таблицу

Задание:
Преобразовать алгоритм в таблицу

 

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Р.п.

 

 
 

 
 
 

Д.п.

 
 

П.п.

 

УПРАЖНЕНИЕ 420

 в окне в мор…..
в степи в област……
без земли без книг…...
к реке к деревн…..
о ржи об осен……
на коне на ослик……
на стене на улиц…….

Запишите слова в 2 колонки, вставляя пропущенные буквы. Во всех словах поставьте ударение, в скобках укажите тип склонения и падеж.

 в окне ( П. п., 2-е скл.) в море ( П. п., 2-е скл.)
в степи ( П. п., 3-е скл.) в области ( П. п., 3-е скл.)
без земли (Р. п., 1-е скл.) без книги (Р. п., 1-е скл.)
к реке (Д. п.,1-е скл.) к деревне (Д. п.,1-е скл.)
о ржи ( П. п., 3-е скл.) об осени ( П. п., 3-е скл.)
на коне ( П. п., 2-е скл.) на ослике ( П. п., 2-е скл.)
на стене ( П. п., 1-е скл.) на улице ( П. п., 1-е скл.)

САМОПРОВЕРКА

  Растут вдоль дорог…, запах полын…, помогать подруг…, идти по тропинк…, обрадоваться новост…, стоять на опушк… леса, песня о счасть…, ехать по магистрал…, книга в портфел…, вытащить из проруб….

Вставьте пропущенные буквы, объяснив написание 
е–и в окончаниях существительных:

Растут вдоль дорог - 1 скл., Р.п
запах полын - 3 скл., Р.п.
помогать подруг - 1 скл., Д.п.
идти по тропинк - 1 скл., Д.п.
обрадоваться новост - 3 скл., Д.п.
стоять на опушк леса - 1 скл., П.п.
песня о счасть - 2 скл., П.п.
ехать по магистрал - 3 скл., Д.п.
книга в портфел - 2 скл., П.п.
вытащить из проруб - 3 скл., Р.п.

ПРОВЕРКА

и

и

и

и

и

е

е

е

е

е

Пробираться по пустын…, бояться пустын…, узнать о пустын…., нет совест…., обязан своей совест…, вспомнить о совест…

Самостоятельная работа
Вставьте пропущенные буквы в окончаниях слов:

Оценивание : «5» - нет ошибок,
«4» - 1- 2ошибки,
«3» - 3 ошибки,
«2» - 4 и более ошибок

ПАДЕЖ

Сущ. на – ИЕ

Сущ. на – ИЙ

Сущ. на – ИЯ

И.п.

здание

санаторий

армия

Р.п.

здания

санатория

армии

Д.п.

зданию

санаторию

В.п.

здание

санаторий

армию

Т.п.

зданием

санаторием

армией

П.п.

здании

санатории

армии

 ПАДЕЖ

Существитель-ные на -ИЕ

Существитель-ные на -ИЙ

Существитель-ные на -ИЯ

Р.п.

 

Д.п.

П.п.

СКЛОНЕНИЕ
существительных на –ИЕ, - ИЙ, -ИЯ

И

И

И

И

И

Цветы подарили (Наталья Петровна, Наталия Львовна)

Прогулялись до (станция) по липовой ( аллея)

Мечтать о (профессия) искусствоведа и работать в (музей)

Ветеран рассказал на (собрание) об (армия) и (война)

Рассказать о (поездка) по (Бельгия), (Дания) и ( Чехия)

Семья запланировала велотур по (Германия)

Цветы подарили Наталье Петровне, Наталии Львовне.

Прогулялись до станции по липовой аллее.

Мечтать о профессии искусствоведа и работать в музее.

Ветеран рассказал на собрании об армии и войне.

Рассказать о поездке по Бельгии, Дании и Чехии.

Семья запланировала велотур по Германии.

Запиши, раскрывая скобки. Выбери правильное окончание. Определи падеж имён существительных.

Вставить пропущенные окончания существительных, объяснить правописание падежных окончаний

На моей полянк _ были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высокая ель, а на верхушк_ ее, на этом пальц _ , сидел певчий дрозд и насвистывал время от времен_ свою флейту, как будто управлял множеством лесных звук _ в наступающей вечерней зари. (М. Пришвин)

САМОПРОВЕРКА

На моей полянк были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высокая ель, а на верхушк ее, на этом пальц , сидел певчий дрозд и насвистывал время от времен свою флейту, как будто управлял множеством лесных звук в наступающей вечерней зари. (М. Пришвин)

е

е

е

и

ов

1 скл., П.п.

1 скл., П.п.

2 скл., П.п.

разноскл., Р.п.

мн. ч., Р.п.