Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой. Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.
Шло время, стиралась из народной памяти эта трагическая история. День поминовения превратился в весенний праздник Свистунья ( Свистопляска).
К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки – свистульки: уточек, козликов, барашков, и расписные глиняные шары.
Считалось, что злые духи не любят шум. А во время посевной они не нужны на полях и в огородах.
В народе игрушку называли ласково и нежно – «дымка». Откуда же такое удивительное название? Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название «Дымково», а игрушки стали называть дымковскими.
Изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотёрками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали.
Решающую роль в возрождении промысла сыграли вятский художник-пейзажист Деньшин Алексей Иванович и потомственная мастерица Мерзина Анна Афанасьевна .
Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется
XV-XVI (15 – 16) веками.
После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез
Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш.
Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке .
Позднее круг тем расширился за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов.
Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти, символом русской народной культуры.
История дымковского промысла сохранилась в игрушках, собранных в коллекциях музеев Кирова, Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга.
Огромное количество выставок дымковской игрушки прошло уже в наше время как в России, так и за рубежом – Италия, Германия, Франция, Япония, Дания, Швейцария, Англия, США, Австрия, Голландия, Бельгия, Польша.
Нарядная поделка стала символом земли вятской и всего русского народного искусства
В центре Кирова у театра кукол горожан и гостей города встречают на скамейке барыня с младенцем, мальчик со свистулькой и бравый молодец с гармошкой – всё это и составляет скульптурную композицию «Семья».
Рядом на бронзовом свитке прочитаешь: « Мечтаешь о счастливой семье – присядь на скамейку; мечтаешь
о веселой жизни – дотронься
до гармошки;
хочешь продлить род –
прикоснись к младенцу.»
ИСТОЧНИКИ
Крупин В. Дымка. М.: «Малыш», 1987
https://dymkovo.com/istoriya.html
http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=9&id_song=16
https://yandex.ru/images/search?text=киров%20народные%20промыслы&stype=image&lr=46&source=wiz&pos=6&img_url=https%3A%2F%2Frusskiymir.ru%2Fexport%2Fsites%2Fdefault%2Frusskiymir%2Fru%2Fcatalogue%2Frussia%2Fphoto%2FKir%2Fkir_narp01.jpg&rpt=simage
https://steshka.ru/dymkovskaya-igrushka-kartinki-raskraska-i-foto-dlya-detej
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.