Презентация "Эстетическое кредо И.С.Тургенева"
Оценка 4.7

Презентация "Эстетическое кредо И.С.Тургенева"

Оценка 4.7
Презентации учебные
ppt
русская литература
10 кл—11 кл
20.10.2023
Презентация "Эстетическое кредо И.С.Тургенева"
Знакомство с творчеством и языком И.С.Тургенева на уроках литературы в 10 классе
123 Тургенев Базаров.ppt

Иван Сергеевич Тургенев 1818 - 1883

Иван Сергеевич Тургенев 1818 - 1883

Иван Сергеевич Тургенев 1818 - 1883

Его творчество – новый период в развитии русского критического реализма
1840-е годы – гоголевские традиции в изображении жизни крестьянства. «Записки охотника»
1850-70-е годы – осмысление действующих сил и перспективы развития либерально-дворянской интеллигенции
Участие русских писателей в передовом литературном движении и идейной борьбе связано с их принадлежностью к журналам и кружкам
1834-36 г. – обучение в университете в Петербурге
1837-41 г. – обучение в Берлине с целью освоения философии Гегеля

Круг будущих деятелей 1840-50 гг

Круг будущих деятелей 1840-50 гг

Круг будущих деятелей 1840-50 гг.- кружок Бакунина и Станкевича

Характерная черта их духовной жизни – рефлексия
Рефлексия Тургенева эмоциональная, а не рассудочная
1843 г. - знакомство с Белинским
Тургенев обращается к изображению крестьянской жизни
Сотрудничество с «Современником»
Арест Тургенева за статью на смерть Гоголя и ссылка

Творческие достижения «Записки охотника» «Гамлет

Творческие достижения «Записки охотника» «Гамлет

Творческие достижения

«Записки охотника»
«Гамлет Щигровского уезда»
«Дневник лишнего человека»
1855 г. – «Рудин»
«Дворянское гнездо»
«Ася», «Дым», «Новь»
«Первая любовь»
«Накануне»

Новая творческая манера Жанр – романтическая повесть

Новая творческая манера Жанр – романтическая повесть

Новая творческая манера

Жанр – романтическая повесть
Отражение основного идейно-политического конфликта периода дворянских революционеров
Главные герои окружены бытовой семейной средой, которая не определяет их идейных позиций, не влияет на развитие их характеров, а только противостоит им
Нет изображения городского дворянского быта. Писатель подчеркивает консервативность этой среды, относясь к ней с иронией
Характеры героев раскрываются в раздумьях, в новых впечатлениях (эмоциональная рефлексия)

Идейные позиции героев раскрываются через случайные встречи, столкновения, любовный конфликт

Идейные позиции героев раскрываются через случайные встречи, столкновения, любовный конфликт

Идейные позиции героев раскрываются через случайные встречи, столкновения, любовный конфликт

Соответствие предмета любви высоким идеалам главного героя
Женские персонажи исключительны по своим нравственным достоинствам
Время действия – коротко, место действия – ограниченно: обычно 1-2 месяца пребывания в дворянской усадьбе или за границей, и это всегда летние месяцы (природа летом дает писателю добавочные оттенки)
Автора интересуют эмоциональные переживания героев, склонность к рефлексии, к самоанализу

Особенности построения сюжета Основные эпизоды немногочисленны и невелики

Особенности построения сюжета Основные эпизоды немногочисленны и невелики

Особенности построения сюжета

Основные эпизоды немногочисленны и невелики
Второстепенные не получают развития
При всей содержательности романы невелики по объему
Они просты и сдержанны в манере повествования
Нет запутанности, перестановок, умолчаний, неожиданного обнаружения каких-либо фактов
Автор утверждает в изображении самой жизни искренность и простоту

Особенности поэтической речи Ироничность и остроумие в изображении бытовой среды и ее представителей: он ходит несколько согнувшись; должно быть,

Особенности поэтической речи Ироничность и остроумие в изображении бытовой среды и ее представителей: он ходит несколько согнувшись; должно быть,

Особенности поэтической речи

Ироничность и остроумие в изображении бытовой среды и ее представителей: он ходит несколько согнувшись; должно быть, Владимирский крест, пожалованный ему на шею, оттягивает его вперед
Изображая внутренний мир героев, писатель говорит об их душе и сердце: почувствовал тайное беспокойство на сердце; сердце в нем утихло
Глагольные метафоры подчеркивают эмоциональную непроизвольность душевных переживаний

Какая-то восторженность нашла на нее; скорбь таяла в его душе; воспоминания нахлынули на него

Какая-то восторженность нашла на нее; скорбь таяла в его душе; воспоминания нахлынули на него

Какая-то восторженность нашла на нее; скорбь таяла в его душе; воспоминания нахлынули на него

Эмоциональная значительность при помощи неопределенных слов: какая-то тайна, странная тяжесть на сердце
При изображении природы – параллелизм – между тем, что происходит в природе, и тем, что совершается в душе героя: ласточки несутся без крика одна за другой по земле, и печально становится на душе от их безмолвного полета
Повторение слов
Усиление эпитетов (градация)
Инверсии, многоточие для выражения особой интонации

Главный принцип – способность извлекать поэзию из любого прозаического явления и факта

Главный принцип – способность извлекать поэзию из любого прозаического явления и факта

Главный принцип – способность извлекать поэзию из любого прозаического явления и факта

Неприятие иностранных слов: гувернянька (гувернантка + нянька); клеветон ( клевета + фельетон)
Язык без вычурностей и условностей: вместо «эта молодая хорошая актриса» - «сия юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном»
Гибкость и выразительность языка: двойные-тройные эпитеты (бедные, бледные, бессильные руки; страстное, грешное, бунтующее сердце). Основная цель – фиксация внимания не на предмете, а на признаках
Обычные человеческие эмоции передаются -
спокойными словами: благородное смирение; изнеженная небрежность; тоскливая скука
сатирически: благородное кипение; глухие рыдания
Контраст слов и определений(оксюморон): трусливая дерзость, ледянящая вежливость, застенчивая развязность
Лиризм повествования: ритмические повторы одних определений к разным предметам ( Одинцова заснула вся чистая и холодная, в чистом душистом белье)



Западно-европейские заимствования

Западно-европейские заимствования

Западно-европейские заимствования

Нигилизм – 1) полное отрицание всего общепризнанного; прогрессивное течение русской мысли, отрицающее традиции и устои дворянского общества
Принципы – 1) основные, исходные положения какой-либо теории; внутренние убеждения, взгляд на вещи, определяющие норму поведения
Скептицизм – критическое, недоверчивое отношение к чему-либо, сомнение в возможности, правильности истинного
Парламентаризм – буржуазная политическая система, при которой парламенту формально принадлежит руководящая роль
Космополит – человек, лишенный чувства патриотизма, чуждый своему народу
Дилетант- поверхностно знакомый с какой-либо областью науки или искусства
Гипотеза – научное предположение, требующее проверки и теоретического обоснования
Демократия – народовластие, полит.строй , в котором устанавливаются и осуществляются способы и формы народовластия
Либерал – излишне терпимый, снисходительный, с вредным попустительством
Система- множество законом связанных между собой элементов; порядок; совокупность

Эстетическое кредо Спокойствие художника

Эстетическое кредо Спокойствие художника

Эстетическое кредо

Спокойствие художника

Сосредоточение художника

талант

Прекрасное и гармоничное в деталях природы

Прекрасное – единственная бессмертная вещь

Процесс разрушения ведет в конечном итоге к равновесию

Сдержанность в поступках героев величественна и прекрасна

Философия, природа и общество, внутренний мир человека

Природа проводит бездны между всеми существами, и все они стремятся поглотить друг друга. Она все разъединяет, чтобы все соединить.

Опыт + эксперимент

Принцип изображения – растворение в герое

Вопросы по содержанию романа 1 гл

Вопросы по содержанию романа 1 гл

Вопросы по содержанию романа

1 гл. Что узнали о Н.П.Кирсанове? Каков его основной жизненный принцип? Откуда едет Аркадий?
2 гл. Что узнаем о Базарове?
3 гл. Каковы отношения между Аркадием и отцом? Как ведут себя при встрече? О чем говорят?
4 гл. Встреча Базарова с П.П. Кирсановым. Неприятие друг друга. Отношение Базарова к П.П.
5 гл. Занятие Базарова. Три суждения о нигилистах.
6 гл. Первое столкновение Базарова с П.П.
7 гл.История жизни П.П. Реакция на нее Базарова.
8 гл. Отношение П.П. к Феничке. Что узнали о Н.П.?
9 гл. Отношение Базарова к простому человеку, к игре Н.П. на виолончели. Разговор с Аркадием.

Спор о перспективах развития, о будущем

Спор о перспективах развития, о будущем

Спор о перспективах развития, о будущем России, о значении и месте общественных сил

П.П. Кирсанов

Евгений Базаров

О демократизме и дворянстве

О нигилизме и нигилистах

О народе

Об искусстве

ВЗГЛЯДЫ БАЗАРОВА Философские = материализм

ВЗГЛЯДЫ БАЗАРОВА Философские = материализм

ВЗГЛЯДЫ БАЗАРОВА

Философские = материализм Чернышевского +

вульгарный материализм
Признает существующую вне нас и независимую от нашего сознания реальность, вызывающую у нас ощущения.
Исповедует теорию утилитарности.
«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным»
Базаров не видит диалектичность перехода от ощущения к мысли. Недооценивает роль сознания как высшей формы организованной материи и переоценивает ощущения. Он склонен весь процесс познания свести к ощущениям.
«Принципов вообще нет – ты об этом не догадался до сих пор! – а есть ощущения. Все от них зависит».
Непоследовательность мышления Базарова в том, что он абсолютизирует ощущения:
«Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки?- тоже в силу ощущения. Это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут».
«Я придерживаюсь отрицательного направления – в силу ощущения».
Базаров отождествляет явления общественные с явлениями природы:
«Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».

Политические взгляды Базарова принято считать революционными ( и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером)

Политические взгляды Базарова принято считать революционными ( и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером)

Политические взгляды Базарова принято считать революционными ( и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером)

Исторически нигилизм предшествовал появлению подлинных русских революционеров (новые люди)
Во взглядах Базарова лишь отдельные черты, присущие лидерам демократического движения 60-х годов:
Отрицание тех же общественных устоев: аристократизм, принсипы, парламентаризм)
резкая критика либерализма
ненависть к феодалам
стремление «место расчистить»
Образ демократа-разночинца получился более сложным и противоречивым, что проявилось во взглядах Базарова на народ, науку, искусство

Взгляды на народ Ощущает кровную связь с народом: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей»

Взгляды на народ Ощущает кровную связь с народом: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей»

Взгляды на народ

Ощущает кровную связь с народом:
«Он честен, правдив и демократ до конца ногтей»
Презирает народ, относится к нему иронически:
«Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке», «добрые мужички надуют твоего отца непременно»
В суровом и требовательном отношении Базарова к народу кроется подлинная любовь к нему, стремление просветить его, пробудить в нем сознание.
Почему они не понимают друг друга?
Почему демократ Базаров «возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора», который будет жить в белой избе в то время, когда из него будет лопух расти?
Позиция Тургенева: путь разночинца-демократа казался ему заблуждением, а люди, которые пошли по этому пути, даже если они умны, честны, привлекательны, подобно Базарову, исторически обреченными, трагическими фигурами.

Естественнонаучные взгляды Естествознание и материализм сливались воедино

Естественнонаучные взгляды Естествознание и материализм сливались воедино

Естественнонаучные взгляды

Естествознание и материализм сливались воедино
Базаров-экспериментатор. Он враг оторванной от жизни науки. «Что такое наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, звания; а наука вообще не существует вовсе».
Он признает конкретную науку, медицину, которая основана на новом материалистическом учении.

Эстетические взгляды Выражаются в отрицании искусства, которое вызвано чрезмерным возвышением искусства над насущными жизненными проблемами, попытками увести молодежь от проблем жизни в «чистое искусство»

Эстетические взгляды Выражаются в отрицании искусства, которое вызвано чрезмерным возвышением искусства над насущными жизненными проблемами, попытками увести молодежь от проблем жизни в «чистое искусство»

Эстетические взгляды

Выражаются в отрицании искусства, которое вызвано чрезмерным возвышением искусства над насущными жизненными проблемами, попытками увести молодежь от проблем жизни в «чистое искусство».
«Рафаэль гроша медного не стоит» - не задумываясь опровергает пьедестал, вместо того чтобы объяснить и доказать, что на нем должно быть в данное время и почему.
Отвергает искусство не потому, что видит в нем победу фантазии над человеческой волей, а потому, что оно несправедливо было поставлено некоторыми поэтами и критиками 50-60-х годов выше насущных гражданских и политических задач, которые следовало решать в первую очередь.

Анализ эпизода Место эпизода в развитии сюжета и композиции

Анализ эпизода Место эпизода в развитии сюжета и композиции

Анализ эпизода

Место эпизода в развитии сюжета и композиции. Его условное название.
Речевой строй эпизода: диалог(речевые характеристики героев, особенности авторских ремарок), повествование (изображение событий), описание (портрет, пейзаж, психологическое состояние героев), авторские рассуждения (лирические отступления).
Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются? (Или что и как описывается? Какие детали можно считать ключевыми? Какой тезис доказывается в авторском рассуждении? Каков пафос авторского повествования?)
Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности? (Или какие аргументы приводит автор для доказательства своих тезисов?)
Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью?
Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается?
Определите тему и проблему произведения. Какое развитие получили они в этом эпизоде? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения, выражения авторской позиции?

Эпизоды для анализа Глава 18. Сцена объяснения

Эпизоды для анализа Глава 18. Сцена объяснения

Эпизоды для анализа

Глава 18. Сцена объяснения Базарова с Одинцовой. («Одинцова скорыми шагами дошла до своего кабинета…» до конца главы).
Глава 21. Спор Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. («-Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете!» до «… что он почувствовал невольную робость»).
Глава 24. Сцена дуэли между Евгением Базаровым и П.П.Кирсановым (с начала главы до «Николай Петрович только вздохнул; он и не подозревал, к кому относились эти слова». + последний абзац главы.)

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2023