Иван Сергеевич Тургенев 1818 - 1883
Его творчество – новый период в развитии русского критического реализма
1840-е годы – гоголевские традиции в изображении жизни крестьянства. «Записки охотника»
1850-70-е годы – осмысление действующих сил и перспективы развития либерально-дворянской интеллигенции
Участие русских писателей в передовом литературном движении и идейной борьбе связано с их принадлежностью к журналам и кружкам
1834-36 г. – обучение в университете в Петербурге
1837-41 г. – обучение в Берлине с целью освоения философии Гегеля
Круг будущих деятелей 1840-50 гг.- кружок Бакунина и Станкевича
Характерная черта их духовной жизни – рефлексия
Рефлексия Тургенева эмоциональная, а не рассудочная
1843 г. - знакомство с Белинским
Тургенев обращается к изображению крестьянской жизни
Сотрудничество с «Современником»
Арест Тургенева за статью на смерть Гоголя и ссылка
Новая творческая манера
Жанр – романтическая повесть
Отражение основного идейно-политического конфликта периода дворянских революционеров
Главные герои окружены бытовой семейной средой, которая не определяет их идейных позиций, не влияет на развитие их характеров, а только противостоит им
Нет изображения городского дворянского быта. Писатель подчеркивает консервативность этой среды, относясь к ней с иронией
Характеры героев раскрываются в раздумьях, в новых впечатлениях (эмоциональная рефлексия)
Идейные позиции героев раскрываются через случайные встречи, столкновения, любовный конфликт
Соответствие предмета любви высоким идеалам главного героя
Женские персонажи исключительны по своим нравственным достоинствам
Время действия – коротко, место действия – ограниченно: обычно 1-2 месяца пребывания в дворянской усадьбе или за границей, и это всегда летние месяцы (природа летом дает писателю добавочные оттенки)
Автора интересуют эмоциональные переживания героев, склонность к рефлексии, к самоанализу
Особенности построения сюжета
Основные эпизоды немногочисленны и невелики
Второстепенные не получают развития
При всей содержательности романы невелики по объему
Они просты и сдержанны в манере повествования
Нет запутанности, перестановок, умолчаний, неожиданного обнаружения каких-либо фактов
Автор утверждает в изображении самой жизни искренность и простоту
Особенности поэтической речи
Ироничность и остроумие в изображении бытовой среды и ее представителей: он ходит несколько согнувшись; должно быть, Владимирский крест, пожалованный ему на шею, оттягивает его вперед
Изображая внутренний мир героев, писатель говорит об их душе и сердце: почувствовал тайное беспокойство на сердце; сердце в нем утихло
Глагольные метафоры подчеркивают эмоциональную непроизвольность душевных переживаний
Какая-то восторженность нашла на нее; скорбь таяла в его душе; воспоминания нахлынули на него
Эмоциональная значительность при помощи неопределенных слов: какая-то тайна, странная тяжесть на сердце
При изображении природы – параллелизм – между тем, что происходит в природе, и тем, что совершается в душе героя: ласточки несутся без крика одна за другой по земле, и печально становится на душе от их безмолвного полета
Повторение слов
Усиление эпитетов (градация)
Инверсии, многоточие для выражения особой интонации
Главный принцип – способность извлекать поэзию из любого прозаического явления и факта
Неприятие иностранных слов: гувернянька (гувернантка + нянька); клеветон ( клевета + фельетон)
Язык без вычурностей и условностей: вместо «эта молодая хорошая актриса» - «сия юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном»
Гибкость и выразительность языка: двойные-тройные эпитеты (бедные, бледные, бессильные руки; страстное, грешное, бунтующее сердце). Основная цель – фиксация внимания не на предмете, а на признаках
Обычные человеческие эмоции передаются -
спокойными словами: благородное смирение; изнеженная небрежность; тоскливая скука
сатирически: благородное кипение; глухие рыдания
Контраст слов и определений(оксюморон): трусливая дерзость, ледянящая вежливость, застенчивая развязность
Лиризм повествования: ритмические повторы одних определений к разным предметам ( Одинцова заснула вся чистая и холодная, в чистом душистом белье)
Западно-европейские заимствования
Нигилизм – 1) полное отрицание всего общепризнанного; прогрессивное течение русской мысли, отрицающее традиции и устои дворянского общества
Принципы – 1) основные, исходные положения какой-либо теории; внутренние убеждения, взгляд на вещи, определяющие норму поведения
Скептицизм – критическое, недоверчивое отношение к чему-либо, сомнение в возможности, правильности истинного
Парламентаризм – буржуазная политическая система, при которой парламенту формально принадлежит руководящая роль
Космополит – человек, лишенный чувства патриотизма, чуждый своему народу
Дилетант- поверхностно знакомый с какой-либо областью науки или искусства
Гипотеза – научное предположение, требующее проверки и теоретического обоснования
Демократия – народовластие, полит.строй , в котором устанавливаются и осуществляются способы и формы народовластия
Либерал – излишне терпимый, снисходительный, с вредным попустительством
Система- множество законом связанных между собой элементов; порядок; совокупность
Эстетическое кредо
Спокойствие художника
Сосредоточение художника
талант
Прекрасное и гармоничное в деталях природы
Прекрасное – единственная бессмертная вещь
Процесс разрушения ведет в конечном итоге к равновесию
Сдержанность в поступках героев величественна и прекрасна
Философия, природа и общество, внутренний мир человека
Природа проводит бездны между всеми существами, и все они стремятся поглотить друг друга. Она все разъединяет, чтобы все соединить.
Опыт + эксперимент
Принцип изображения – растворение в герое
Вопросы по содержанию романа
1 гл. Что узнали о Н.П.Кирсанове? Каков его основной жизненный принцип? Откуда едет Аркадий?
2 гл. Что узнаем о Базарове?
3 гл. Каковы отношения между Аркадием и отцом? Как ведут себя при встрече? О чем говорят?
4 гл. Встреча Базарова с П.П. Кирсановым. Неприятие друг друга. Отношение Базарова к П.П.
5 гл. Занятие Базарова. Три суждения о нигилистах.
6 гл. Первое столкновение Базарова с П.П.
7 гл.История жизни П.П. Реакция на нее Базарова.
8 гл. Отношение П.П. к Феничке. Что узнали о Н.П.?
9 гл. Отношение Базарова к простому человеку, к игре Н.П. на виолончели. Разговор с Аркадием.
ВЗГЛЯДЫ БАЗАРОВА
Философские = материализм Чернышевского +
вульгарный материализм
Признает существующую вне нас и независимую от нашего сознания реальность, вызывающую у нас ощущения.
Исповедует теорию утилитарности.
«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным»
Базаров не видит диалектичность перехода от ощущения к мысли. Недооценивает роль сознания как высшей формы организованной материи и переоценивает ощущения. Он склонен весь процесс познания свести к ощущениям.
«Принципов вообще нет – ты об этом не догадался до сих пор! – а есть ощущения. Все от них зависит».
Непоследовательность мышления Базарова в том, что он абсолютизирует ощущения:
«Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки?- тоже в силу ощущения. Это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут».
«Я придерживаюсь отрицательного направления – в силу ощущения».
Базаров отождествляет явления общественные с явлениями природы:
«Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
Политические взглядыБазарова принято считать революционными( и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером)
Исторически нигилизм предшествовал появлению подлинных русских революционеров (новые люди)
Во взглядах Базарова лишь отдельные черты, присущие лидерам демократического движения 60-х годов:
Отрицание тех же общественных устоев: аристократизм, принсипы, парламентаризм)
резкая критика либерализма
ненависть к феодалам
стремление «место расчистить»
Образ демократа-разночинца получился более сложным и противоречивым, что проявилось во взглядах Базарова на народ, науку, искусство
Взгляды на народ
Ощущает кровную связь с народом:
«Он честен, правдив и демократ до конца ногтей»
Презирает народ, относится к нему иронически:
«Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке», «добрые мужички надуют твоего отца непременно»
В суровом и требовательном отношении Базарова к народу кроется подлинная любовь к нему, стремление просветить его, пробудить в нем сознание.
Почему они не понимают друг друга?
Почему демократ Базаров «возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора», который будет жить в белой избе в то время, когда из него будет лопух расти?
Позиция Тургенева: путь разночинца-демократа казался ему заблуждением, а люди, которые пошли по этому пути, даже если они умны, честны, привлекательны, подобно Базарову, исторически обреченными, трагическими фигурами.
Естественнонаучные взгляды
Естествознание и материализм сливались воедино
Базаров-экспериментатор. Он враг оторванной от жизни науки. «Что такое наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, звания; а наука вообще не существует вовсе».
Он признает конкретную науку, медицину, которая основана на новом материалистическом учении.
Эстетические взгляды
Выражаются в отрицании искусства, которое вызвано чрезмерным возвышением искусства над насущными жизненными проблемами, попытками увести молодежь от проблем жизни в «чистое искусство».
«Рафаэль гроша медного не стоит» - не задумываясь опровергает пьедестал, вместо того чтобы объяснить и доказать, что на нем должно быть в данное время и почему.
Отвергает искусство не потому, что видит в нем победу фантазии над человеческой волей, а потому, что оно несправедливо было поставлено некоторыми поэтами и критиками 50-60-х годов выше насущных гражданских и политических задач, которые следовало решать в первую очередь.
Анализ эпизода
Место эпизода в развитии сюжета и композиции. Его условное название.
Речевой строй эпизода: диалог(речевые характеристики героев, особенности авторских ремарок), повествование (изображение событий), описание (портрет, пейзаж, психологическое состояние героев), авторские рассуждения (лирические отступления).
Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются? (Или что и как описывается? Какие детали можно считать ключевыми? Какой тезис доказывается в авторском рассуждении? Каков пафос авторского повествования?)
Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности? (Или какие аргументы приводит автор для доказательства своих тезисов?)
Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью?
Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается?
Определите тему и проблему произведения. Какое развитие получили они в этом эпизоде? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения, выражения авторской позиции?
Эпизоды для анализа
Глава 18. Сцена объяснения Базарова с Одинцовой. («Одинцова скорыми шагами дошла до своего кабинета…» до конца главы).
Глава 21. Спор Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. («-Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете!» до «… что он почувствовал невольную робость»).
Глава 24. Сцена дуэли между Евгением Базаровым и П.П.Кирсановым (с начала главы до «Николай Петрович только вздохнул; он и не подозревал, к кому относились эти слова». + последний абзац главы.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.