Компетентность относится к категории многозначных терминов, следовательно, имеет множество трактовок этого понятия.
Компетентность мы понимаем как качественную интегрированную характеристику личности, определяющую степень владения ее совокупностью профессиональных и социально значимых качеств, приобретаемых в процессе образования и служащих эффективным механизмом реализации индивидуальных ценностных потребностей.
«Этнокультурная компетентность».
Этнокультурная компетентность - это совокупность знаний, о представлении иных культур, выражающиеся через навыки, установки, модели поведения, которые направлены на эффективное межэтническое взаимопонимание и взаимодействие.
Н. М. Лебедева
Сущность этнокультурной компетентности педагога заключается в том, что он, обладая данной компетентностью, является активным носителем опыта во взаимодействии и принятии этнокультур. Накопленные знания и умения позволяют учителю правильно оценивать специфику и условия взаимодействия с представителями разных культур, находить оптимальную модель поведения с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, для достижения высокой эффективности в совместной деятельности с коллегами, учениками, родителями.
Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление включает в свое содержание следующую совокупность:
а) готовность и способность обучающегося чтить традиции своего народа и уважать культуру других;
б) изучать многообразие этнических культур с целью мирного существования в полиэтнической среде;
в) дифференцировать и применять полученные знания об этнокультурах для решения проблем во взаимодействии и взаимопонимании;
г) анализировать и систематизировать знаний об этнических культурах, с целью нахождения и признания в них общего и различного (специфичного);
д) готовность обучающегося включаться в межэтническое взаимодействие в виде активного сотрудничества.
Механизмы формирования этнокультурной компетентности.
В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности обучающихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение.
Формирование навыков межэтнического взаимопонимания и взаимодействия может осуществляться при помощи таких средств, как тренинг, упражнения, направленные на формирование этнокультурной компетентности, а так же культурный ассимилятор, деловые и ролевые игры и другие.
Формами формирования этнокультурной компетентности являются:
индивидуальные и коллективные взаимодействия, которые могут быть специально организованными, то есть в ходе участия в лекциях, совместных мероприятиях, конференциях, дискуссиях, обучающиеся приобретают знания и опыт
семейные отношения, отношения со сверстниками, игровая и трудовая деятельность, средства массовой информации (стихийные или частично организованные)
Этнокультурная компетентность, прежде всего, включает в себя готовность изучать многообразие культур с целью мирного существования в полиэтнической среде. Поэтому, в рамках образовательной системы России, происходит поиск эффективных моделей обучения, возрождения традиций народной педагогики, выделяют одну из важных целей, это научить подрастающее поколение понимать и уважать культуру других народов, а так же воспитывать в нем уважение ко всем народам, что в целом и есть формирование этнокультурной компетентности. Следовательно, учителю необходимо научиться анализировать и систематизировать знания об этнических культурах.
Одним из профессиональных качеств педагога, должна быть этнокультурная компетентность, которая включает в себя систему качеств, направленных на помощь в ориентации между отношениями культур родной и иноязычных стран, имеющая синтетический характер и включающая в себя множество признаков, обеспечивая достижение цели воспитания человека культуры. Такой учитель может способствовать поликультурному образованию, воспитать личность, знающую другие культуры, толерантно относящуюся к другим народам, что особенно необходимо в нашей многонациональной стране.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.