Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева.
Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое.
Ощущение целостности творчества Тютчева возникает благодаря наличию сквозных, вариативно развивающихся тем и мотивов; постоянных символических образов
(звезды, ночь, день, ветер, странник, море, океан);
системы повторяющихся композиционных и стилистических приемов выражения лирического переживания мысли и чувства.
Духовный мир лирического героя поэзии Тютчева значителен, глубок и необычен.
Тютчевский герой мудр и «светел как день» (И. С. Тургенев), что не исключает пессимистических чувств и мистических настроений.
Лирический герой всегда мыслитель.
В поэзии Тютчева главный «предмет» изображения – человек.
Человек мыслящий, одинокий в своем ощущении громадности мироздания, трагически переживающий несовершенство земной жизни, страстно стремящийся обрести гармонию с миром.
Поэтому уверенно можно сказать, что основная тема поэзии Тютчева – человек.
Поэт постигает человека в его связях с космосом, Богом, природой, искусством, историей, обществом, и другими людьми.
Это определяет тематику тютчевского творчества.
Космос, вселенная и человек в поэзии Тютчева.
«Летний вечер»
«Видение»
«Сон на море»
«День и ночь» и другие.
В поэзии Тютчев воплотил мироощущение земного и «вселенского» человека.
Его герой как будто взглянул на землю из космоса и увидел, что человек всего лишь маленькая частичка мироздания.
Тютчевский герой ощущает свою слиянность с небом.
Вместе с тем герой Тютчева чувствует свое родство с людьми и с ними переживает вселенское одиночество и страх перед стихиями мироздания.
Космическая тема соотносится с мотивами одиночества и странничества
(«Странник», «Пошли, Господь, свою отраду…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года…»).
Тютчевский герой-мыслитель понимает мир и человека
как Божье творение,
а земной путь человека видится ему изначально определенным Божьим Промыслом.
Природа в восприятии и изображении Тютчева.
В творчестве Тютчева нет чисто пейзажных стихотворений.
Поэт запечатлевает не пейзаж, а вызванные им чувства и размышления
(«Весенняя гроза», «Весенние воды», «Листья», «Поток сгустился и темнеет…»).
Природа помогает лирическому герою проникнуть в сущность бытия человека, познать всеобщие законы его жизни.
Именно поэтому лирику Тютчева называют натурфилософской( натурфилософия – философия природы).
Для Тютчева одна из самых великих загадок вселенной – противостояние человека и природы и, вместе с тем,
неразделимость человека и природы.
Человек в поэзии Тютчева – часть природы,
он принадлежит и дню, и ночи.
Отсюда интерес поэта к «текучим» состояниям жизни человека и природы.
Поэтому значимы в поэтическом мире Тютчева образы светлой ночи и тени
(тень переход от жизни к смерти и, в тоже время, от смерти к жизни, от тьмы к свету).
Неслучайно Тютчев любил изображать осень («Осенний вечер»):
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Любовная лирика Тютчева
Любовная лирика занимает центральное место в поэтическом наследии Тютчева. Ее можно рассматривать как интимно-психологическую, поскольку она автобиографичная и в ней полно выражены субъективные переживания лирического героя.
Но точнее все-таки считать любовную лирику Тютчева философско-любовной.
Любовь вызывает в лирическом герое не только определенные эмоции, но и размышления о жизни и смерти, вечности и мгновении, личности и обществе.
Переживание любви заставляет его задуматься над вечной философской темой:
человек ничтожен в мироздании, но он мыслит и чувствует и в этом он велик.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.