Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.
В логопедии, в коррекционной работе можно использовать элементы литотерапии, стоун – массаж, т.е. массаж натуральными камнями. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, просто купить в магазине декора.
Опыт работы показал, что использование литотерапии и игр с другим природным материалом дает положительные результаты:
-у детей повышается эмоциональный фон;
-значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
-дети чувствуют себя более успешными;
-на занятиях нет места монотонности и скуке.
Успешная коррекция речевых нарушений зависит от высокого уровня развития тонкой, общей и речевой моторики, высокого уровня фонематического слуха и активной деятельности всех участников коррекционно-образовательного процесса.
Перед использованием камни желательно согреть (например, на солнце) или охладить. Тогда благотворное воздействие массажа усилится, т.к. тепло или холод камней улучшит кровообращение.
Примеры использования элементов литотерапии на логопедических занятиях:
• перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно;
• в сочетании с пескотерапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке логопедом);
• массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками)
• пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии
• логопедические игры с использованием камней (при автоматизации звукопроизношения, на занятиях по обчению грамоте)
Логопедические игры с использованием камней Марблс.
Камешками Марблс можно применить в логопедической работе с детьми, т. к. они приятны на ощупь и малыши от них просто в восторге. Предлагаем вашему вниманию ряд игр с этим незатейливым пособием, которое способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, пространственной ориентировке, зрительно-двигательной координации у детей, фонематического восприятия и окажет помощь в овладении навыками звукового анализа, навыками самоконтроля и самооценки.
«Археолог»
Ребёнку предлагается сундучок, наполненный горохом, (фасолью, рисом и т.п.) с закрытыми глазами он должен выбрать камешки МАРБЛС (сокровища пиратов).
«Волшебный мешочек»
1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).
2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:
зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.
жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
«Гусеничка-модница»
Взрослый называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий камешек (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук)
«Угости Петушка»
Ребёнок передвигает Петушка по ступенькам вверх, одновременно называет слова с твёрдым (мягким) звуком.
«Напиши слово»
Ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью камешков МАРБЛС
«Звуковая мозаика»
Взрослый называет слова, например с мягким (твёрдым)звуком [c], ребёнок кладёт соответствующий камешек (зелёный, синий, выкладывая мозаику.
«Помощь идёт»
Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.
МАРБЛС, поможет разнообразить логопедические занятия и повысить интерес к коррекционной деятельности.
Пальчиковая гимнастика с камнями
1, 2, 3, 4, 5!
Буду камень я катать.
По ладошке прокачу
И ее пощекочу.
Камень по руке катаю
И ладошку разминаю.
И по пальцам прокачу
Каждый я пощекочу.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Камень к пальчику катись.
Сильно камушек сожму,
Подержу и разожму.
У прибоя возле скал
Вовка камешки искал.
Каждый камешек хорош:
Вот на солнышко похож,
Этот с синей полосой,
Тот вот с красной полосой,
Вот на рыбку, на кота!
Лучший выбрать – маета!
Мама смотрит – Вовки нет!
На песочке только след:
Вовка с сумкою идёт,
Снова камешки несет!
Но куда всё это нам?
Их ведь много по углам!
Камни в город мы везём,
Саквояж несём вдвоём!
- пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии
- в сочетании с песочной (выкладывание дорожек, узоров на песке)
- массаж рук и пальцев (массирование пальцев камешками, сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке)
- перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание и т. д.
Игра «Веселые камешки»
Цель: автоматизация звука в слове, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики
Оборудование: натуральные камни разного размера с наклеенными (нарисованными) картинками с изображением различных предметов.
Ход игры: логопед предлагает ребенку перебирать камни, называть, что на них нарисовано и откладывать в сторону камни с картинками, в названии которых есть заданный звук.
У этой игры может быть множество вариантов. Например, можно предложить ребенку придумать историю про эти предметы и т.п.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.