В современном мире тяжело заниматься какой-либо деятельностью, если качество проделанной работы никак не оценивается. В таком случае человек не сможет узнать о наличии каких-то ошибок или неточностей, не будет уверен, что развивается в нужном направлении или не поймет, когда стоит приложить чуть больше усилий.
Бесспорно, любой труд должен
быть оценен объективно,
но сделать это зачастую нелегко.
Школьные оценки — одна из незыблемых опор образовательного процесса. Может меняться количество классов, методики преподавания, формы экзаменов, но двойки и пятерки, кажется, останутся навечно. Тем не менее, сейчас всё чаще поднимается вопрос о пересмотре системы оценок.
В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение
результатов этих измерений всегда
вызывали живой интерес
общественности.
Киевская духовная академия(1737 г.)Словесные оценки
1.Очень хорошие успехи («учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального»)
2. Средние успехи («учения посредственного, мерного, нехудого»)
3. Успехи ниже среднего («учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого»)
Русская школа пережила 3-, 5- и 8-, 10-, 12-балльную систему оценки знаний. Впервые пятибалльная система появилась в Царскосельском лицее, но она отличалась от привычной нам, оценки располагались от лучшего к худшему (1-очень хорошо, 5-очень плохо). В начале ХХ века по России прошла целая эпидемия самоубийств гимназистов, не сумевших пережить позора от "единиц" и "двоек".
При Николае 1 именно в год смерти великого поэта в 1837 году 5-балльная система оценивания изменилась на ту, которая существует в России и по сей день, она была официально утверждена Министерством народного просвещения:
«1» — слабые успехи;
«2» — посредственные;
«З» — достаточные;
«4» — хорошие;
«5» — отличные.
Предложена она была графом С.С. Уваровым.
Граф С.С. Уваров
министр
народного просвещения
(1833—1849)
19 век
Словесная система переходит в цифровую
«0» – совсем не исполнил своих обязанностей;
«1» и «2» - неудовлетворительно приготовил урок;
«3» - за посредственное прилежание;
«4» - хорошо исполнил свои обязанности;
«5» - за отличное знание урока.
В конце XIX века родилась идея безотметочного обучения.
В практику вводились простые оповещения родителей о плохой успеваемости ребенка. Вместо отметок учителя стали просто зачитывать индивидуальные характеристики учеников, причем в них учитывалась не только академическая успеваемость, но и общественно-полезная активность
ученика в школе и вне ее.
Между тем, директива
об отмене "двоек" и "пятерок»
выполнялась педагогами без
энтузиазма, многие
продолжали
выставлять ученикам
привычные отметки.
Безотметочное обучение
1916 год
«осведомления родителей о случаях неуспеваемости их детей»
1918 год
Перевод из класса в класс и выпускное свидетельство : «отзывы педагогического совета об исполнении учебной работы»
Анатолий Васильевич
Луначарский,
Нарком просвещения
(1917-1929)
Оценка знаний в СССР 30-40-е гг.
В 1939 году вернулись словесные оценки ("неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо", "отлично"), а в 1944 году к ним добавили и привычные баллы (от 1 до 5).
5-балльная система оценки знаний была снова официально узаконена и практически всю советскую эпоху не модернизировалась
Потемкин
Владимир Петрович,
Нарком просвещения
(1940-1946)
В 60 — 90-е годы ХХ в. СССР
три основных подхода:
1. Прежде всего, в начале 1960-х годов было предложено понятие «поурочный балл».
2. В 1990-е гг. в различных учебных заведениях стали апробироваться новые подходы к оцениванию познавательной деятельности школьников. Они заключались в переходе с пятибалльной на многобалльную систему (от 100 до 1000), известную как модульно-рейтинговая. Нашла свое отражение во внешнем оценивании качества знаний учеников в формате ГИА, где выпускник может
набрать максимально 100 баллов
на экзамене в 11-х классах.
3. Ещё одной из форм являлась
сдача старшеклассниками в конце
полугодия всего освоенного
материала в ходе зачетной недели
и соответственно получение
«зачета» или «незачета».
В конце 90-х гг. стали применяться подходы к оцениванию знаний, распространенные в США
Это «субъект-субъектная» система школьной оценки, Такая система получила название учебное «портфолио». Суть ее заключается в том, что организуется накопление, отбор и анализ образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, а также соответствующих
Информационных
материалов из внешних
источников (от учителей,
одноклассников, родителей,
общественности и др.).
Гуманистическая педагогикаШ.А. Амонашвили
Ученый убедительно доказал, что одной из основных причин отсутствия у школьников интереса к учению является несовершенство форм и методов оценивания результатов учения, особенно у учеников начальной школы. Он разработал систему обучения в начальной школе без отметок.
Современные системы оценивания в мире
Привычная нам пятибалльная система оценивания не является мировой общепринятой системой.
В большинстве стран мира действует более широкая шкала оценок - от 6 (Польша) до 100-балльной (Япония). Молдова, Белоруссия, Латвия - практикуют оценки по 10-балльной системе, на Украине принята 12-балльная, Отличником считается школьник, который учится на «10», «11» и «12». Учащийся, оканчивающий школу с такими оценками, награждается золотой медалью.
Во Франции и ряде ее бывших колоний давно уже действует 20-балльная. При этом высшая оценка,
как правило – 18 баллов. Французы твердо уверены,
что 20 может получить лишь Господь Бог, а 19 – господин учитель. Высший пилотаж - заработать 14 – 16 баллов. Большинство французских «хорошистов» получают от 10 до 12 – 14 баллов. 9-8 – ниже ожидаемого стандарта для класса и школы.
В Великобритании, например,
вообще принята не отметочная,
а словесная оценка работы
ученика, что позволяет дать
более полную и развернутую
характеристику школьника.
Именно это в последующем
помогает не совершать ребенку
ошибок.
Япония.
Индивидуально уровень знаний учащегося не оценивается. В конце четверти выставляется общий процент качества знаний и выводится средняя оценка для всего класса. Однако возможно, скоро в Японии откажутся от этой системы. В конце учебного года проводится тестирование среди детей, где и выясняется их отношение (?) к учителю. Дети не «дураки», чтобы выгнать умного учителя, - так объясняют в японской школе. А если возникнет конфликт между учителем и учеником, то он разрешится всегда в пользу ребенка. И учителя уволят за то, что он не нашел общего языка с ребенком.
Большинство колледжей и средних школ в США используют буквенную систему для оценки успеваемости. В этой системе, А означает "отлично", B - "хорошо", C - "удовлетворительно", D - "плохо" и F - "провал". Каждая оценка, кроме F, может быть с плюсом или минусом, означающими "промежуточный" уровень. Например, B+ - это
очень хорошо, но не отлично. Большинство школ также присваивают числовые соответствия каждой отметке.
Вопрос об оценке знаний в учебном процессе является одним из самых спорных и дискуссионных, из обсуждаемых в педагогической печати. Многие педагоги и психологи, родительское сообщество и ученики спорят о значении, обозначении и шкале школьной оценки.
В связи с новыми стандартами в обучении происходят и будут происходить изменения в оценочной системе образования.
Для того чтобы, участвовать в этой дискуссии и что-то изменить в лучшую сторону мы с вами и познакомились с историей школьной оценки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.