Выступление
(из опыта работы)
по теме:
«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка
в начальной школе
в условиях реализации ФГОС НОО»
Выступление подготовила учитель начальных классов МБОУ Дубровской №2 СОШ Лёвкина Елена Афанасьевна
В своей педагогической деятельности я использую следующие технологии:
проблемное обучение;
проектную и исследовательскую деятельность;
здоровьесберегающие технологии;
игровые технологии;
технологию развития критического мышления через чтение и письмо.
I стадия - вызов
Эта стадия позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Перед изучением темы «Виды глагола: совершенный, несовершенный» в 4-ом классе, ребята вспомнили и обобщили знания о глаголе, составив кластер:
Глагол
В предложении является сказуемым.
Изменяется по числам
Часть речи
Обозначает действие предмета
Изменяется по временам
Вопросы:
Что делал?
Что делает?
Что будет делать?
II стадия – осмысление
Эта стадия позволяет ученику:
получить новую информацию;
осмыслить её;
соотнести с уже имеющимися знаниями.
На стадии осмысления использую технику «Фишбоун»-«Рыбий скелет».
При изучении темы «Время глагола» в 4-ом классе, ученикам предлагается провести исследование, в ходе которого, они дают ответ на вопрос:
как определить время глагола?
По ходу исследования они заполняют схему:
Как определить
время глагола?
Прошедшее время
Настоящее время
Будущее время
Чтобы определить время глагола, надо поставить вопрос и выяснить, в какое время совершается действие
Действие совершается до момента речи
Что (с)делал(а)?
Играл(а)
Действие совершается в момент речи
Что делает?
Играет
Действие совершается после момента речи
Что будет делать? Что сделает?
Учащиеся, овладевающие техникой «Фишбоун»-«Рыбий скелет», приобретают такие метапредметные компетенции, как:
критическое мышление,
взаимодействие в группе,
планирование и осуществление исследовательской деятельности.
III – рефлексия
Эта стадия является наиболее значимым этапом, так как здесь основным является:
целостное осмысление,
обобщение полученной информации,
присвоение нового знания, новой информации учеником,
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу,
происходит творческое развитие.
На стадии рефлексии использую техники:
«Бортовой журнал»,
«Синквейн».
Техника ведения «Бортового журнала» (дневника) включает различные приёмы обучающего письма.
Учащиеся, изучая тему, записывают ключевые фрагменты и свои мысли. Формы «бортового журнала» (дневника) могут быть разными.
Простейшая из них – таблица из двух колонок:
в левую – учащиеся на стадии вызова фиксируют то, что им известно по изучаемой теме,
в правую – при чтении и во время пауз записывают то новое, что они узнали.
Что мне известно по данной теме | Что нового я узнал |
При изучении темы «Три склонения имён существительных» в 3-ем классе дети вели «бортовой журнал», где в первой колонке записали всё, что они знают про имя существительное, а дальше в ходе исследования заполнили вторую колонку и на стадии рефлексии обобщили свои знания по данной теме.
Что я знаю по теме | Что я узнал по теме |
1. Часть речи | 1 скл. – м.р. и ж.р. – а, я |
2. Предмет | 2 скл. – м.р. - дом |
3. Вопросы | |
4. Бывает женского, мужского, среднего рода | 3 скл. – ж.р. с Ь |
5. Изменяется по числам |
Техника «Синквейн»
позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи,
создаёт условия для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн с французского языка означает «пять» - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.
Алгоритм написания синквейна | ||
Строка | Вопрос | Слова |
1 – я строка | Кто? Что? | одно существительное |
2 – я строка | Какой? Какая? Какие? | два прилагательных |
3 – я строка | Что делает? | три глагола |
4 – я строка | Что автор думает о теме? | фраза из четырёх слов |
5 – я строка | Кто? Что? (Новое звучание темы) | одно существительное |
На уроках русского языка в 4-ом классе после написания сочинений по картинам В.Васнецова «Три богатыря» и М.Врубеля «Царевна-Лебедь» ребятам было предложено составить синквейн.
Примеры:
Илья.
Могучий, храбрый.
Ехал, сражался, победил.
Всем людям радость дарил.
Герой!
Царевна.
Красивая, величавая.
Затмевает, выступает, говорит.
Встрепенулась, отряхнулась и в царевну обернулась!
Красавица!
Использование техник учения в технологии критического мышления через чтение и письмо предполагает:
сотрудничество учителя и учащихся,
деятельностное участие самого ученика,
создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение.
Работая по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.