СВЯТЫЕ ПЁТР и ФЕВРОНИЯ
Мужчина и женщина созданы друг для друга, их соединение — само по себе воплощает Божественный замысел. Но это соединение невозможно, если человек не видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию.
Эпиграф к уроку
Любовь долготерпит, милосердствует, Любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, …не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…
Апостол Павел
Почему Петр и Феврония особо почитаемы Православной Церковью?
Почему они причислены к лику святых?
В чем заключается их подвиг?
Чем Петр и Феврония близки нам ? Какой урок они преподносят нам?
Какие качества святые являют всем, кто хочет построить свои отношения с близким человеком?
К какому жанру относится «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?
Какие проблемы мы сегодня должны решить на уроке и на какие вопросы ответить:
Цель урока:
Познакомиться с житием Петра и Февронии Муромских
Выявить главную идею повести.
Задачи урока:
познакомится с жанровыми особенностями «жития»;
проанализировать эпизоды повести
изучить своеобразие характеров главных героев;
сделать выводы по всему произведению: «ради чего написана повесть»?
Повесть создана в середине XVI в. писателем Ермолаем-Еразмом(Ермолай Прегрешный).
Священник получил задание написать сочинение о муромских святых – князе Петре и его супруге. Это житие должно было войти в полное общерусское собрание житий – «Великие Минеи Четьи» (ежемесячные чтения)
Герои повести – исторические лица: Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале XIIIв. Но в «Повести…» историчны только имена, вокруг которых был создан ряд народных легенд.
На соборе 1547 г. Пётр и Феврония были канонизированы,
т. е. причислены к лику святых.
Но произведение не было включено в сборник.
Блаженный – благополучный, угодник Божий, законно живущий (В.И.Даль)
Благочестивый – поистине почитающий Бога, богобоязненный. (В.И.Даль)
Преподобный- святой, праведный, угодник.
(В.И. Даль)
Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).
«Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви
«Житие» - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого.
Композиция жития:
Рождение святого.
Жизнь святого в родительском доме. Решение служить Богу.
Уход из родительского дома.
Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря.
Прижизненные чудеса.
Смерть святого.
Посмертные чудеса.
СКАЗКА - жанр устного народного творчества, рассказ о вымышленных событиях, где изображается победа добра над злом, воплощаются народные представления о красоте, справедливости, достоинствах человека.
ЖИТИЕ - жизнеописание людей, объявленных христианской церковью святыми.
ПОВЕСТЬ - средний между рассказом и романом эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев).
ЧЕРТЫ ЖИТИЯ
-Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр - благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).
-Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.
-Чудеса, которые творят герои.
-Необычная смерть и посмертные чудеса.
-Есть похвальное слово святым.
-В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д
Сказочные черты
Сказочный зачин.
Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.
Есть сказочный герой змей-искуситель.
Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея.
Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок.
Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена).
Волшебные помощники (например, Агриков меч).
Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).
Черты повести
1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.2.Герои повести – реальные люди.3. Детали.4. На первый план выдвигается личность крестьянки.5.Тема социального неравенства.6. История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице
СКАЗКА | ЖИТИЕ | ПОВЕСТЬ |
Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. | Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний. | По́весть — прозаический жанр, тяготеющий |
- Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел» | - Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, | |
Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», | ||
- Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. | - Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. | - Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково). |
- Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. | - Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. | - Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году). |
- Есть волшебные вещи: агриков меч. | ||
- Добро побеждает зло (Пётр победил змия). | - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). | - В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания. |
- Загадки и хитроумные испытания. | ||
- В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице. | ||
Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева); |
|
любящая;
нежная;
добрая;
умная;
мудрая;
рукодельница;
искренняя;
сильная духом;
неунывающая;
помогающая;
целительница не только тела, но и души;
прощающая;
понимающая.
любящий;
отважный;
смелый;
добрый;
не бросает в беде;
прощающий;
понимающий.
любовь и верность близким
вера в Бога
мудрый
справедливый
Феврония
Пётр
Феврония- идеал женщины?
Д.С. Лихачев отмечал:
«Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра».
Как раскрывает тайну любви Ермолай – Еразм?
любовь – самоотречение;
любовь – самопожертвование;
любовь – труд;
любовь требует мудрости;
если любовь истинна, то она поможет преодолеть все невзгоды;
любовь преображает не только любящих, но и окружающих людей;
настоящая любовь не терпит обид, ссор. Она тихая и нежная. Это ежедневное ощущение взаимной «нужности», надёжности;
истинная любовь продолжается и на небесах;
«Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».
БРАК - ЧУДО НА ЗЕМЛЕ
Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на небесах… Как об этом говорит автор? Прочитайте.
Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности? (Жизнь по законам Божиим).
. В чём же находит своё высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Умирают в один день и час и не разлучаются после смерти).
. Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они оказывались в одном гробу).
Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и даже смерти?
Храмом Петра и Февронии, где хранятся мощи святых, является Троицкий собор в Свято-Троицком монастыре города Мурома.
В этот собор со всей России и даже из-за границы приезжают паломники, чтобы поклониться мощам Петра и Февронии и испросить у святых благоверных супружеского счастья, истинной любви и верности.
В 2008 году 8 июля в России появился замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. В народе 8 июля, День Петра и Февронии, уже давно считается счастливым для любви и просто создан для свадеб.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.