Презентация к материалу "К вопросу анализа лирического стихотворения"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 19.05.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к материалу "К вопросу анализа лирического стихотворения" наглядно демонстрирует примеры работы с лирическими стихотворениями.
Иконка файла материала К вопросу анализа лирического стихотворения (2).pptx


К вопросу анализа лирического стихотворения


Что значит «выразительно»? Что мы должны выразить в чтении лирических произведений?

Мы должны научиться передавать при чтении настроение и чувства лирического героя (автора).


Произведения, основу которых составляют переживания, чувства человека , называются лирическими.


Задача урока: научиться выразительно читать стихотворение.

Прочитать стихотворение.
Обратить внимание на время его написания. Что вызвало к жизни это стихотворение?
Познакомиться с биографией поэта. Создать представление о поэте как личности. Чем живёт, что волнует, что любит …
Прочитав стихотворение, определить главный образ.
Определить тему, идею.

Анализ лирического произведения.

Композиция образа

сопоставление двух образов

трансформация одного образа

логическое рассуждение

И.А.Бунин

«Листопад»


– изображение явления путём сопоставления его с другим.

Сравнение

сравнения

Лес, точно терем


Ёлочки, как вышки


Просветы в небо, что оконца


Паутина, как сеть


Мотылёк, как лепесток



- изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать.

Олицетворение

олицетворение

Лес стоит стеной
Берёзы блестят
Лес пахнет дубом и
сосной
Осень тихою вдовой
вступает

Лес, точно терем _________,
Лиловый, золотой, ________,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою ________
Блестят в лазури голубой,
Как ________, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что ________.
Лес пахнет дубом и ________,
За лето высох он от солнца,
И ________ тихою вдовой
Вступает в пёстрый ________ свой.

терем

оконца

вышки

резьбой

расписной

Осень

сосной

багряный

А.С. Пушкин

«Зимнее утро»

Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня
(3 ноября 1829 года) в Тверском имении П.И.Вульфа.
В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на пути в Петербург, возвращаясь с Кавказа.

Утро

Вечор

Сегодня
Радостное утро




Они противоположны.

Вчера
Унылый вечер




Такое противопоставление в литературе называется
антитезой.

Сравните настроение и чувства героя во 2 и 3 строфе.













Зимнее утро.
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
 

Иван Саввич
Никитин
«Степь»








Степь.
Полно, степь моя, спать беспробудно: Зимы-матушки царство прошло, Сохнет скатерть дорожки безлюдной, Снег пропал, — и тепло и светло.
Пробудись и умойся росою, В ненаглядной красе покажись, Принакрой свою грудь муравою, Как невеста, в цветы нарядись.
Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют, — посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари!
Там уж лето… ложись под косою, Ковыль белый, в угоду косцам! Подымайся, копна за копною! Распевайте, косцы, по ночам!
И тогда, при мерцанье румяном Ясных зорек в прохладные дни, Отдохни, моя степь, под туманом, Беззаботно и крепко усни.

Царство зимы прошло

Пробудись и умойся

Весна наступает

Гости соберутся

Там уж лето

Отдохни,
моя степь

Алексей Николаевич Плещеев «Весна».















Весна
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят. «Весна!» — читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят — кто больше всех Природы любит обновленье!

В окно повеяло весною

Стало теплее

Счастье впереди

Лица весело глядят

Природа любит обновленье

Спиридон Дмитриевич Дрожжин «В крестьянской семье»

Детство золотое, грустно ты прошло…

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая…

Уходи, Зима седая! Уж красавицы Весны Колесница золотая Мчится с горнояй вышины! Старой спорить ли, тщедушной, С ней - царицею цветов, С целой армией воздушной Благовонных ветерков! А что шума, что гуденья, Теплых ливней и лучей, И чиликанья, и пенья!.. Уходи себе скорей! У нее не лук, не стрелы, Улыбнулась лишь - и ты, Подобрав свой саван белый, Поползла в овраг, в кусты!.. Да найдут и по оврагам! Вон - уж пчел рои шумят, И летит победным флагом Пестрых бабочек отряд!

Аполлон Николаевич Майков «Весна»

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
 
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!

Заключение