Искусство общения
ГБУ АО «Центр «Надежда», отделение формирования здорового жизненного стиля, автор презентации – педагог-психолог Юдина К.Н.
Что такое коммуникация?
Коммуникация – процесс передачи информации кому-либо и способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию.
Коммуникативная компетентность – умение общаться, быстро и чётко устанавливать контакты с людьми, хорошая осведомлённость в области коммуникаций (общения) и умение воплотить эти знания на практике.
Функции коммуникации
Общение как коммуникативный акт имеет функции:
1. Перцептивная – усовершенствование и поддержание нашего представления о себе, выполнение социальных обязательств, выстраивание взаимоотношений;2. Информационная - взаимодействия с целью сообщения и обмена информацией;3. Интерактивная – мы общаемся, чтобы взаимодействовать и воздействовать на других (организовать наше пространство);4. Общение как инструмент (решаем какие-то задачи).
Коммуникативные барьеры
Барьеры «непонимания»
Психологические барьеры
Психологическая несовместимость
Социо-культурные барьеры
Манипуляции в общении
Манипуляция - использование приемов (техник) коммуникации, истинная цель которых не совпадает с декларируемой партнеру по общению и несет ему явный или скрытый урон.
Существует три основных метода нейтрализации манипуляции в общении:
«Мимо ушей». Цель метода – выиграть время и увернуться от манипуляции.
«Расставить точки над i». Прямое заявление о том, что оппонент пытается вами манипулировать с обозначением его истинного мотива.
Контрманипуляция. Использование приемов манипуляции, позволяющих отбить атаку оппонента и вынудить его к принятию невыгодного для себя решения.
Невербальное общение
Невербальное общение - общение посредством неречевых знаковых систем. Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами: визуальной (что мы видим), акустической (что мы слышим), тактильной (касания), ольфакторной (запахи).
Можно выделить ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы:
национальная принадлежность, возраст, профессия, статус, состояние здоровья человека;
уровень культуры, который влияет на набор жестов, представление об этикете, о правильном воспитании;
принадлежность к группе;
сочетание невербальных знаков.
Виды и техники слушания
При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.
Пассивное слушание – умение внимательно молча слушать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции».
Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его.
Техники обратной связи
Расспрашивание
Перефразирование
Отражение чувств
Резюмирование
Повторение
Демонстрация
Эффективная коммуникация
Говорите с партнером на его языке – тогда вы поймете друг друга
Используйте уместные техники слушания и обратной связи
Избегайте несоответствия ваших слов и невербальных проявлений
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.