Кому из нас не знакомо пушкинское вступление
к поэме «Руслан и Людмила»? Но кто из нас
задумывался над тем, где находится это таинственное Лукоморье? Кто герои этого пролога? Как они попали к Пушкину?
Лукоморье населено множеством волшебных героев, собравшихся здесь из всех русских сказок.
Нам захотелось познакомиться с персонажами подробнее. Предлагаем вам посмотреть нашу работу. На первом слайде на дубе расположены герои и их атрибуты, нажимая на имя героя, вы сможете познакомиться с информацией о них.
В эпоху доисторической старины слово «лук» обозначало «согнутая дуга», то лукоморье – морская лука, излучина.
Река по весне неудержимо разливается, затапливая окрестности, а когда вода спадает — бесчетное число трав начинает свой бурный рост — «там тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных».
Лукоморье – место встречи человека с Вселенной.
В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира.
Образ дерева – одно из величайших открытий человечества.
Дуб уходит корнями в глубины ада – пекла, а ветвями достигает звёзд за голубыми небесами.
Дубы-великаны стояли по границам угодий, «охраняя» лесной покой.
Такие дубы жили по полторы тысячи лет и помнили многое...
В мифологии древних славян дуб имеет особый смысл.
Дуб изображается как Мировое вечнозелёное дерево: он был посажен в начале сотворения мира, держал не только горизонт видимого мира, но и служил осью Вселенной.
В славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма, ведунья.
Бабе-Яге принадлежит важная роль в народном эпосе. Живет она у дремучего леса в избушке на курьих ножках.
Она летает по воздуху и ездит на шабаш ведьм в железной ступе, погоняя толкачом или клюкою и заметая след помелом.
Баба-Яга
очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница рода и традиций.
Избушка на курьих ножках преграждает герою путь к его волшебной цели и в то же время является единственным проходом в «иной» мир.
В избушке герой получает у Бабы-яги необходимые советы, проходит испытания, что позволяет ему продолжить путь.
Мифологический образ Избушки на курьих ножках — сторожевая башня в царство мёртвых.
Избушка на курьих ножках - языческий Домик мертвых.
Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок.
Образ волшебного кота был широко распространён в русских лубочных повестях. Но как выглядел этот чудо-кот, никто достоверно не знает.
Обычно кот имеет эпитет: ученый,
заморский. Рассказчики дают кому
определения, в котором
подчеркивается его чудесное умение
петь песни и рассказывать сказки:
кот-баюн, кот-певун, кот-мур, кот-говорун.
Кто Баюн сидел на высоком столбе, сказки сказывал, сон необоримый на людей напускал и многое множество народу насмерть побивал.
Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост – быть то ниже былинки, то выше дерева, управлять зверьми.
Они живут в лесных трущобах и пустырях, но обыкновенно с первыми морозами проваливаются сквозь землю, а весною опять выскакивают из земли.
Расставаясь осенью с лесом, лешие бесятся, ломают с досады деревья, словно хрупкие трости, и разгоняют всех зверей по норам; во весь тот день воет по лесу страшный ветер.
Это ему принадлежат разные звуки, которыми всегда полон лес. Лешему был подвластен весь лесной звериный мир.
Леший – хозяин леса и зверей, воплощение леса, как враждебной человеку части мира.
Русалок считали пришельцами из мира мертвых, полагали, что они ищут себе место на земле.
Как и другая нечистая сила, русалки появлялись после захода солнца и убегали при пении первых петухов.
Русалки очень красивы и вечно юны. Они легки, как пух, быстро перебегают от дерева к дереву, перескакивают с ветки на ветвь и, качаясь на ветвях, чистым и нежным голосом поют.
Русалка – демонический персонаж в мифологии восточных славян, обычно приходящий на землю в Русальную неделю. Русалками становятся молодые, красивые девушки, утонувшие в реке, и некрещенные младенцы.
Волка часто наделяют сверхъестественными чертами – железными зубами, огненной шкурой, медной головой.
Именно в волков обращаются колдуны и околдованные ими люди.
Отличительным признаком волка из Лукоморья является его бурый цвет - один из оттенков коричневого цвета.
В словаре В.И. Даля бурый цвет упоминается лишь применительно к медведю и лисе. Волк не назван привычно серым, что подчёркивает его необычность, уникальность.
Волк – одно из главных животных в славянской мифологии. Согласно легендам, волка создал черт, слепивший его из глины.
Но черт не смог его оживить. Тогда черт обратился к Богу, который вдохнул в волка душу.
Кащей играет роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц.
В старославянских памятниках слово кощь, кошть попадается в значении: сухой, тощий, худой телом и стоит в ближайшем родстве со словом кость. Глагол окостенеть употребляется в смысле: застыть, оцепенеть, сделаться твердым, как кость или камень, от сильного холода.
В сказках Кащей всегда обладал несметным богатством, золотом, драгоценными камнями. Глагол «чахнет» употреблен здесь потому, что царь Кащей является «пленником» своих богатств, своего золота.
Кащей – злой чародей.
Чаще всего кощей представляется костлявым и лысым стариком в железных доспехах, который обитает в зловещем каменном замке в горах.
Колдуны состоят в самых близких отношениях с нечистой силой и что черти не только исполняют все их поручения, но даже надоедают, требуя для себя все новой и новой работы.
Днем колдуны спят, а по ночам выходят с длинными палками, у которых на конце железный крюк.
Образ Черномора (старого карлика с длинной бородой, летающего по
воздуху), похищение им красавицы
невесты и ее заточение, поединок с
богатырем под облаками пришли в
поэму из древней русской сказки «Три подземных царства».
Колдуны большею частью - люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными неостриженными ногтями.
Во все времена, когда земле русской угрожала опасность, на её защиту вставали люди, которые шли умирать ради народа русского. Так и в древние времена на страже границ стояли витязи!
Слово витязь пошло от древнерусского корня «бить». Это были хорошо обученные и прекрасно экипированные профессиональные солдаты.
Среди всех подвигов богатырей русских нет ни одного, где бы описывались завоевательные походы. Везде описаны только защитные деяния.
Витязи –
в Древней Руси существовала такая каста воинов, как витязи и богатыри, состоящих на службе у местных князей и воевод.
Дядька – здесь: надзирающий,
присматривающий за витязями-воинами
Сказочная царевна оказывается в плену, в заточении, похищенная Змеем или Кощеем Бессмертным. В такой ситуации представлена её верность жениху, своими советами она помогает победить противника.
Преданная невеста тужит,
ожидая своего освободителя.
Идеальная женщина сказки – это
невеста героя, цель и высшая награда, ради которой преодолеваются все трудности.
.
Царевна -
Именно царевна олицетворяет добро и является образом всех русских красавиц, у которых не только красивая внешность, но и прекрасный внутренний мир.
У Пушкина «русский дух» – это духовный мир народа, понимание народом прекрасного – доброго, нравственного.
Русский дух – русская душа; то, что составляет русский народный характер.
В финале присказки Пушкин утверждает, что сам побывал в лукоморье и слушал сказки «кота ученого». Он хочет поделиться одной из таких прекрасных сказок. Интригующее вступление поэта усиливает интерес читателей и нетерпение перед вступлением в волшебный мир народных преданий.
Список литературы
1) Анализ «Лукоморья» https://litfest.ru/analiz/u-lukomorya.html
2) Баба Яга — фольклорный персонаж русских сказок https://drevniebogi.ru/baba-yaga-folklornyiy-personazh-russkih-skazok/
3) Бурый волк из Лукоморья https://zen.yandex.ru/media/id/5b3f52a78bcd5700a9770837/buryi-volk-iz-lukomoria-5bbddfaff96dbc00abfbe098
4) Витязи https://russhistory.ru/vityazi
5) Леший в русском фольклоре https://zen.yandex.ru/media/chtokachemu/leshii-v-russkom-folklore-pochemu-im-pugali-detei-5def8dbce882c300b08a8b5c
6) Образ русалки в славянском фольклоре https://pero-jarptizy.livejournal.com/82678.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.