БПОУ «ТТ»Влияние социальных сетей на современных подростков
Руководитель проекта:
Битель С.С.
2024 год
Актуальность темы заключается в том, что она поднимает серьёзную проблему: современное подрастающее поколение проводит больше времени в социальных сетях. Для подростков социальная сеть стала инструментом самовыражения. Общение ограничивается определенным кругом людей. Для психики подростка чрезмерное увлечение может плохо сказаться на его развитии. Подросток перестает общаться с ровесниками и замыкается в себе. При наличии у подростка проблем в общении, комплекс развивается с большей силой. И как следствие этого возникают трудности в адаптации к реальной жизни.
Цель: исследовать влияния социальных сетей на формирование сознания и ценностных ориентаций современных подростков. Задачи:
Изучить историю появления социальных сетей, их виды и особенности работы в них.
Подобрать и проанализировать научную литературу и Интернет-ресурсы по данной теме.
Выявить позитивное и негативное влияние социальных сетей на современных подростков.
Провести анкетирование студентов 24 группы, проанализировать результаты.
1
Объект исследования:
социальные сети, а также их влияние на молодежь.
Предмет исследования:
плюсы и минусы социальных сетей, альтернативы социальным сетям.
Методы исследования:
теоретический анализ литературы
анкетирование студентов
статистический анализ
Гипотеза:
современные подростки и молодёжь, становятся зависимы, много
времени тратят на социальные сети, предпочитая их учёбе,
прогулкам на улице, общению с друзьями, занятиям в секциях и т.п.
Продукт проекта:
Памятка «Признаки Интернет-зависимости» и рекомендации для решения проблем
зависимости от интернета..
Буклет «Польза и вред социальных сетей».
1. История возникновения социальных сетей
Сам термин «социальная сеть» появился задолго до Интернета – в 1954 году понятие социальных сетей ввел американский социолог Джеймс Барнс, подразумевая под ним разветвленные взаимосвязи отдельного человека с другими людьми.
Понятие сети как системы человеческих
взаимоотношений быстро набрало популярность,
и во второй половине ХХ века активно использовалось
для обозначения любых отношений («партнерские сети»,
«сеть знакомств» и т.п.).
Джеймс Барнс
Поддержание и создание различных социальных связей в Интернете началось вместе с рождением самой Сети – электронная почта, телеконференции, возможности для интерактивного общения, различные чаты.
Социальные сети в Интернете возникли уже в 80-х годах ХХ века.Первая сеть, объединившая пользователей большей части мира – это, конечно же, FidoNet. Благодаря которой появилась возможность передавать текстовые сообщения и прочие файлы из единого места хранения на различные сайты не зависимо от их местоположения. Данная сеть существовала исключительно благодаря работе самих ее участников
В 1994 году была запущена сеть Geocities – прообраз современных социальных сетей.
Пользователи данной сети могли создавать собственные сайты по шести категориям-городам.
В принципе, можно сказать, что зарождение социальных сетей началось практически с рождения самого интернета в далеком 1969 году.
Разные исследователи предлагают считать самым первым социально-сетевым ресурсом сеть Classmates.com, созданную Рэнди Конрадсом в 1995 году.
Classmates переводится, как одноклассники. Сайт предоставлял пользователям возможность восстановить связь с бывшими одноклассниками, однокурсниками, сослуживцами, друзьями. Сеть действует по сей день.
Далее с 1997 года по 2001 год формируется первая волна социальных сетей.
Затрону только самые известные из них. В 1999 году американским студентом-программистом был открыт сервис Livejournal.com. Там можно было создать довольно детальный профиль. Вскоре сервис предоставил возможность добавлять контакты (друзей). Livejournal стал первым массовым хостингом блогов (электронных дневников) и первым западным социальным сервисом, ставшим популярным в России.
Вторая волна появления социальных сетей пришлась на 2001-2004 годы.
Первым веб-ресурсом, ориентированным на инициирование и поддержание деловых контактов, стал в 2001 году Ryze.com. Этот проект дал толчок к формированию таких известных веб-сервисов, как LinkedIn и Friendster.
В 2003 году была создана сеть MySpace, основными пользователями которой стали рок-коллективы. Для независимых музыкантов портал стал своеобразной площадкой для самопрезентации. На сегодняшний день MySpace вторая по величине социальная сеть после Facebook.
Виды социальных сетей.
Социальные каталоги – сайты, позволяющие пользоваться базами данных научных статей и цитат.
Социальные закладки – сайты, с помощью которых можно составить список закладок или популярных ресурсов, и предоставить его в распоряжение других пользователей, объединяя, таким образом, пользователей со схожими интересами.
Социальные библиотеки – специальные приложения, которые позволяют пользователям предоставлять ссылки ни личные библиотеки, коллекции аудио- или видеозаписей и т.д.
Социальные сети веб-мастеров – узкоспециализированные социальные сети, которые используются для распространения полезных материалов и ссылок.
Игровые социальные сети – игры, имитирующие различные миры, предназначенные для большого количества пользователей.
Многоязычные сети – сервисы для общения людей, говорящих на различных языках.
Профессиональные социальные сети – объединения людей по профессиональному принципу для общения на специализированные темы, обмена опытом и предоставления профессиональной информации.
Гендерные и возрастные сети – ресурсы, созданные для общения пользователей определенного возраста или пола.
2. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА.
Отрицательное воздействие социальных сетей на современных подростков «минусы»
Риск.
Мошенники и преступники.
Вседозволенность.
Возможность развития фобий.
Течение времени за компьютером визуально замедляется.
Понижение самооценки.
Вирусы.
Положительное влияние социальных сетей
на современных подростков
«плюсы»
Общение.
Новые знакомства, поиск своей второй половинки, друзей и так далее
Отсутствие границ.
Приятное времяпровождение.
Скрытность.
Самообразование.
Новые идеи (по ремонту, дизайну и тп.)
Возможности (стать известным, заработать).
Сайты, на которые следует обратить внимание студентам СПО.
Есть очень полезные образовательные сайты, платформы, порталы для школьников и студентов, вот некоторые из них:
ФЦЭОР - Федеральный центр электронных образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru .
Каталог сайтов профессионального образования СПО-
http://spspo.ru/data/3481.htm
Цифровые образовательные ресурсы для СПО-
http://www.socic.ru/?section_id=120
Федеральный портал “Российское образование” -
http://www.edu.ru
Информационная система “Единое окно доступа к образовательным ресурсам”
http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -
http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -
http://fcior.edu.ru и др.
Опасные приложения для социальных сетей для детей и подростков
Snapchat - это приложение стало кошмаром для родителей. При миллиардах пользователей дети входят в число крупных пользователей, дети делятся данными, которые не следует собирать и передавать.
TikTok - в настоящее время TikTok является самым популярным приложением для обмена видео в социальных сетях во всем мире, имеющим миллионы пользователей, требуется возраст не менее 13 лет. Вызывает беспокойство из-за неприемлемого видеоконтента и ненормативной лексики, которая не подходит детям.
Instagram — одно из самых популярных приложений для социальных сетей, имеющее миллиарды текущих пользователей. Позволяет пользователям подключаться анонимно, таким образом, на этот сайт приходят онлайн-хищники и хулиганы.
Диссонанс - это платформа, которая объединяет людей с одинаковыми интересами для общения. Он наиболее популярен среди игровых обществ и позволяет использовать видеоигры для общения во время игр. Создает некоторые опасности, такие как доступ к нежелательному контенту и незнакомым контактам, которые могут вызвать киберзапугивание.
Шепот - Как и другие платформы социальных сетей, Whisper — это форум признаний, который позволяет пользователям делиться признаниями, текстами, сообщениями, фотографиями и всем остальным, не используя настоящего имени. Приложение определяет фактическое местоположение пользователей и позволяет легко связаться с людьми, живущими в радиусе одной мили.
По мнению подростков самые опасные группы:
Группы смерти (суицидальные группы) - Например, самые популярные паблики среди суицидальных – «Синий кит», «F58», «Тихий дом».
Секты -Многие дети, подписываясь на группы с подобной тематикой, даже не до конца понимают, что же такое секта.
44кг — это группа анорексиков.
Подростки видят в данных пабликах фотографии
и разные посты, которые наталкивают их на
мысли: пора худеть, моё тело не идеально, я
ужасна и т.п
Альтернативы социальным сетям
Старайтесь почаще встречаться с друзьями лично, звоните им больше по телефону, приглашайте в гости, посетите вместе какое-нибудь уютное местечко, где можно хорошо провести время, и вы поймете, что это гораздо интересней, чем проводить свой вечер у монитора.
Поймите, что реально только то, что происходит с вами здесь и сейчас, а не в виртуальном мире, сетевые ресурсы даже не заметят вашего исчезновения, зато вы увидите, насколько вам свободней и легче станет без них. Поверьте, что ваш придуманный мир никогда не заменит вам реального общения с людьми. И если так получилось, что у вас нет возможности часто общаться с друзьями, заведите себе домашнего питомца – и вам будет намного приятнее проводить время, ухаживая за ним.
Необходимо заниматься поиском альтернативных способов времяпрепровождения. Например, занятие спортом, рисование, вышивание, чтение книг. Ну и, несомненно, нужно оказывать больше внимания своей реальной жизни: проблемам в школе, в семье, друзьям, а также увеличивать время пребывания в компании реальных, а не виртуальных друзей.
3. ВЛИЯНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ среди студентов 24 гуруппы.
Нами был проведен социологический опрос на выявление зависимости отсоциальных сетей среди студентов 24 группы, анкета представлена в приложении В ходе исследования нами были опрошены 21 человек в возрасте от 17 до 18 лет.
Студентам предлагалось ответить на 8 вопросов.
Анализ анкетирования.
Среди студентов 24 группы – 100% опрошенных зарегистрированы в одной или нескольких соцсетях.
Всего опрошены 21 студент, было дано 168 положительных ответов на 8 основных вопросов, из них:
-На вопрос со значением А дано 36 положительных ответа – 22%;
-На вопрос со значением Б дано 53 положительных ответа – 32 %;
-На вопрос со значением В дано 51 положительных ответа – 31%;
-На вопрос со значением Г дано 28 положительных ответа – 15%.
Диаграмма 2. Результаты социологического опроса в процентном соотношении
Вывод: соотнесение полученных данных анкетирования в процентном соотношении позволило выяснить, что большая часть опрошенных студентов 24 группы увлечены общением с соцсетях. Они с большим интересом и удовольствием проводят время в социальных сетях общаются с реальными друзьями и интернет друзьями, создают новые посты и отслеживают лайки к ним. Но некоторым пришло время задуматься: не превратилось ли их время препровождение в соцсетях в зависимость и их не мало - 15% опрошенных.
Диаграмма 1. Результаты социологического опроса «Выявление зависимости от социальных сетей»
Практическая часть
В результате анализа анкетирования, нами принято решение ознакомить одногруппников с изученной нами информацией о пользе и вреде соцсетей в интернете.
Это необходимо для того, чтобы в последующем каждый мог подумать и решить, стоит ли замещать общение с друзьями в живую на виртуальное общение с виртуальными друзьями, а занятия в кружках и секциях на домашнее прозябание с телефоном в руке.
Как же сбалансировать время на свои интересы, спорт, общение, учебу и избежать «минусов» времяпрепровождения в интернет сети?
Надеемся, что узнав обо всех «плюсах» и «минусах» каждый может сам ответить на этот вопрос и виртуальное общение не станет преобладающим в их жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетях на личность подростка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом.
Главная опасность социальных сетей для подростков заключается в том, что виртуальное общение становится преобладающим в их жизни. Ведь в социальной сети всё просто – напечатал сообщение, отправил его, получил ответ.
Социальные сети сами по себе не являются стопроцентным злом. Возникновение «минусов» часто обусловлено человеческим фактором, поведением отдельно взятых личностей.
У социальных сетей, безусловно, большое будущее. Их становится все больше, они открывают новые возможности, это вызывает интерес и затягивает.
Но все же не стоит забывать, что реальную жизнь с улыбками, похлопываниями по плечу, рукопожатиями, обнимашками и поцелуями, со спортом и походами семьёй или с друзьями на природу, никогда не заменит никакая даже самая популярная социальная сеть.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Википедия – [Электронный ресурс] - wikipedia.org/wiki/, доступ свободный.
2.Браун С. “Мозаика” и “Всемирная паутина” для доступа к Internet: Пер. c англ. - М.: Мир: Малип: СК Пресс, 2009. - 167c.
3.Гилстер П. Новый навигатор Internet: Пер с англ. - Киев: Диалектика, 1996. - 495 c.
4.Фролов А.В., Фролов Г.В. Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWW, и HTML, программирование для WindiwsSockets. - Диалог - МИФИ, 2010. - 283 c.
5.Солдатова Г., Зотова Е., Чекалина А., Гостимская О. Пойманные одной сетью. Социально- психологическое исследование «Представлений детей и взрослых об интернете». М.: МГУ. 2011. — С. 36—43.
6.Солдатова Г.В. Российские школьники: проблемы и риски Интернет-социализации//Школьная библиотека — № 4—5, — 2012. — С. 71.
7.Шапранов П. Интернет мешает социализации подростков// [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ctrlc.ru/
8.Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. — 2003. — № 6. — С. 54—58.
9.Асманова л.р. Международный журнал экспериментального образования. Выпуск № 6-1 / 2014.,грнти: 15-психология
10.Биккулов, А.С. Интернет как средство массовой коммуникации . СПб., 2003
11. http://fraui.ru/podrostkovyiy-period/sotsialnyie-seti-i-podrostok/
12.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%E0%FF_%F1%E5%F2%FC
13. http://www.ckofr.com/pedagogika/320?start=3
14. http://www.medmoon.ru/news/na_podrostkov_vlijajut_druzja.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.