Трудный путь к добру (по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»)
Михайлова О.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ пос. Радченко Конаковского муниципального округа Тверской области
Цели и задачи урока
• Обучать основам анализа эпического произведения, умению определять границы реального и волшебного в произведении.
• Развивать навыки осмысленного чтения, развивать умение "всматриваться и вслушиваться" в слово художественного произведения, развивать умение анализировать изобразительно-выразительные средства языка, актуализировать личный жизненный опыт.
• Воспитывать доброту, чуткость через восприятие произведения.
1. Где происходит действие сказки?
(в Бережках)
2. Кто взял раненого коня?
(мельник)
3. Какое прозвище имел Филька?
(Ну тебя)
4. Почему Филька жил с бабкой?
(сирота)
5. Что случилось в природе после того, как Филька ударил коня?
(метель, сильный мороз)
6. Сколько лет назад был такой же мороз?
(сто лет)
7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?
(от злобы)
8.Как Филька назвал коня в злобе?
(христорадник)
9. Что посоветовал Фильке Панкрат?
(изобрести средство от стужи)
10. Сколько времени дал Панкрат на размышление?
(час с четвертью)
11. Какой масти был конь?
(вороной)
12. Кто был свидетелем разговора?
(сорока)
13. Какую роль сыграла сорока в спасении людей?
(позвала теплый ветер)
14. Что понес Филька раненому коню?
(буханку свежего хлеба)
15. Что конь сделал после того, съел хлеб?
(сложил голову на плечо Фильке)
16. Почему сердилась сорока?
(ее никто не слушал)
РАБОТА В ГРУППАХ
Проанализируйте отрывки из сказки по плану:
Звуковое восприятие пейзажа.
Цветовое восприятие пейзажа.
Какие средства художественной выразительности использует автор?
Какова их роль в тексте?
1 группа: «Зима стояла теплая…. и в ней кружились льдинки».
2 группа: «Слеза скатилась….. они трещали, лопались».
3 группа: «В морозные дни….. с темной водой»
Работа в группах.
Реальные и сказочные мотивы в сказке
Реальные мотивы | Сказочные мотивы |
1.Война, раненый конь. Голод, злоба людская, равнодушный мальчик. | 1. Мельник-колдун, свит, вызывающий стужу и наказывающий человека. |
Значение слова «теплый»:
А) дающий, источающий тепло;
Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер);
В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната);
Г) отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.
Домашнее задание (по выбору):
Используемые источники
http://www.tvigle.ru/category/animation/bestmult?video=663092t=0s
http://www.youtube.com/watch?v=dJaseLc9zh8
http://do.gendocs.ru/docs/index-300350.html
http://www.ozon.ru/catalog/1137702/?mediatype=1147731&page=29
http://www.liveinternet.ru/users/3830109/post205940510/
http://bookbox.com.ua/engine/print.php?newsid=7635
http://content.mail.ru/arch/22466/9264145.html
http://gostei.ru/detskie-rasskazy/rasskazy-paustovskogo/712-teplyy-hle…
http://900igr.net/fotografii/literatura/Urok-Tjoplyj-khleb/004-Urok-Pa…
http://shadowstudio.ucoz.ru/blog/tjoplyj_khleb_po_skazke_k_paustovskog…
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.