Презентация к уроку истории
Оценка 4.8

Презентация к уроку истории

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
история
24.01.2020
Презентация к уроку истории
образование государства.pptx

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Предпосылки образования Древнерусского государства.

Древняя Русь

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

1.Дайте определение государства
2.Назовите признаки государства

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Исследуем этот вопрос: были ли признаки государства у восточных славян

Предпосылки возникновения государства у восточных славян

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Какие славянские племена вам известны,
Где они проживали, каким был их общественный строй
Известны ли вам крупные объединения славян, по какому принципу они существовали
Что заставляло их объединяться
Можно ли эти союзы считать государственными объединениями

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

1. Внешняя угроза.
Отдельные племена восточных славян объединяются в племенные союзы для отпора Степи.

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

2.развитие экономики
Как развивалась экономика у восточных славян
Каким образом происходило развитие земледелия ?
Каким образом это могло приблизить славян к созданию государства?

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

На смену родовой общине приходит соседская община

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Критерий

Кровно родственная

Соседская
Север – вервь
Юг – мир

Кровное родство

Не имело значения

Собственность

Семейное землепользование, семейная собственность. НО!
Сохраняется общинная собственность( леса, выпасы, вдоемы)

Социальное положение

Нет =( + патриархальное рабство)

Труд

Семейный

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Соседская община – группа, коллектив людей, не связанных родственными узами. Общинники живут на определенной территории и входят в общину по принципу соседства. Каждая семья в рамках общины имеет право на долю общинной собственности и сама обрабатывает свою часть пашни. Все вместе общинники поднимают целину, расчищают лес, прокладывают дороги. У восточных славян переход от родовой общины к соседской завершился к VII в. После этого мужское население общины получило название “люди”. С ростом феодального землевладения (время существования Древнерусского государства) община становится зависимой от феодала или государства. Однако сохраняет все свои функции. Община регулировала цикл сельскохозяйственных работ, распределяла налоги между общинниками (при этом действовал принцип круговой поруки), решала текущие хозяйственные вопросы.

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Вервь – одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов.

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

2.2.Торговля – меновой характер








Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

2.2.Торговля – меновой характер









Речные пути

Сухопутные торговые маршруты

???

???

Из Киева в Польшу и Чехию, в Карпатский регион

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

2.2.Торговля








Речные пути

Сухопутные торговые маршруты

Из варяг в греки ???

Из варяг в арабы ???

Из Киева в Польшу и Чехию, в Карпатский регион

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

2.2.Торговля – меновый характер









Речные пути

Сухопутные торговые маршруты

Из варяг в греки

Из варяг в арабы

Из Киева в Польшу и Чехию, в Карпатский регион

Страны Скандинавии и Византия

Страны Скандинавии, Хазария, арабский Восток

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

2.3. Рост городов:
Какие города, как крупные торговые центры того времени Вы можете назвать.

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

2.3. Рост городов: Смоленск, Ростов, Киев

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

3.Изменение структуры общества
3.1. Усиливается роль вождей – князей
3.2. Центральная власть объединяет всю территорию
3.3.Расслоение общества на богатых и бедных. Возникновение соседской общины. Зарождение частной собственности.

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН





Что изменилось

Иерархия - подчинение

Князь
( управляет племенем или союзом племен)

Воины - дружинники

Младшие дружинники – отроки – личная охрана князя

Племенная знать из числа старейшин - бояре

Свободные члены племени – люди или смерды

холопы

рабы

Дань, суд

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Князь – глава государства или удела в IX-XVI вв. у славян и других народов, позднее – дворянский титул. До образования государства князьями были племенные вожди, которые затем постепенно превратились в главы государств. Сначала власть князя была выборной, затем стала наследственной. Например, династия Рюриковичей в Древнерусском государстве. В период политической раздробленности особыми функциями князья обладали в Новгороде и Пскове, являясь лишь наемными военачальниками, обязанными поддерживать порядок внутри страны и охранять ее границы.

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Дружина – первоначально отряд воинов, который складывался вокруг военного вождя на этапе перехода от родового строя к государству. Дружина должна была защищать вождя, а он, в свою очередь, обеспечивал дружину всем необходимым. Главным источником богатства для дружинников являлись войны и захваченная в ходе них добыча. Постепенно дружина превращается в верхушку племени, сосредоточившей в своих руках богатство и власть. На Руси дружина появилась в IX в. Ее возглавлял князь. В те времена дружина состояла из двух частей: так называемая “старшая” дружина (наиболее близкие советники и помощники князя) и “младшая”, в которую входили недавно набранные воины.

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Холоп – категория зависимого населения в России Х-XVIII вв. Самая бесправная часть населения, по своему правовому положению близкая к рабам. Феодал мог убить, продать, наказать холопа, а также нес ответственность за действия своего холопа. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, женитьбы на холопке. Как правило, холопы не имели собственного надела и входили в число челяди.

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Военная демократия– этап в развитии Древней Руси, когда выделяется военная знать (князь и дружина), которая концентрирует в своих руках материальные ценности и политическую власть при сохранении вечевых традиций.

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Раннефеодальное государство – этим термином историки характеризуют Древнерусское государство IX-X вв. В этот период еще окончательно не сложилась территория государства, не было оформившейся системы управления. Сохранялась племенная обособленность входивших в состав государства территорий.

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Постепенно складываются два мощных союза с центром в Киеве (поляне) и в районе северо – запада с центром в Новгороде и Ладоге ( словене)

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

«Поляне же жили тогда отдельно от других и управлялись своими родами.... И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и Хорив, а сестра их Лыбедь»

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Какие споры по этому вопросу известны

Теории происхождения государства у восточных славян

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

ТРАКТОВКА ТЕРМИНА «РУСЬ»

Отечественная
(Рыбаков Б.)
От названия р. Рось


Рось – росичи – русичи - Русь

Скандинавская
От древнеисландского-русь – гребцы на ладьях, мореходы;

Русь =норманны =варяги

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

ВАРЯГИ НА РУСИ

( варяги = викинги = норманны = северные люди)
Откуда и зачем они на Руси?

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Варяги – воины-дружинники из скандинавских народов, которых в Европе именовали викингами, норманнами. Варяги упоминаются в “Повести временных лет”. В IX-XI вв. у русских князей служило немало варяжских воинов-дружинников, которые выступали в качестве наемников. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути “из варяг в греки”.

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

ВАРЯГИ НА РУСИ

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

«И бе путь из варяг в греки и из грек до Днепру и верх Днепра волок до Ловати, и по Ловати внити в Илмерь озеро великое; из него же озера потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево; и того озера внидет устье в море Варяжское; и по тому морю внити даже и до Рима…». После вставки об «Оковском лесе» летописец продолжает: «А Днепр втечет в Понтеское [Черное] море треми жерелы [устьями], иже море слывет Руское, по нему же учил апостол Андрей, брат Петров…»

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Путь “из варяг в греки” – водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг – в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII-XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией.

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Днепровские пороги

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Споры о существовании этого пути и его значении

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

ВАРЯГИ НА РУСИ

Путь из «Варяг в греки»
Поселения варягов вдоль торгового пути

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Гнёздово, Смоленская область

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

«В лѣто 6370 изгнаша Варѧгы за море и не даша имъ дани и почаша сами в собѣ володѣти»),

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

ВАРЯГИ И РУСЬ

Рюрик – Ладога, Новгород
Синеус – Белоозеро
Трувор – Изборск
Т.о. возникает государственное объединение на севере славянских земель с центром в Новгороде

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Норманнская теория – направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др.

Норманнская теория

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Теории происхождения государственности на Руси

Славяне живут
« звериньским образом», являются диким племенем и из-за своей отсталости не могут самостоятельно создать государство.
Основатели Древнерусского государства – норманны ( варяги

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Ломоносов, Рыбаков

Антинорманнская теория

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

У восточных славян шел процесс разложения родоплеменных отношений и развития феодализма. Государственность возникла до прихода варягов. Влияние варягов ничтожно

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Синтетическая
( Центристская) теория
Как вы думаете, в чем ее суть

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Возможно ли возникновение государства извне? Свою точку зрения объяснить.

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Хазары и славяне

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Презентация к уроку истории

Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав
Варяги, «норманнская теория», антиннорматизм, государство, соседская община, частная собственность, иерархия, военная демократия, Хазарский каганат, бояре, дружина, отроки, Русь, центристская теория.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020