Презентация к уроку изобразительного искусства "Романский стиль в архитектуре2

  • ppt
  • 30.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроках изобразительного искусства очень удобно использовать презентации. Они помогают наглядно воспринимать информацию о творчестве российских, русских, западных художников, эпох; различных направлениях изобразительного искусства. Их можно давать детям домой для самостоятельного изучения. информацию для презентаций можно находить в различных источниках.
Иконка файла материала Svetlakov_Vladislav_i_Vorobyev_Andrey.ppt

Романский стиль
в архитектуре

.

Термин «Романский стиль» возник в начале XIX в., когда была выявлена связь средневековой архитектуры с формами и конструкциями римской.
От лат. romanus — римский.
Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная.
Романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе.

1. Особенности стиля.

Период – XI – XII вв.
Строгие формы, отсутствие украшений и орнамента.
Полукруглые арки.
Толстые стены, узкие окна.
Основные типы зданий – храм, монастырь, замок.

В основе плана – базилика.
Увеличение высоты потолка.
Кессонный потолок
сменяется сводчатым.
Своды коробовые, крестовые, цилиндрические

Средоточием жизни в раннем средневековье были замки (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастыри.

2. Архитектура.

Замок Сюлли, X-XI вв., Франция

Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм — самое значительное создание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, на востоке — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями.

Запад

Восток

Собор Мария Лаах – часть аббатства на берегу Лаахского озера, горы Айфель. Аббатство принадлежит ордену бенедиктинцев.
Германия, XI – XII вв.

Интерьер собора Марии Лаах.

Монастырь Клюни. 1088 – 1131. Бывшее бенедиктинское аббатство. Подчинялось непосредственно папе. На его территории была построена самая большая в Европе церковь Петра и Павла: пятинефная базилика. (Разрушена в конце XVIII в.)

Франция – центр средневековой романской архитектуры.

Бенедиктинцы — старейший католический монашеский орден, основанный святым Бенедиктом Нурсийским в VI веке. В эпоху раннего Средневековья бенедиктинские монастыри были главными очагами культуры в Западной Европе. Из школ при аббатствах вышли практически все выдающиеся ученые того времени, в библиотеках сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, велось обучение. При монастырях организовывались ярмарки, оживлявшие торговлю; больницы, где лечили страждущих. Бенедиктинские монастыри оказали сильное влияние на развитие архитектуры, первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, а готического - в аббатстве Сен-Дени.

Монастырь на о. Мон-сен-Мишель, Франция. В 966 г. был возведен монахами бенедиктинцами. Многократно достраивался и перестраивался.

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия.


Пизанский собор (XI – XII в) это пятинефная базилика. Поверхность стен облицована белым и черным мрамором.

Пизанская башня – 1173 г. – это колокольня собора в г. Пиза. Ее высота составляет 55 м, отклон от вертикальной оси – на данный момент – 4,6м.

Баптистерий (помещение для крещения).
Флоренция, 1000 – 1100 гг.

Мозаика баптистерия

Церковь св. Михаила в Гидельсгейме, Германия.
1001 – 1003 гг.

Капелла в Аахене. Германия.
790 – 800 гг.
Редкий случай сохранения архитектуры времени Карла Великого.

Старый собор в Саламанке. Испания, Кастилия,
1160 – 1180.
Этот храм считается вершиной романского искусства в Испании, хотя в его архитектуре присутствовали черты мавританской архитектуры.

Посмотрите также