Художественное своеобразие романа
Лирические отступления
Диалектика души
Двойничество
Темные стороны действительности
Сквозная идея –очищение через страдание
Преобладание философской направленности
Велика роль детали
Полифония
Подумаем вместе:
Нужно ли сегодня говорить о важности и современности тех истин, которые выстрадали герои классической литературы?
Эпилог романа
не связан непосредственно с основным действием романа, но играет важную роль в идейном замысле произведения.
В эпилоге с новой силой звучит мотив жертвенности - один из основных мотив произведения. У Достоевского появляется возможность еще раз обратить наше внимание на глубину и красоту образа Сони Мармеладовой.
«Соня» Художник Э. Неизвестный
«Встань!...Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрёстке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи вслух: «Я убил! Тогда бог опять тебе жизни пошлёт».
ч.5 гл. 4
Раскольников во время суда:
Сам преступник почти не пробовал защищать себя, на окончательные вопросы: что именно могло склонить его к смертоубийству и что побудило его совершить грабеж, он отвечал с самою грубой точностью, что причиной всему было его скверное положение , его нищета и беспомощность… Решился же он на убийство вследствие своего легкомысленного и малодушного характера. На вопросы же, что именно побудило его явиться с повинною, прямо отвечал, что чистосердечное раскаяние. Все это было почти уже грубо…
Раскольников во время суда(главные слова):
Почти не пытался защищать себя;
Отвечал с самою грубою точностью;
Все это было почти уже грубо….
Раскольников глазами Сони:
Он угрюм, несловоохотлив;
Ничем не интересуется, его даже не взволновало известие о смерти матери;
Равнодушен к пище и собственной судьбе;
Груб с ней;
Всех чуждается.
Два «Я» Раскольникова
?
«Я» больное, цепляющееся за свою теорию
«Я» начинающего выздоравливать человека, пытающегося эту теорию опровергнуть
Через Соню мы узнаем о состоянии и поведении Раскольникова на каторге, о его замкнутости, презрении к окружающим.
Писатель показывает и отношение каторжников к Соне. Она снизошла до них, и они отвечают ей искренней любовью и привязанностью:
«Мать ты наша нежная, болезная! – говорили эти грубые, клейменые каторжные».
Сопоставьте:
Что интересовало других каторжан? | А Раскольникова? |
Луч солнца ЖИЗНЬ | Ответ на вопрос : «Тварь ли я дрожащая, или право имею?» |
Утро нового дня
Перед нами изменившийся внутренний мир Раскольникова.
Его состояние характеризуют следующие выражения: «бесконечное счастье», «бесконечный источник жизни», «бесконечной любовью искупит теперь он все ее страдания».
Во второй части эпилога снова ярко звучит христианская тема. Здесь вновь перед нами Евангелие и воскресение Лазаря.
«Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря».
Сравните эпизоды «Петербург Достоевского» (ч.1 гл. 1) и «Утро нового дня» (Эпилог,гл.2)
Какова цветовая гамма каждого эпизода?
-Как и почему она меняется?
Запишите вывод, опираясь на синтаксическую конструкцию:
«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого»
эпилог
Эпилог подводит итог всему произведению, и главное, показывает нам, какие глобальные перемены происходят в душе главного героя. После нравственного падения происходит возрождение, к которому герой приходит благодаря вере в Бога.
Подумаем вместе:
Нужно ли сегодня говорить о важности и современности тех истин, которые выстрадали герои классической литературы?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.