Презентация к уроку на тему "Шлицевое соединение"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 08.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку на тему "Шлицевое соединение"
Иконка файла материала ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ.pptx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области Петровский агропромышленный лицей

ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Шлицевое соединение образуют
выступы (зубья) на валу ,входящие в
соответствующие впадины (шлицы) в ступице.

Рабочими поверхностями являются боковые
стороны выступов.
Выступы на валу выполняют фрезерованием,
строганием или накатыванием в холодном
состоянии профильными роликами по методу
продольной накатки. Впадины в отверстии
ступицы изготовляют протягиванием или
долблением.
Условно можно представить шлицевое
соединение, как многошпоночное соединение, у
которого шпонки выполнены как одно целое с
валом.

Достоинства шлицевых соединений по сравнению со
шпоночными:
способность точно центрировать соединяемые детали или точно выдерживать направление при их относительном осевом перемещении.
меньшее число деталей соединения (шлицевое соединение образуют две детали, шпоночное – три).
большая несущая способность вследствие большей суммарной площади контакта.
взаимозаменяемость (нет необходимости в ручной пригонке).
большая усталостная прочность вследствие меньшей концентрации напряжений изгиба, особенно для эвольвентных шлицев.
меньшая длина ступицы и меньшие радиальные зазоры.
большая надежность при динамических нагрузках.

Недостатки шлицевых соединений - более
сложная технология
изготовления (зубофрезерование, протягивание,
шлифование), а следовательно, более высокая
стоимость.

КЛАССИФИКАЦИЯ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Шлицевые соединения различают:
по характеру соединения - неподвижные для закрепления детали на валу; подвижные, допускающие перемещение вдоль вала (например, блока шестерен коробки передач; шпинделя сверлильного станка, карданного вала автомобиля);
по форме выступов - прямобочные, эвольвентные, треугольные.

Соединения с прямобочным профилем  применяют в неподвижных
и подвижных соединениях. Они имеют постоянную толщину
выступов.
Стандарт предусматривает три серии соединений с прямобочным
профилем: легкуюсреднюю и тяжелую, которые различаются
высотой и числом z выступов. Тяжелая серия имеет более высокие
выступы с большим их числом; рекомендуется для передачи
больших вращающих моментов.

Соединения с эвольвентным профилем применяют в
неподвижных и подвижных соединениях. Боковая
поверхность выступа очерчена по эвольвенте (как
профиль зубьев зубчатых колес).
Эвольвентный профиль отличается от прямобочного
повышенной прочностью в связи с утолщением выступа к
основанию и плавным переходом в основании.

Соединения обеспечивают высокую точность
центрирования; они стандартизованы - за
номинальный диаметр соединения принят наружный
диаметр D.
По сравнению с прямобочным, соединение с
эвольвентным профилем характеризует большая
нагрузочная способность вследствие большей
площади контакта, большего количества зубьев и их
повышенной прочности. Применяют для передачи
больших вращающих моментов. Шлицевые
соединения с эвольвентным профилем шлицев
считаются наиболее перспективными.
Применяют центрирование по боковым
поверхностям S зубьев, реже - по наружному
диаметру D.

Соединения с треугольным профилем ( изготовляют по отраслевым
нормалям. Применяют в неподвижных соединениях. Имеют
большое число мелких выступов–зубьев (= 20...70; т = 0,2...1,5мм).
Угол β профиля зуба ступицы составляет 30°36° или 45°.
Применяют центрирование только по боковым поверхностям,
точность центрирования невысокая.

Применяют для передачи небольших вращающих
моментов тонкостенными ступицами, пустотелыми
валами, а также в соединениях торсионных валов,
стальных валов со ступицами из легких сплавов, в
приводах управления (например, привод
стеклоочистителя автомобиля).
Соединения с треугольным профилем применяют
также при необходимости малых относительных
регулировочных поворотов деталей. Шлицевые
валы и ступицы изготовляют из
среднеуглеродистых и легированных сталей с
временным сопротивлением σв > 500МПа.