В историю русской литературы Некрасов вошёл как великий поэт, чьё творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт-гражданин, всю свою жизнь, весь свой огромный талант отдавший служению народу
Поэзия Некрасова явилась целой эпохой в развитии русской литературы. Его произведения оказали огромное воздействие на становление всей демократической поэзии 2-ой половины 19 века, послужили основой для создания целой поэтической школы.
Поэт постоянно находился центре общественного и литературного движения своего времени и вместе со своими соратниками и друзьями В.Г.Белинским, Н.Г.Чернышевским, Г.Р.Добролюбовым последовательно выступал против самодержавия и крепостничества
Нет! Я не жалкая раба!
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба –
Я буду ей верна!
Н.А.Некрасов. Поэма
«Русские женщины» 1871 г.
М.Н.Волконская
в Читинском остроге.
Акварель Н.М.Бестужева.
Основные темы творчества поэта
Тема природы
Тема крестьянства
Тяжёлая доля русской женщины
Тема Петербурга
Сатира
Тема поэта и поэзии
Любовная лирика
Н.А.Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немирово Подольской губернии на Украине
В 1824 году семья Некрасовых переехала в Ярославское имение Грешнёво, где и прошло детство поэта.
Детские годы оставили глубокий след в сознании поэта.
Он столкнулся с многими тёмными сторонами жизни народа, был свидетелем жестоких проявлений крепостничества.
О детстве поэта сохранилось очень мало свидетельств.
Но в стихах поэта нашли своё отражение не только многие факты его биографии, не только впечатления от отдельных сцен, но и чувства и переживания, которые эти сцены вызывали.
Отец поэта – Алексей Сергеевич Некрасов –
Принадлежал к старинному, но обедневшему роду.
В молодости он служил в армии, а после выхода в отставку занялся хозяйством.
Он был жестоким крепостником.
Крестьяне «…всю неделю работали на него, а для себя только по праздникам, да по ночам»
Фотография 1850-х годов
После удачной охоты в доме устраивались кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки.
Обычный пир кипит мятежно
И бледный мальчик у стены
Прижавшись, слушает прилежно
И смотрит жадно (узнаю
Привычку детскую мою)…
Смеются гости над ребёнком,
И чей-то голос говорит:
«Не правда ль, он всегда глядит
Каким-то травленым волчонком.
Поди сюда! – бледнеет мать;
Волчонок смотрит – и ни шагу.
«Упрямство надо наказать –
Поди сюда! – Волчонок тягу –
Ату его!
Трудно сказать, что стало бы с юным поэтом, чьё воспитание протекало в столь неприглядной обстановке…Но рядом с ним мать – Елена Андреевна…
Именно мать внушила мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты»
Удивительно мягкая, добрая образованная…
Она была полной противоположностью грубому и ограниченному мужу.
Всю любовь и нежность отдала детям
Елена Андреевна серьёзно занималась воспитанием детей – читала им, играла на фортепиано, пела…
Треволненья мирского далёкая
С неземным выраженьем в очах
Русокудрая, голубоокая
С тихой грустью на бледных устах…
До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением и любовью вспоминал свою мать
Но и от отца Некрасов унаследовал некоторые положительные качества:
Силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели
От отца – страсть к охоте, которая давала возможность сближения с крестьянами.
…Как требовал отцовский идеал
Рука тверда, глаз верен, дух испытан...
На Сибирском тракте, проходившем мимо Грешнева, он встречал партии закованных в кандалы каторжников…
…У нас же дорога большая была
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа
Копатель канав волгожанин,
Лудильщик, портной, шерстобит,
А то в монастырь горожанин
Под праздник молиться катит.
Невдалеке от Грешнёва – Волга… Бурлаки…
…И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик…
Много горя и страданий в детстве видел поэт…
Но он рос в непосредственной близости от своего народа.
Слушал от крепостной няни старинные русские песни и сказки, усвоил богатую и разнообразную речь
Дружил с крестьянскими ребятишками (хотя отец это строго запрещал)
В 1832 году вместе с братом Андреем поступает в Ярославскую гимназию….
Ярославская гимназия. Фотография 1890-хгодов.
Обучение там было поставлено плохо…
Учился Некрасов неровно, но зато много читал…
«писать стихи начал с семи лет… - слабые, наивные попытки срифмовать строчки.
Летом 1837 года Некрасов оставляет гимназию (учебные успехи были более чем скромны, да и отец отказался платить за образование…)
Что делать дальше?
Отец очень хотел, чтобы сын поступил в Дворянский полк…
Но будущего поэта военная карьера не привлекала…
В 16 лет – в Петербург с тетрадкой стихов!...
Петербург. Невский проспект. Акварель И.Шарлемана. 1856г.
В столице нет ни родных, ни знакомых.
Деньги кончились
В университет он поступить не мог (не было достаточной подготовки)
Отец, узнав, что сын его ослушался, отказал в материальной помощи
Его зачислили вольнослушателем, и даже освободили от платы за слушание лекций…, но «учиться и зарабатывать на хлеб было трудно…
Петербургский университет.
Литография неизвестного художника. 1854 г.
«Ровно 3 года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо,
не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской,
где давали читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе.
Возьмёшь, бывало, для виду газету, а сам подвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь...»
Н.А.Некрасов. Акварель М.Захарова. 1843 г.
Только крепкий от природы организм, настойчивость в достижении поставленной цели и воля помогли поэту преодолеть все невзгоды, не потерять веру в себя, в свой талант
Праздник жизни – молодости годы –
Я убил под тяжестью труда.
И поэтом, баловнем свободы,
Другом лени – не был никогда
В 1840 году выходит первый сборник стихов Некрасова – «Мечты и звуки»
Книга успеха не имела
«стихи подражательные, романтические…»
В.А.Жуковский посоветовал не издавать сборник или напечатать без имени автора.
Но некоторые критики отозвались весьма благосклонно…
Появились новые знакомые, которые помогли начать сотрудничать в газетах и журналах…
Полная лишений жизнь заставляла пристально вглядываться в окружающую действительность, увидеть кричащие противоречия большого города – нищету и богатство, непосильный труд и беспечную праздность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.