Композиция — построение произведения, расположение частей текста, состоит из сюжета и внесюжетных элементов: авторских отступлений, портрета, пейзажа, описания интерьера, писем и т.п.
Сюжет — система событий, элементы сюжета — экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка.
Смысловые части новеллы
в первой, самой большой, рисуется спокойная и обеспеченная жизнь г-жи Луазель как жены мелкого чиновника;
во второй, средней по объёму, даётся сцена бала и последующие за ним злоключения главных героев;
в третьей, самой маленькой, описываются тяжёлые рабочие будни г-жи Луазель, вынужденной влачить жалкую жизнь простолюдинки.
Художественные образы героев
г-жа Луазель
нежная, хрупкая, тонко чувствующая красоту и богатство, жестоко страдающая вне того круга вещей и людей, к которым лежит её душа, девушка со временем превращается в сильную, закалённую работой и естественной жизнью женщину. Былая стыдливость (нежелание показаться на людях в платье с живыми цветами, страх признаться в пропаже драгоценности лучшей подруге) сменяется в Матильде на простую, рабочую честность человека, который сполна заплатил по своим счетам.
г-н Луазель
представляет собой цельный характер: он гордится своей работой, ему комфортно в своей среде (у него есть друзья, с которыми он мечтает летом охотиться; он с радостью ест суп с капустой, от которого воротит Матильду), он любит свою супругу и готов дать ей всё, что у него есть. Пропажу ожерелья г-н Луазель воспринимает с должным смирением и, как человек исключительной честности, решает проблему, отдав за минутное удовольствие любимой женщины своё наследство и привычную жизнь в квартире с прислугой.
Группа 1. Причины страданий Матильды Луазель.
1. Почему рождение Матильды автор называет «ошибкой судьбы»? Почему бедность приносила Матильде такие страдания? 2. В чём конфликт внешнего, реального мира и внутренних стремлений героини? 3. Осуждает ли её автор за мечты о роскоши и богатстве? Можно ли считать её виноватой в таком отношении к жизни? Завидовала ли Матильда госпоже Форестье? 4. Какие идеалы формирует в человеке буржуазный мир? 5. Какие причинно-следственные связи можно заметить между фактами жизни Матильды и её состоянием? Для какого художественного метода характерно установление таких взаимосвязей?
Группа 2. Приглашение на бал и его последствия
1. Почему приглашение на бал не обрадовало Матильду? 2. Какие слова и выражения говорят о характере её эмоций в диалоге с мужем? 3. В чём внутренний конфликт этого диалога? 4. Докажите, что муж любил Матильду , хотя и не всё понимал в её душе. 5. Есть ли подтекст в репликах диалога Матильды и её мужа о новом платье? Аргументируйте своё мнение.
Группа 3. Ожерелье госпожи Форестье
1. Почему Матильда не хотела приколоть к платью живые цветы? 2. Как она себя чувствовала в момент примерки украшений? 3. Какими способами автор передает динамику душевного состояния героини до, во время и после её визита к подруге? 4. Какие слова и выражения помогают точнее представить главный конфликт новеллы? 5. Докажите, что перед нами фрагмент реалистического произведения.
Группа 4. Пропажа
1. Почему описание бала, к которому так старательно готовилась героиня, занимает в новелле всего два абзаца? 2. Какой была Матильда на балу? Прав ли автор, утверждая, что «она была несчастна как женщина, созданная для иной среды»? 3. Почему скромная жизнь простого чиновника не угнетала мужа Матильды так, как её? 4. Что чувствовали после бала супруги? Проследите и объясните динамику их эмоций и внутреннего состояния. Какими способами автор рисует душевное состояние героев? 5. Был ли для Матильды и её мужа другой выход из ситуации с потерей ожерелья?
Группа 5. 10 лет нищеты
1. Какой художественный смысл в том, что рассказ о 10 годах из жизни семьи Луазель занимает меньше страницы? 2. Внешне или внутренне изменилась Матильда в ситуации крайней бедности? 3. Проанализируйте глагольную лексику фрагмента. Как он помогает понять проблему новеллы? 4. Охарактеризуйте художественное время эпизода. Какими способами оно создаётся и какой смысл придаёт повествованию? 5. Как вы понимаете философский смысл финальных слов фрагмента: «Как все в жизни странно и изменчиво!
Как мало нужно, чтобы погибнуть или спастись!»?
Группа 6. «Ожерелье было фальшивое»
1. Почему Матильда решилась рассказать подруге о потере ожерелья? Права ли Матильда, обвиняя подругу в своих «тяжелых днях»? 2. В чём особенности подтекста их диалога? Говорит ли Матильда то, что думает? Изменилось ли её отношение к подруге по сравнению с началом новеллы? 3. Что изменилось в характере Матильды за 10 лет нищеты? 4. В чём пафос финальной части новеллы? 5. Каково авторское отношение к героине?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.