Презентация к уроку технологии: "Технология построения семейного бюджета" (8 класс) с элементами финансовой грамотности.

  • pptx
  • 15.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технология построения семейного бюджета.pptx

Технология построения семейного бюджета

Урок технологии, 8 класс
Выполнила: Лариса Николаевна Попович


Октябрь, 2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №10»
г. Нижневартовск

Цель

Формирование умения грамотного планирования бюджета семьи и своего собственного

Планируемые образовательные результаты

Личностные: формирования понимания зачем необходимо планировать бюджет
Предметные: освоение понятий: семейный бюджет, доход семейного бюджета, расход семейного бюджета, группы расходов (постоянные и переменные), виды семейного бюджета (дефицитный, сбалансированный, избыточный/профицитный); освоение знаний по грамотному планированию семейных доходов и расходов.
Метапредметные:
Познавательные: формирование умения рационально планировать расходы на основе актуальных потребностей семьи; формирование умения грамотно учитывать доходы семьи; развитие логического мышления, умение выделять главное, делать выводы; высказывать и аргументировать свои высказывания, прослеживать причинно-следственные связи.
Регулятивные: формирование у учащихся умение планировать и контролировать свою деятельность, выбирать способы деятельности;
Коммуникативные: формирование умения вступать в диалог, взаимодействовать, слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками о разделении видов деятельности; умения работать в группе.

Формы, методы, технологии обучения

Работа в группе, кейс-технология (решение практических задач), лабораторно-практическая работа, интерактивные технологии.

Средства обучения

Технические: компьютер, экран, проектор, презентация PowerPoint
Дидактические материалы: карточки с описанием задания, оценочные листы, видеоматериалы

Организационные условия

Расстановка столов для работы в группе

План занятия

Этапы занятия
(время этапа)

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Организационный момент (2 мин).

Приветствует учащихся, настраивает на продуктивную работу. Предлагает разделиться на группы выбрать спикера. Раздаёт оценочные листы.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к занятию.
Делятся на группы, выбирают спикера. Знакомятся с оценочными листами.

Актуализация знаний (7-10 мин).

Учитель организует деятельность детей, направленную на повторение знаний полученных раннее на уроке.
Предлагает учащимся выполнить задания в группах:
1 группа - достраивают диаграмму связей расходов и определяют, какие из них относятся к постоянным, а какие к переменным;
2 группа - «Дострой диаграмму связей» доходов
3 группа – определяют виды семейного бюджета.

Групповая работа со схемами. Отвечают на вопросы, достраивают диаграмму связей, предлагая варианты расходов и доходов. Определяют постоянные и переменные расходы. Определяют виды семейного бюджета.

Мотивация к учебной деятельности (2 мин).

Формулирует задание: по содержанию видеоролика по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=K6vOn8WaEcQ
определите, что станет темой сегодняшнего урока?

Смотрят видеоролик.
Обсуждают в группах. Высказывают предположения, формулируют тему.

Этапы занятия
(время этапа)

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Сообщение темы и цели (1 мин).

Обобщает ответы учащихся.
Объявляет тему урока: «Технология построения семейного бюджета».

Записывают тему урока.

Самоопределение к деятельности (1 мин).

Ставит проблемную задачу: Главная причина проблемы - отсутствие знаний о том, как планировать бюджет.
Предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цель урока.
Обобщает и корректирует ответы учащихся.

Проговаривают проблему.
 
Формулируют цель урока: научиться планировать бюджет семьи и свой собственный.

Основной блок
Работа по теме урока (18-21 мин).

Предлагает учащимся выполнить задания в группах: каждой группе предлагается определенный кейс.
 
В кейсе каждой группе предложены жизненные ситуации, задача рассчитать семейный бюджет принять рациональное решение по расходованию средств.
(Приложение 2)
 Координирует работу групп, консультирует.
 Предлагает выступить группам с решениями.
 

Решают кейсы, обсуждают в группах, формулируют правильный ответ. Представляют результаты своей работы, участвуют в обсуждении.

Этапы занятия
(время этапа)

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Подведение итогов урока (2 мин).

Предлагает оценить проделанную работу, заполнить оценочные листы. Обобщает и корректирует полученные результаты по оценочным листам учащихся.

Вносят баллы в оценочные листы. Определяют итоговую отметку.

Рефлексия (3 мин).

Учитель предлагает ответить на вопросы (приём «ладошка»).

Отвечают на поставленные вопросы, анализируют собственную успешность.

Домашнее задание (1мин).

Предлагает выполнить домашнее задание: составить семейный бюджет или свой собственный (по выбору) на один месяц – выполнить лабораторно-практическую работу №2 стр. 21.

Записывают домашнее задание.

1 группа - «Достройте диаграмму связей» расходов и определите, какие из них относятся к постоянным, а какие к переменным

Ответ-эталон

2 группа - «Дострой диаграмму связей» доходов семьи

Ответ-эталон

3 группа - определите виды семейного бюджета

А

Б

В

Ответ-эталон

А - Сбалансированный

Б - Дефицитный

В - Избыточный

Видеоролик

https://www.youtube.com/watch?v=K6vOn8WaEcQ

Задание №1

Прочитайте текст и заполните таблицу.

Семья состоит из пяти человек: бабушка, папа, мама и две дочери – ученицы 9 и 5 классов. Папа зарабатывает 30 000 рублей и в этом месяце, занимаясь частным извозом, он заработал ещё 4 000 рублей. Однако 6 000 рублей он потратил на автозапчасти, 3 000 рублей - на бензин и 2 000 рублей составил штраф за превышение скорости.
Бабушка получает пенсию в размере 10 000 рублей. И на день рождение старшей внучке она купила сотовый телефон, который стоит 8 000 рублей.
Мамина зарплата составляет 15 000 рублей.
Из общих денег мама оплатила коммунальные услуги – 12 000 рублей, телефон и интернет – 2000 рублей. В этом месяце на продукты питания семья потратила 25 000 рублей, на бытовую химию – 3 000 рублей. А ещё в текущем месяце девочки несколько раз ходили в кинотеатр и потратили 2 000 рублей.
Вопросы:
Что образуется в результате такого бюджетирования в семье: дефицит или профицит?
Подумайте, как можно увеличить доходную часть семейного бюджета?
Как можно снизить расходную часть семейного бюджета за счёт рационального расходования средств?

Задание №2

Представьте, что расходная часть бюджета вашей семьи состоит из следующих статей:
Коммунальные платежи – 5 тыс. руб.
Продукты питания – 10 тыс. руб.
Бытовая химия и предметы личной гигиены – 3 тыс. руб.
Одежда и обувь – 15 тыс. руб.
Оплата кредита на покупку машины – 10 тыс. руб.
Образование (дополнительные занятия) – 5 тыс. руб.
Проезд – 2 тыс. руб.
Накопление средств на летний отдых – 5 тыс. руб.
Лекарства – 1,5 тыс. руб.
Оплата телефона и Интернета – 2 тыс. руб.
Прочие платежи – 2 тыс. руб.
Вопросы:
1. Какой доход должен быть у вашей семьи в месяц, чтобы ещё откладывать 5% от суммы доходов?
2. Подумайте, чем вы могли бы помочь своей семье?
3. Какие товары и услуги могут быть источниками дохода школьника?

Задание №3

В семье Григорьевых совокупный доход составляет 50 тыс. руб. Расходы на самое необходимое – 30 тыс. руб. Иван Григорьев тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 8,5 тыс. руб., а расходы его жены Марии на косметику, спорт, одежду, обувь, театр составляют 9 тыс. руб. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 5 тыс. руб.
Вопросы:
1. Что образуется в результате такого бюджетирования в семье Григорьевых: дефицит или профицит?
2. Каково значение образовавшегося дефицита или профицита?
3. Каковы последствия такого планирования своих финансов?

Оценочный лист группы

Задание

Максимальный баллы
 

Самооценка

Оценка учителя

1

«Дострой диаграмму связей»

3

 

2

Планирование бюджета семьи (кейсы)

4

3

Ответы на вопросы по кейсу

3

Итого

10

Критерии оценивания:
5-6 баллов – отметка 3;
7-8 баллов – отметка 4;
9-10 баллов – отметка 5.

Домашнее задание

Выполнить лабораторно-практическую работу №2 стр. 21:
попробуйте рассчитать бюджет семьи на месяц
или свой собственный (по выбору)

Доходы (источник поступления)

Расходы (кому, на что)

Остаток

Бюджет семьи

Вариант ведения учётной книги школьника

Источник дохода

Доход, руб.

Наименование покупки

Дата

Интернет-источники и литература

https://fmc.hse.ru/BMMC2022
https://fmc.hse.ru/methodology
https://fmc.hse.ru/8-9forms
https://www.youtube.com/watch?v=K6vOn8WaEcQ
Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 32 с. — (Учимся разумному финансовому поведению.)
Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
 
 
 

Посмотрите также