Технология построения семейного бюджета
Урок технологии, 8 класс
Выполнила: Лариса Николаевна Попович
Октябрь, 2022
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №10»
г. Нижневартовск
Планируемыеобразовательные результаты
Личностные: формирования понимания зачем необходимо планировать бюджет
Предметные: освоение понятий: семейный бюджет, доход семейного бюджета, расход семейного бюджета, группы расходов (постоянные и переменные), виды семейного бюджета (дефицитный, сбалансированный, избыточный/профицитный); освоение знаний по грамотному планированию семейных доходов и расходов.
Метапредметные:
Познавательные: формирование умения рационально планировать расходы на основе актуальных потребностей семьи; формирование умения грамотно учитывать доходы семьи; развитие логического мышления, умение выделять главное, делать выводы; высказывать и аргументировать свои высказывания, прослеживать причинно-следственные связи.
Регулятивные: формирование у учащихся умение планировать и контролировать свою деятельность, выбирать способы деятельности;
Коммуникативные: формирование умения вступать в диалог, взаимодействовать, слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками о разделении видов деятельности; умения работать в группе.
Формы, методы, технологии обучения | Работа в группе, кейс-технология (решение практических задач), лабораторно-практическая работа, интерактивные технологии. |
Средства обучения | Технические: компьютер, экран, проектор, презентация PowerPoint |
Организационные условия | Расстановка столов для работы в группе |
План занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
Организационный момент (2 мин). | Приветствует учащихся, настраивает на продуктивную работу. Предлагает разделиться на группы выбрать спикера. Раздаёт оценочные листы. | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к занятию. |
Актуализация знаний (7-10 мин). | Учитель организует деятельность детей, направленную на повторение знаний полученных раннее на уроке. | Групповая работа со схемами. Отвечают на вопросы, достраивают диаграмму связей, предлагая варианты расходов и доходов. Определяют постоянные и переменные расходы. Определяют виды семейного бюджета. |
Мотивация к учебной деятельности (2 мин). | Формулирует задание: по содержанию видеоролика по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=K6vOn8WaEcQ | Смотрят видеоролик. |
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
Сообщение темы и цели (1 мин). | Обобщает ответы учащихся. | Записывают тему урока. |
Самоопределение к деятельности (1 мин). | Ставит проблемную задачу: Главная причина проблемы - отсутствие знаний о том, как планировать бюджет. | Проговаривают проблему. |
Основной блок | Предлагает учащимся выполнить задания в группах: каждой группе предлагается определенный кейс. | Решают кейсы, обсуждают в группах, формулируют правильный ответ. Представляют результаты своей работы, участвуют в обсуждении. |
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
Подведение итогов урока (2 мин). | Предлагает оценить проделанную работу, заполнить оценочные листы. Обобщает и корректирует полученные результаты по оценочным листам учащихся. | Вносят баллы в оценочные листы. Определяют итоговую отметку. |
Рефлексия (3 мин). | Учитель предлагает ответить на вопросы (приём «ладошка»). | Отвечают на поставленные вопросы, анализируют собственную успешность. |
Домашнее задание (1мин). | Предлагает выполнить домашнее задание: составить семейный бюджет или свой собственный (по выбору) на один месяц – выполнить лабораторно-практическую работу №2 стр. 21. | Записывают домашнее задание. |
1 группа - «Достройте диаграмму связей» расходов и определите, какие из них относятся к постоянным, а какие к переменным
Задание №1
Прочитайте текст и заполните таблицу.
Задание №2
Представьте, что расходная часть бюджета вашей семьи состоит из следующих статей:
Коммунальные платежи – 5 тыс. руб.
Продукты питания – 10 тыс. руб.
Бытовая химия и предметы личной гигиены – 3 тыс. руб.
Одежда и обувь – 15 тыс. руб.
Оплата кредита на покупку машины – 10 тыс. руб.
Образование (дополнительные занятия) – 5 тыс. руб.
Проезд – 2 тыс. руб.
Накопление средств на летний отдых – 5 тыс. руб.
Лекарства – 1,5 тыс. руб.
Оплата телефона и Интернета – 2 тыс. руб.
Прочие платежи – 2 тыс. руб.
Вопросы:
1. Какой доход должен быть у вашей семьи в месяц, чтобы ещё откладывать 5% от суммы доходов?
2. Подумайте, чем вы могли бы помочь своей семье?
3. Какие товары и услуги могут быть источниками дохода школьника?
Задание №3
В семье Григорьевых совокупный доход составляет 50 тыс. руб. Расходы на самое необходимое – 30 тыс. руб. Иван Григорьев тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 8,5 тыс. руб., а расходы его жены Марии на косметику, спорт, одежду, обувь, театр составляют 9 тыс. руб. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 5 тыс. руб.
Вопросы:
1. Что образуется в результате такого бюджетирования в семье Григорьевых: дефицит или профицит?
2. Каково значение образовавшегося дефицита или профицита?
3. Каковы последствия такого планирования своих финансов?
Оценочный лист группы
№ | Задание | Максимальный баллы | Самооценка | Оценка учителя |
1 | «Дострой диаграмму связей» | 3 |
| |
2 | Планирование бюджета семьи (кейсы) | 4 | ||
3 | Ответы на вопросы по кейсу | 3 | ||
Итого | 10 |
Критерии оценивания:
Домашнее задание
Выполнить лабораторно-практическую работу №2 стр. 21:
попробуйте рассчитать бюджет семьи на месяц
или свой собственный (по выбору)
Доходы (источник поступления) | Расходы (кому, на что) | Остаток |
Бюджет семьи
Вариант ведения учётной книги школьника
Источник дохода | Доход, руб. | Наименование покупки | Дата |
Интернет-источники и литература
https://fmc.hse.ru/BMMC2022
https://fmc.hse.ru/methodology
https://fmc.hse.ru/8-9forms
https://www.youtube.com/watch?v=K6vOn8WaEcQ
Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 32 с. — (Учимся разумному финансовому поведению.)
Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.