Предмет ОПМ ПТЭ, инструкции и безопасность движения
Тема учебного занятия №1-2 Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации
1. Раздел I. Общие положения
2. Раздел II. Основные определения
3. Раздел III. Общие обязанности работников
железнодорожного транспорта
4. Раздел IV. Организация функционирования сооружений и устройств железнодорожного транспорта
5. Раздел VI. Общие положения по организации технической эксплуатации железнодорожного транспорта на участках движения поездов пассажирских со скоростями от 140 до 250 км/ч
Федерации - это сборник инструкций, положений и действий работников
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003г. №17 ФЗ
«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
Правила технической эксплуатации железных дорогах Российской Федерации устанавливает:
Систему организации движения поездов
Определяет действия работников при технической эксплуатации транспорта
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации разработано для всех работников железнодорожного транспорта и сторонних организаций
Блок-участок - часть межстанционного
перегона при автоблокировке или при автоматической локомотивной сигнализации,
применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, ограниченная
проходными светофорами (границами блок-участков) или проходным светофором
(границей блок-участка) и входным светофором железнодорожной станции, а также
выходным светофором и первым попутным проходным светофором (границей
блок-участка).
Железнодорожные пути не общего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Боковой железнодорожный путь - железнодорожный путь, при следовании на который железнодорожный подвижной состав отклоняется по стрелочному переводу.
Обгонный пункт - раздельный пункт на двухпутных железнодорожных линиях, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов и в необходимых случаях перевод поезда с одного главного железнодорожного пути на другой.
Пассажирский остановочный пункт - пункт на перегоне, не имеющий путевого развития, предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров (раздельным пунктом не является).
Железнодорожная станция - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов, обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах - выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами
Железнодорожный переезд - пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.
Железнодорожный подвижной состав - локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.
Мотор-вагонный подвижной состав - моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.
Дизельная автомотриса
Габарит погрузки - предельное поперечное (перпендикулярное линии, проходящей в плоскости поверхности катания рельсов на одинаковом расстоянии от их осей симметрии очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом железнодорожном подвижном составе при его нахождении на прямом горизонтальном железнодорожном пути.
Габарит железнодорожного подвижного состава - предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном железнодорожном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.
Габарит приближения строений - предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.
Локомотивная бригада - работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивов, а также мотор-вагонных поездов.
Дежурный по железнодорожной станции - сменный помощник начальника железнодорожной станции, в обязанности которого входит распоряжение приемом, отправлением и пропуском поездов, а также другими передвижениями железнодорожного подвижного состава по станционным путям.
Поезд хозяйственный - поезд, сформированный из локомотива или специального самоходного подвижного состава, используемого в качестве локомотива, вагонов, выделенных для специальных и технических нужд, специального самоходного и несамоходного подвижного состава, предназначенного для выполнения работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железнодорожного транспорта
машины - один из видов специального подвижного состава, выполняющий работы по строительству, ремонту всех видов, по содержанию и техническому обслуживанию сооружений и устройств железнодорожного транспорта.
Поезд - сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав.
Маневровый состав - группа вагонов или один вагон, сцепленные с локомотивом, производящим маневры.
Поездная радиосвязь - система железнодорожной радиосвязи для оперативного управления движением поездов, обеспечивающая обмен информацией между машинистами железнодорожного подвижного состава и оперативным диспетчерским персоналом диспетчерских центров управления, дежурными по железнодорожным станциям, машинистами встречных и вслед идущих поездов и другим персоналом, связанным с поездной работой.
Контактная сеть - совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электроподвижного состава.
Съемные подвижные единицы - съемные дрезины, ремонтные вышки на электрифицированных участках, путеизмерительные, дефектоскопные и другие тележки и подвижные единицы, которые могут быть сняты с железнодорожного пути обслуживающими их работниками вручную.
Дефектоскопная тележка
Неправильный железнодорожный путь - железнодорожный путь, по которому осуществляется движение поездов в направлении, противоположном специализированному направлению.
Пикетный столбик
Километровый столбик
Указатель профиля пути
Особые путевые знаки - границы
железнодорожной полосы отвода, указатель номера стрелки, знак оси пассажирского
здания, знаки на линейных путевых зданиях, реперы начала и конца круговых
кривых, а также начала, середины и конца переходных кривых, скрытых сооружений
земляного полотна, наивысшего горизонта вод и максимальной высоты волны.
Указатель номера стрелки
Стрелочный перевод - устройство, служащее для перевода железнодорожного подвижного состава с одного железнодорожного пути на другой, состоящее из стрелок, крестовин и соединительных железнодорожных путей между ними.
Стрелка нецентрализованная - стрелка, остряки которой переводятся вручную при помощи переводного механизма непосредственно у стрелки.
Стрелка централизованная - стрелка, остряки которой (а при наличии крестовины с подвижным сердечником и сердечник) переводятся специальным механизмом (электроприводом), управляемым с одного центрального пункта.
Технологическое окно - время, в течение которого прекращается движение поездов по перегону, отдельным железнодорожным путям перегона или железнодорожной станции для производства ремонтно-строительных работ.
Предохранительный тупик - тупиковый железнодорожный путь, предназначенный для предупреждения выхода железнодорожного подвижного состава на маршруты следования поездов.
Уклон - элемент продольного профиля железнодорожного пути, имеющий наклон к горизонтальной линии, который для поезда, движущегося от низшей точки к высшей, называется подъемом, а обратно – спуском.
Улавливающий тупик - тупиковый железнодорожный путь, предназначенный для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении по затяжному спуску
Работники железнодорожного транспорта обязаны подавать сигнал остановки поезду или маневрирующему составу и принимать другие меры к их остановке в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения.
При обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения, работники железнодорожного транспорта должны немедленно принимать меры к устранению неисправности, а при необходимости к ограждению опасного места для устранения неисправности.
Работники железнодорожного транспорта должны соблюдать правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности, установленные для выполняемой ими работы и немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников.
1. Общие обязанности работников железнодорожного транспорта
2. Что устанавливает ПТЭ?
3. Что такое сигнал? Что относится к сигналам?
4. Виды габаритов и их назначение
5. Что относится к путевым знакам?
6. Что такое сигнальный знак? Что относится к сигнальным знакам?
7. Чем отличаются предохранительный и улавливающий тупики?
8. Что такое технологическое окно?
9. Виды стрелочных переводов
10.Что такое стрелочный перевод?
11. Что относится к съемным подвижным единицам?
12.Что такое путь не общего пользования?
13.Отличительные особенности главного и бокового путей?
14.Что такое перегон?
16. С какими наибольшими установленными скоростями должны обеспечивать пропуск поездов сооружения и устройства?
17. Какому габариту должны соответствовать сооружения и устройства?
18. Что такое габарит С и Сп?
19. Размещение пассажирских и грузовых платформ около железнодорожного пути, допуски
20. Размещение грузов около железнодорожного пути
21. Расстояние между осями путей на перегоне и станции
22. В каком случае не допускается пересечения железнодорожных путей в одном уровне с автомобильными дорогами, трамвайными и троллейбусными линиями?
23. По каким путям производится сквозной пропуск пассажирских поездов со скоростями более 140 км/ч?
24. Требования к пассажирским платформам, по которым пропускаются пассажирские поезда со скоростью более 200 км/ч
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской
Федерации.- М.:ООО «Техинформ», 2019. – 634 с.: цв. ил
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.