Сложная и дорогая техника мозаики полностью
уступает место фреске, которая получает самое
широкое распространение по всей Русской земле.
Масштаб и объемы работ, открывавшихся перед
фрескистами, требовали привлечения новых
художественных сил, которые во многом стали
черпаться из русской среды.
Традиции монументальной живописи стремительно распространяются на север Руси. Росписи древнерусских городов первой трети XII в. известны нам в
основном по небольшим фрагментам или археологическим находкам, и лишь в Новгороде они
сохранились в объемах, позволяющих составить
адекватное представление о путях развития
древнерусской живописи этого периода.
Его интерьер был украшен лишь иконами и единичными стенописными изображениями иконного типа, от которых на южной паперти собора сохранилась композиция «Св. Константин и Елена».
Живопись
Живопись Новгородской Руси даже превосходила западную. В Европе соборы в готическом и романском стилях почти не украшались фресками. В новгородских храмах сохранилось огромное количество мозаик на самые разные библейские сюжеты. Свой расцвет местная живопись пережила в XIV веке, когда ей удивлялись даже гости из Италии и Византии.
Новгородская архитектура родилась как
синтез нескольких стилей. В ней прослеживаются элементы европейского, византийского и собственно русского
стиля. Греческие веяния пришли в город
вместе с православной верой. Европейская
школа прижилась в республике благодаря
активному сотрудничеству с западными
торговцами и Ганзейским союзом. Впитав
всего понемногу, местные мастера создали
свой собственный узнаваемый почерк.
В 1478 году Иван III присоединил Новгород к Московскому княжеству. Это был один из важнейших шагов в создании единого русского национального государства. К сожалению, политика князей и царей привела к тому, что прежнее лидирующее положение Новгорода в торговле и культуре было со временем утрачено.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.