Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"
Оценка 4.6

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Оценка 4.6
Домашнее обучение +1
pdf
русская литература
8 кл—11 кл +1
08.04.2020
Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"
Как правильно сделать анализ художественного произведения. План анализа.
анализ произведения.pdf





Начнем разбирать на примере повести А.С.

Пушкина «Капитанская

                               дочка»• Определяем идею и тему:

             По значительности поставленной темы, широте охвата действительности, художественному совершенству истори ческая повесть «Капитанская дочка» является шедевром, вершинным достижением Пушкина-реалиста. Это послед нее из крупных его произведений, законченное им за три с небольшим месяца до смерти.

             «Капитанская дочка» посвящена разработке исключи тельно важной для этого времени темы — крестьянского восстания, крестьянской войны.

             ИДЕЯ:

             Изучение истории восстания Пугачева дало возмож ность Пушкину точно и правдиво рассказать о тех событи ях, которые он изображает в повести.

Вывод

•    Идея – это замысел писателя, который преследует определенную цель, то есть то, что писатель хочет преподнести читателю. Образно говоря, тема произведения – это то, что заставило творца создать работу. Так сказать, техническая составляющая. В свою очередь идея – это «душа» произведения, она отвечает на вопрос, почему было создано то или иное творение. Когда автор полностью погружается в тему своего текста, по-настоящему чувствует его и проникается проблемами героев, тогда рождается идея – духовное содержание, без которого страница книги всего лишь набор черточек и кружочков.

Вывод


•   Тема произведения это то, что лежит в основе того или иного текста. Вот с этой основой и возникает больше всего трудностей, ведь невозможно определить ее однозначно. Кто-то считает, что тема произведения - это проблемы, которые там описаны, так называемый жизненный материал. Например, тема любовных отношений, войны или смерти. Также темой можно назвать проблемы человеческого естества. То есть, проблема становления личности, моральных



Пример:

• Композиция

           Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. Своими выразительными художественными средствами, как бы излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

           В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идет война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачев, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Сюжет

           повести «Капитанская дочка» Молодой дворянин из хорошейдворянской семьи едет на службу в гарнизон в Белогорскую крепость. По дороге он проиграл ротмистру Зурину на бильярде 100 рублей, чем очень огорчил своего преданного слугу Савельича.

           Отправившись в дальний путь, они попали в буран, откуда их вывел мужик, которому Гринев подарил заячий тулуп к большому неудовольствию Савельича. В гарнизоне он знакомится с семьей капитана Миронова и офицером Швабриным, тайно влюбленным в дочь капитана Миронова Машу. Они оказываются соперниками и дерутся на дуэли. Гринев тяжело ранен. Между Машей и Петром Гриневым вспыхивает любовь, но родители Петруши не дают согласия на брак. Пугачев захватывает Белогорскую крепость, казнены капитан Миронов и его жена.

           Маша была спасена попадьей. Спасен и Гринев, Пугачев оказался тем вожатым, которому Петр Андреевич подарил заячий тулуп. Дальнейшие события развиваются уже в отношениях между Гриневым и Пугачевым. Пугачев испытывал к Гриневу настоящее уважение, что позволило тому использовать это уважение для спасения невесты. После разгрома Пугачевского восстания Гринев был арестован по

произведения / художественный образ человека, приемы создания персонажа,

                                     Гринев-отец не лишен отрицательных черт,виды образов-персонажей, присущих ему как представителю своего времени.

Вспомним его суровое обращение с любящей исистема образовбезропотной женой, ма терью Петруши, его крутую расправу с французом-учите лем и вперсонажей/

особенности возмутительно грубый тон его письма к Савельичу: «Стыдно тебе, старый пес... Я тебя, старого пса! Пошлю свиней пасти...» В этом эпизоде перед нами — типичный дворянинкрепостник.

                                     Но у Гринева-отца есть и положительные качества: честность, прямолинейность, сила характера. Эти черты и вызывают невольную и

Художественный образ героев

                                     Характер молодого шестнадцатилетнего юноши

Петра Андреевича Гринева замечательно показан Пушкиным в его движении, развитии под влиянием тех жизненных условий, в которые он поставлен.

                                     Поначалу Петруша — беспечный и легкомысленный помещичий сынок, бездельникнедоросль, почти как фонвизинский Митрофанушка, мечтающий о легкой, испол ненной всяческих удовольствий жизни столичного гвар дейского офицера.

                                     В Петруше Гриневе как бы соединились доброе, лю бящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелос тью — качествами, которые присущи его отцу. Гринев-отец укрепил эти качества в своем твердом напутствии: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу:







Пример:

                                     Доброта Петруши проявилась в щедром подарке неиз вестному ему «мужичку», который указал дорогу во время бурана и который потом сыграл решающую роль во всей его дальнейшей судьбе. И в том, как, рискуя всем, он бросился на выручку захваченному в плен Савельичу. Глу бина натуры Петруши Гринева сказалась в том большом и чистом чувстве, которое возникло в нем на всю жизнь к Маше Мироновой.

                                     Своим поведением в Белогорской крепости и позднее Петр Андреевич Гринев доказал свою верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью.

функционирования в данном произведении литературы

изобразительно-

                                     Изобразительно-выразительными


средствами в литературе называютвыразительных средств поэтические обороты речи, в которых слова или понятия употребляются вязыка переносном значении для придания высказыванию иносказательности и большей художественности. К изобразительно-выразительным средствам в литературе относятся тропы – слова и выражения, которые используются в переносном значении для

Виды троп:

                                     Эпитет – образное определение предмета изображения, выделяющее в нем одно из свойств: золотые руки.

                                     Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой по схожести или контрасту: горит костер рябины красной.

                                     Метонимия – перенос свойств одного предмета на другой по схожести: прочитал всего Пушкина.

                                     Синекдоха – вид метонимии, в рамках которого значение оного предмета переносится на другой по признаку количественных отношений между ними: покупатель нынче строгий.

                                     Гипербола – художественное преувеличение: в сто сорок солнц закат сиял.

                                     Литота – художественное преуменьшение: жизнь есть миг.

Виды троп:

                                     Сравнение – уподобление одного изображаемого предмета другому с целью выявления свойств, важных для авторской задумки: говорит – словно реченька журчит.

                                     Олицетворение – преставление неживого предмета, явления или понятия в виде живого существа: лес дремал.

                                     Ирония – прием, в котором истинный смысл показывается через насмешливоотрицательное отношение к предмету: отколе, умная, бредешь ты, голова?

Виды троп:

                                    


Символ – вид иносказания, в котором сквозь одно слово или целое предложение проскальзывает переносное значение, которое имеет обобщенный характер и имеющее много трактовок: стихотворение Лермонтова «Нищий»символ несчастной любви и обманутых надежд.

                                     Аллегория – изображение отвлеченного понятия в конкретном образе: заяц в сказках – символ трусливости и безобидности.

                                     Перифраза – замена слова или группы слов для избегания повторения: Москва –








Вернемся к произведению:

                                     Я узнала, что в  повести «Капитанская дочка» использованы следующие средства художественной выразительности:

                                     эпитет – 140  раз,

                                     умолчание – 51,

                                     сравнение – 23,

                                     метафора – 13,

                                     гипербола – 8,

                                     ирония – 6,

                                     анафора – 2 ,

                                     есть параллелизм, градация иперифраза.

                                     Эпитет – это определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Эпитеты бывают: простые, составные

и сложные.

 «Он был добрый  малый, но ветрен и беспутен до крайности»

 «Разговор его был остер и занимателен»

                                     Умолчание  - это оборот речи, заключающийся в том,

что автор не до конца высказывает свою мысль,

представляя  читателю возможность

догадываться и

размышлять о том, о чем могла бы пойти

речь дальше.

На письме умолчание обозначается многоточием.

 «Может быть , господь приведет нас друг с другом

 увидеться; если же нет…» Тут она

зарыдала»



Метафора – это употребление слова в переносном  значении,

словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению.

 «Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие  есть лучший университет».

«Совесть ее роптала громче ее

разума»

          Гипербола -  художественный прием, основанный на преувеличении : явлению приписывается какой-либо признак в такой мере, в какой оно им реально не обладает.

      «Прочитав это письмо, я чуть с ума не сошёл»        «Видно тебе не довольно, что я, благодаря тебя,        ранен и целый месяц был  на краю гроба»

          Ирония – употребление слова или выражения в смысле, противоположном прямому, с целью насмешки.

«Капитанская дочка»  - загадка при полной ясности.

          Примеры:

1.        “Достижения” в учёбе Петруши, когда к двенадцатигодам он “выучился русской грамоте и мог со знанием дела толковать о свойствах борзого кобеля”.

2.        Это и “несомненные успехи в службе” на постояломдворе, выразившиеся в неумеренном употреблении пунша и игре на бильярде и т.д.

      Ирония будет звучать на протяжении всего романа. В последующих главах вступит в строй еще один прием, эффект обманутого ожидания, и не столько читательского , сколько обманутого ожидания героя.



Параллелизм – сходное, параллельное

построение (одинаковое

расположение сходных членов предложения) соседних предложений, стихотворных строк, строф.

     ПОЛНЫЙ  параллелизм – расположение членов предложения строго в одинаковой последовательности и выражение их одинаковыми формами.

      Полный параллелизм встречается редко.

Гораздо больше примеров

НЕПОЛНОГО параллелизма, когда возможны незначительные

несовпадения в расположении членов предложения и их выражении.

     «Казнить так казнить, миловать так миловать»

          Градация – стилистический приём, состоящий в расположении

слов, выражений, а также средств художественной изобразительности в  порядке ВОЗРАСТАНИЯ их смысловой или эмоциональной значимости (ВОСХОДЯЩАЯ градация).

 «И охота было не слушаться,- говорил он сердито, воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее»  -  нисходящая  градация.





6. Определить особенности жанра

произведения и стиля

          Подстили и жанры художественного стиля:писателя.

          эпический (прозаический): сказка, рассказ, повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон;

          лирический (поэтический):

стихотворение, ода, басня, сонет, мадригал, эпиграмма, эпитафия, элегия;

          драматический: драма, комедия, трагедия, мистерия, водевиль, фарс, феерия, мюзикл.

Что такое жанр произведения?

          Литерату́рные жан́ ры (фр. genre, от лат. genus — род, вид) — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках). Термин зачастую неправомерно отождествляют с термином «вид литературы».

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

«КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ»

В литературе существуют совершенно разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие - лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания, а кто-то - этапы духовного становления молодого человека, на жизненном пути которого постоянно возникает проблема выбора. До сих пор нет единства и в определении жанра произведения. Что это - повесть? любовный роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары?

«Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью. Наверное, в строгом смысле слова это произведение не является ни хроникой, ни мемуарами, так как в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает судьбы, жизнь частных людей. Вместе с тем даны изображения масштабного исторического события, реальных исторических лиц, а потому содержит в себе особенности всех названных жанров.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ»

«Капитанскую дочку» принято считать повестью. Она невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок. Но судьба героев не просто дана на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа. Действительно, по масштабу изображаемого, по глубине проникновения в суть описываемых исторических событий «Капитанская дочка» - роман.

«Капитанскую дочку» можно условно разделить на три цикла глав: I-V рисуют формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; VI-XII картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого

изменяется внутренний мир рассказчика; XII - XIV - роль развернутого эпилога.

План анализа художественного

1произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с.Определить тему и идею /главную мысль/ данногопоризведения:

которым произведение написано;

2.    Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

3.    Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образовперсонажей/;

4.    Выяснить авторское отношение к теме, идее и героямпроизведения;

5.    Определить особенности функционирования в данномпроизведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

6 Определить особенности жанра произведения и стиля


Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Начнем разбирать на примере повести

Начнем разбирать на примере повести

Вывод • Идея – это замысел писателя, который преследует определенную цель, то есть то, что писатель хочет преподнести читателю

Вывод • Идея – это замысел писателя, который преследует определенную цель, то есть то, что писатель хочет преподнести читателю

Вывод •

Вывод •

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Пример: • Композиция •

Пример: • Композиция •

Отправившись в дальний путь, они попали в буран, откуда их вывел мужик, которому

Отправившись в дальний путь, они попали в буран, откуда их вывел мужик, которому

Гринев-отец не лишен отрицательных черт, виды образов-персонажей, присущих ему как представителю своего времени

Гринев-отец не лишен отрицательных черт, виды образов-персонажей, присущих ему как представителю своего времени

Петруши, его крутую расправу с французом-учите лем и в персонажей/ особенности возмутительно грубый тон его письма к

Петруши, его крутую расправу с французом-учите лем и в персонажей/ особенности возмутительно грубый тон его письма к

Митрофанушка, мечтающий о легкой, испол ненной всяческих удовольствий жизни столичного гвар дейского офицера

Митрофанушка, мечтающий о легкой, испол ненной всяческих удовольствий жизни столичного гвар дейского офицера

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Пример: •

Пример: •

Изобразительно-выразительными средствами в литературе называют выразительных средств поэтические обороты речи, в которых слова или понятия употребляются в языка переносном значении для придания высказыванию иносказательности и…

Изобразительно-выразительными средствами в литературе называют выразительных средств поэтические обороты речи, в которых слова или понятия употребляются в языка переносном значении для придания высказыванию иносказательности и…

Эпитет – образное определение предмета изображения, выделяющее в нем одно из свойств: золотые руки

Эпитет – образное определение предмета изображения, выделяющее в нем одно из свойств: золотые руки

Сравнение – уподобление одного изображаемого предмета другому с целью выявления свойств, важных для авторской задумки: говорит – словно реченька журчит

Сравнение – уподобление одного изображаемого предмета другому с целью выявления свойств, важных для авторской задумки: говорит – словно реченька журчит

Символ – вид иносказания, в котором сквозь одно слово или целое предложение проскальзывает переносное значение, которое имеет обобщенный характер и имеющее много трактовок: стихотворение

Символ – вид иносказания, в котором сквозь одно слово или целое предложение проскальзывает переносное значение, которое имеет обобщенный характер и имеющее много трактовок: стихотворение

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Вернемся к произведению: •

Вернемся к произведению: •

Эпитеты бывают: простые, составные и сложные

Эпитеты бывают: простые, составные и сложные

Может быть , господь приведет нас друг с другом увидеться; если же нет…»

Может быть , господь приведет нас друг с другом увидеться; если же нет…»

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Метафора – это употребление слова в переносном значении, словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению

Метафора – это употребление слова в переносном значении, словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению

Прочитав это письмо, я чуть с ума не сошёл» «Видно тебе не довольно, что я, благодаря тебя, ранен и целый месяц был на краю гроба»…

Прочитав это письмо, я чуть с ума не сошёл» «Видно тебе не довольно, что я, благодаря тебя, ранен и целый месяц был на краю гроба»…

обманутого ожидания, и не столько читательского , сколько обманутого ожидания героя.

обманутого ожидания, и не столько читательского , сколько обманутого ожидания героя.

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Параллелизм – сходное, параллельное построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений, стихотворных строк, строф

Параллелизм – сходное, параллельное построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений, стихотворных строк, строф

Градация – стилистический приём, состоящий в расположении слов, выражений, а также средств художественной изобразительности в порядке

Градация – стилистический приём, состоящий в расположении слов, выражений, а также средств художественной изобразительности в порядке

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

Определить особенности жанра произведения и стиля •

Определить особенности жанра произведения и стиля •

Что такое жанр произведения? •

Что такое жанр произведения? •

КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ» В литературе существуют совершенно разные мнения о произведении

КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ» В литературе существуют совершенно разные мнения о произведении

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «КАПИТАНСКОЙ

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «КАПИТАНСКОЙ

Определить тему и идею /главную мысль/ данного поризведения: которым произведение написано; 2

Определить тему и идею /главную мысль/ данного поризведения: которым произведение написано; 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2020