Презентация "Как сделать анализ художественного произведения на примере повести А. С. ПУШКИН Пушкина" Капитанская дочка"

  • Домашнее обучение
  • Презентации учебные
  • pdf
  • 09.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как правильно сделать анализ художественного произведения. План анализа.
Иконка файла материала анализ произведения.pdf





Начнем разбирать на примере повести А.С.

Пушкина «Капитанская

                               дочка»• Определяем идею и тему:

             По значительности поставленной темы, широте охвата действительности, художественному совершенству истори ческая повесть «Капитанская дочка» является шедевром, вершинным достижением Пушкина-реалиста. Это послед нее из крупных его произведений, законченное им за три с небольшим месяца до смерти.

             «Капитанская дочка» посвящена разработке исключи тельно важной для этого времени темы — крестьянского восстания, крестьянской войны.

             ИДЕЯ:

             Изучение истории восстания Пугачева дало возмож ность Пушкину точно и правдиво рассказать о тех событи ях, которые он изображает в повести.

Вывод

•    Идея – это замысел писателя, который преследует определенную цель, то есть то, что писатель хочет преподнести читателю. Образно говоря, тема произведения – это то, что заставило творца создать работу. Так сказать, техническая составляющая. В свою очередь идея – это «душа» произведения, она отвечает на вопрос, почему было создано то или иное творение. Когда автор полностью погружается в тему своего текста, по-настоящему чувствует его и проникается проблемами героев, тогда рождается идея – духовное содержание, без которого страница книги всего лишь набор черточек и кружочков.

Вывод


•   Тема произведения это то, что лежит в основе того или иного текста. Вот с этой основой и возникает больше всего трудностей, ведь невозможно определить ее однозначно. Кто-то считает, что тема произведения - это проблемы, которые там описаны, так называемый жизненный материал. Например, тема любовных отношений, войны или смерти. Также темой можно назвать проблемы человеческого естества. То есть, проблема становления личности, моральных



Пример:

• Композиция

           Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. Своими выразительными художественными средствами, как бы излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

           В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идет война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачев, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Сюжет

           повести «Капитанская дочка» Молодой дворянин из хорошейдворянской семьи едет на службу в гарнизон в Белогорскую крепость. По дороге он проиграл ротмистру Зурину на бильярде 100 рублей, чем очень огорчил своего преданного слугу Савельича.

           Отправившись в дальний путь, они попали в буран, откуда их вывел мужик, которому Гринев подарил заячий тулуп к большому неудовольствию Савельича. В гарнизоне он знакомится с семьей капитана Миронова и офицером Швабриным, тайно влюбленным в дочь капитана Миронова Машу. Они оказываются соперниками и дерутся на дуэли. Гринев тяжело ранен. Между Машей и Петром Гриневым вспыхивает любовь, но родители Петруши не дают согласия на брак. Пугачев захватывает Белогорскую крепость, казнены капитан Миронов и его жена.

           Маша была спасена попадьей. Спасен и Гринев, Пугачев оказался тем вожатым, которому Петр Андреевич подарил заячий тулуп. Дальнейшие события развиваются уже в отношениях между Гриневым и Пугачевым. Пугачев испытывал к Гриневу настоящее уважение, что позволило тому использовать это уважение для спасения невесты. После разгрома Пугачевского восстания Гринев был арестован по

произведения / художественный образ человека, приемы создания персонажа,

                                     Гринев-отец не лишен отрицательных черт,виды образов-персонажей, присущих ему как представителю своего времени.

Вспомним его суровое обращение с любящей исистема образовбезропотной женой, ма терью Петруши, его крутую расправу с французом-учите лем и вперсонажей/

особенности возмутительно грубый тон его письма к Савельичу: «Стыдно тебе, старый пес... Я тебя, старого пса! Пошлю свиней пасти...» В этом эпизоде перед нами — типичный дворянинкрепостник.

                                     Но у Гринева-отца есть и положительные качества: честность, прямолинейность, сила характера. Эти черты и вызывают невольную и

Художественный образ героев

                                     Характер молодого шестнадцатилетнего юноши

Петра Андреевича Гринева замечательно показан Пушкиным в его движении, развитии под влиянием тех жизненных условий, в которые он поставлен.

                                     Поначалу Петруша — беспечный и легкомысленный помещичий сынок, бездельникнедоросль, почти как фонвизинский Митрофанушка, мечтающий о легкой, испол ненной всяческих удовольствий жизни столичного гвар дейского офицера.

                                     В Петруше Гриневе как бы соединились доброе, лю бящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелос тью — качествами, которые присущи его отцу. Гринев-отец укрепил эти качества в своем твердом напутствии: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу:







Пример:

                                     Доброта Петруши проявилась в щедром подарке неиз вестному ему «мужичку», который указал дорогу во время бурана и который потом сыграл решающую роль во всей его дальнейшей судьбе. И в том, как, рискуя всем, он бросился на выручку захваченному в плен Савельичу. Глу бина натуры Петруши Гринева сказалась в том большом и чистом чувстве, которое возникло в нем на всю жизнь к Маше Мироновой.

                                     Своим поведением в Белогорской крепости и позднее Петр Андреевич Гринев доказал свою верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью.

функционирования в данном произведении литературы

изобразительно-

                                     Изобразительно-выразительными


средствами в литературе называютвыразительных средств поэтические обороты речи, в которых слова или понятия употребляются вязыка переносном значении для придания высказыванию иносказательности и большей художественности. К изобразительно-выразительным средствам в литературе относятся тропы – слова и выражения, которые используются в переносном значении для

Виды троп:

                                     Эпитет – образное определение предмета изображения, выделяющее в нем одно из свойств: золотые руки.

                                     Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой по схожести или контрасту: горит костер рябины красной.

                                     Метонимия – перенос свойств одного предмета на другой по схожести: прочитал всего Пушкина.

                                     Синекдоха – вид метонимии, в рамках которого значение оного предмета переносится на другой по признаку количественных отношений между ними: покупатель нынче строгий.

                                     Гипербола – художественное преувеличение: в сто сорок солнц закат сиял.

                                     Литота – художественное преуменьшение: жизнь есть миг.

Виды троп:

                                     Сравнение – уподобление одного изображаемого предмета другому с целью выявления свойств, важных для авторской задумки: говорит – словно реченька журчит.

                                     Олицетворение – преставление неживого предмета, явления или понятия в виде живого существа: лес дремал.

                                     Ирония – прием, в котором истинный смысл показывается через насмешливоотрицательное отношение к предмету: отколе, умная, бредешь ты, голова?

Виды троп:

                                    


Символ – вид иносказания, в котором сквозь одно слово или целое предложение проскальзывает переносное значение, которое имеет обобщенный характер и имеющее много трактовок: стихотворение Лермонтова «Нищий»символ несчастной любви и обманутых надежд.

                                     Аллегория – изображение отвлеченного понятия в конкретном образе: заяц в сказках – символ трусливости и безобидности.

                                     Перифраза – замена слова или группы слов для избегания повторения: Москва –








Вернемся к произведению:

                                     Я узнала, что в  повести «Капитанская дочка» использованы следующие средства художественной выразительности:

                                     эпитет – 140  раз,

                                     умолчание – 51,

                                     сравнение – 23,

                                     метафора – 13,

                                     гипербола – 8,

                                     ирония – 6,

                                     анафора – 2 ,

                                     есть параллелизм, градация иперифраза.

                                     Эпитет – это определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Эпитеты бывают: простые, составные

и сложные.

 «Он был добрый  малый, но ветрен и беспутен до крайности»

 «Разговор его был остер и занимателен»

                                     Умолчание  - это оборот речи, заключающийся в том,

что автор не до конца высказывает свою мысль,

представляя  читателю возможность

догадываться и

размышлять о том, о чем могла бы пойти

речь дальше.

На письме умолчание обозначается многоточием.

 «Может быть , господь приведет нас друг с другом

 увидеться; если же нет…» Тут она

зарыдала»



Метафора – это употребление слова в переносном  значении,

словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению.

 «Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие  есть лучший университет».

«Совесть ее роптала громче ее

разума»

          Гипербола -  художественный прием, основанный на преувеличении : явлению приписывается какой-либо признак в такой мере, в какой оно им реально не обладает.

      «Прочитав это письмо, я чуть с ума не сошёл»        «Видно тебе не довольно, что я, благодаря тебя,        ранен и целый месяц был  на краю гроба»

          Ирония – употребление слова или выражения в смысле, противоположном прямому, с целью насмешки.

«Капитанская дочка»  - загадка при полной ясности.

          Примеры:

1.        “Достижения” в учёбе Петруши, когда к двенадцатигодам он “выучился русской грамоте и мог со знанием дела толковать о свойствах борзого кобеля”.

2.        Это и “несомненные успехи в службе” на постояломдворе, выразившиеся в неумеренном употреблении пунша и игре на бильярде и т.д.

      Ирония будет звучать на протяжении всего романа. В последующих главах вступит в строй еще один прием, эффект обманутого ожидания, и не столько читательского , сколько обманутого ожидания героя.



Параллелизм – сходное, параллельное

построение (одинаковое

расположение сходных членов предложения) соседних предложений, стихотворных строк, строф.

     ПОЛНЫЙ  параллелизм – расположение членов предложения строго в одинаковой последовательности и выражение их одинаковыми формами.

      Полный параллелизм встречается редко.

Гораздо больше примеров

НЕПОЛНОГО параллелизма, когда возможны незначительные

несовпадения в расположении членов предложения и их выражении.

     «Казнить так казнить, миловать так миловать»

          Градация – стилистический приём, состоящий в расположении

слов, выражений, а также средств художественной изобразительности в  порядке ВОЗРАСТАНИЯ их смысловой или эмоциональной значимости (ВОСХОДЯЩАЯ градация).

 «И охота было не слушаться,- говорил он сердито, воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее»  -  нисходящая  градация.





6. Определить особенности жанра

произведения и стиля

          Подстили и жанры художественного стиля:писателя.

          эпический (прозаический): сказка, рассказ, повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон;

          лирический (поэтический):

стихотворение, ода, басня, сонет, мадригал, эпиграмма, эпитафия, элегия;

          драматический: драма, комедия, трагедия, мистерия, водевиль, фарс, феерия, мюзикл.

Что такое жанр произведения?

          Литерату́рные жан́ ры (фр. genre, от лат. genus — род, вид) — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках). Термин зачастую неправомерно отождествляют с термином «вид литературы».

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

«КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ»

В литературе существуют совершенно разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие - лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания, а кто-то - этапы духовного становления молодого человека, на жизненном пути которого постоянно возникает проблема выбора. До сих пор нет единства и в определении жанра произведения. Что это - повесть? любовный роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары?

«Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью. Наверное, в строгом смысле слова это произведение не является ни хроникой, ни мемуарами, так как в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает судьбы, жизнь частных людей. Вместе с тем даны изображения масштабного исторического события, реальных исторических лиц, а потому содержит в себе особенности всех названных жанров.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ»

«Капитанскую дочку» принято считать повестью. Она невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок. Но судьба героев не просто дана на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа. Действительно, по масштабу изображаемого, по глубине проникновения в суть описываемых исторических событий «Капитанская дочка» - роман.

«Капитанскую дочку» можно условно разделить на три цикла глав: I-V рисуют формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; VI-XII картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого

изменяется внутренний мир рассказчика; XII - XIV - роль развернутого эпилога.

План анализа художественного

1произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с.Определить тему и идею /главную мысль/ данногопоризведения:

которым произведение написано;

2.    Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

3.    Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образовперсонажей/;

4.    Выяснить авторское отношение к теме, идее и героямпроизведения;

5.    Определить особенности функционирования в данномпроизведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

6 Определить особенности жанра произведения и стиля