Начнем разбирать на примере повести А.С.
Пушкина «Капитанская
дочка»• Определяем идею и тему:
•
По
значительности поставленной темы, широте охвата действительности,
художественному совершенству истори ческая повесть «Капитанская дочка» является
шедевром, вершинным достижением Пушкина-реалиста. Это послед нее из крупных его
произведений, законченное им за три с небольшим месяца до смерти.
• «Капитанская дочка» посвящена разработке исключи тельно важной для этого времени темы — крестьянского восстания, крестьянской войны.
• ИДЕЯ:
• Изучение истории восстания Пугачева дало возмож ность Пушкину точно и правдиво рассказать о тех событи ях, которые он изображает в повести.
• Идея – это замысел
писателя, который преследует определенную цель, то есть то, что писатель хочет
преподнести читателю. Образно говоря, тема произведения – это то, что заставило
творца создать работу. Так сказать, техническая составляющая. В свою очередь
идея – это «душа» произведения, она отвечает на вопрос, почему было создано то
или иное творение. Когда автор полностью погружается в тему своего текста,
по-настоящему чувствует его и проникается проблемами героев, тогда рождается
идея – духовное содержание, без которого страница книги всего лишь набор
черточек и кружочков.
![]() |
Пример:
•
Использованные
писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды.
Своими выразительными художественными средствами, как бы излагая суть
происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно
преподносит исторические факты крестьянской революции.
• В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идет война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачев, а во главе дворян – Екатерина Вторая.
Сюжет
• повести «Капитанская дочка» Молодой дворянин из хорошейдворянской семьи едет на службу в гарнизон в Белогорскую крепость. По дороге он проиграл ротмистру Зурину на бильярде 100 рублей, чем очень огорчил своего преданного слугу Савельича.
•
Отправившись в дальний путь, они
попали в буран, откуда их вывел мужик, которому Гринев подарил заячий тулуп к
большому неудовольствию Савельича. В гарнизоне он знакомится с семьей капитана
Миронова и офицером Швабриным, тайно влюбленным в дочь капитана Миронова Машу.
Они оказываются соперниками и дерутся на дуэли. Гринев тяжело ранен. Между
Машей и Петром Гриневым вспыхивает любовь, но родители Петруши не дают согласия
на брак. Пугачев захватывает Белогорскую крепость, казнены капитан Миронов и
его жена.
• Маша была спасена попадьей. Спасен и Гринев, Пугачев оказался тем вожатым, которому Петр Андреевич подарил заячий тулуп. Дальнейшие события развиваются уже в отношениях между Гриневым и Пугачевым. Пугачев испытывал к Гриневу настоящее уважение, что позволило тому использовать это уважение для спасения невесты. После разгрома Пугачевского восстания Гринев был арестован по
• Гринев-отец не лишен отрицательных черт,виды образов-персонажей, присущих ему как представителю своего времени.
Вспомним его суровое обращение с любящей исистема образовбезропотной женой, ма терью Петруши, его крутую расправу с французом-учите лем и вперсонажей/
особенности возмутительно грубый тон его письма к Савельичу: «Стыдно тебе, старый пес... Я тебя, старого пса! Пошлю свиней пасти...» В этом эпизоде перед нами — типичный дворянинкрепостник.
• Но у Гринева-отца есть и положительные качества: честность, прямолинейность, сила характера. Эти черты и вызывают невольную и
Художественный образ героев
• Характер молодого шестнадцатилетнего юноши
Петра Андреевича Гринева замечательно показан Пушкиным в его движении, развитии под влиянием тех жизненных условий, в которые он поставлен.
• Поначалу Петруша — беспечный и легкомысленный помещичий сынок, бездельникнедоросль, почти как фонвизинский Митрофанушка, мечтающий о легкой, испол ненной всяческих удовольствий жизни столичного гвар дейского офицера.
•
В Петруше Гриневе как
бы соединились доброе, лю бящее сердце его матери с честностью, прямотой,
смелос тью — качествами, которые присущи его отцу. Гринев-отец укрепил эти
качества в своем твердом напутствии: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся
начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не
отговаривайся и помни пословицу:
Пример:
•
Доброта Петруши
проявилась в щедром подарке неиз вестному ему «мужичку», который указал дорогу
во время бурана и который потом сыграл решающую роль во всей его дальнейшей
судьбе. И в том, как, рискуя всем, он бросился на выручку захваченному в плен
Савельичу. Глу бина натуры Петруши Гринева сказалась в том большом и чистом
чувстве, которое возникло в нем на всю жизнь к Маше Мироновой.
• Своим поведением в Белогорской крепости и позднее Петр Андреевич Гринев доказал свою верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью.
функционирования в данном произведении литературы
изобразительно-
• Изобразительно-выразительными
![]() |
Виды троп:
• Эпитет – образное определение предмета изображения, выделяющее в нем одно из свойств: золотые руки.
• Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой по схожести или контрасту: горит костер рябины красной.
• Метонимия – перенос свойств одного предмета на другой по схожести: прочитал всего Пушкина.
•
Синекдоха – вид метонимии, в
рамках которого значение оного предмета переносится на другой по признаку
количественных отношений между ними: покупатель нынче строгий.
• Гипербола – художественное преувеличение: в сто сорок солнц закат сиял.
• Литота – художественное преуменьшение: жизнь есть миг.
Виды троп:
•
Сравнение – уподобление одного
изображаемого предмета другому с целью выявления свойств, важных для авторской
задумки: говорит – словно реченька журчит.
• Олицетворение – преставление неживого предмета, явления или понятия в виде живого существа: лес дремал.
• Ирония – прием, в котором истинный смысл показывается через насмешливоотрицательное отношение к предмету: отколе, умная, бредешь ты, голова?
Виды троп:
•
![]() |
• Аллегория – изображение отвлеченного понятия в конкретном образе: заяц в сказках – символ трусливости и безобидности.
• Перифраза – замена слова или группы слов для избегания повторения: Москва –
Вернемся к произведению:
•
Я узнала, что в
повести «Капитанская дочка» использованы следующие средства художественной
выразительности:
• эпитет – 140 раз,
• умолчание – 51,
• сравнение – 23,
• метафора – 13,
• гипербола – 8,
• ирония – 6,
• анафора – 2 ,
• есть параллелизм, градация иперифраза.
•
Эпитет – это определение,
придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из
признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Эпитеты бывают: простые,
составные
и сложные.
«Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности»
«Разговор его был остер и занимателен»
• Умолчание - это оборот речи, заключающийся в том,
что автор не до конца высказывает свою мысль,
представляя читателю возможность
догадываться и
размышлять о том, о чем могла бы пойти
речь дальше.
На письме умолчание обозначается многоточием.
«Может быть , господь
приведет нас друг с другом
увидеться; если же нет…» Тут она
зарыдала»
Метафора – это употребление слова в переносном значении,
словосочетание,
характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих
другому явлению.
«Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет».
«Совесть ее роптала громче ее
разума»
•
Гипербола - художественный
прием, основанный на преувеличении : явлению приписывается какой-либо признак в
такой мере, в какой оно им реально не обладает.
«Прочитав это письмо, я чуть с ума не сошёл» «Видно тебе не довольно, что я, благодаря тебя, ранен и целый месяц был на краю гроба»
• Ирония – употребление слова или выражения в смысле, противоположном прямому, с целью насмешки.
«Капитанская дочка» - загадка при полной ясности.
• Примеры:
1. “Достижения” в учёбе Петруши, когда к двенадцатигодам он “выучился русской грамоте и мог со знанием дела толковать о свойствах борзого кобеля”.
2. Это и “несомненные успехи в службе” на постояломдворе, выразившиеся в неумеренном употреблении пунша и игре на бильярде и т.д.
Ирония будет
звучать на протяжении всего романа. В последующих главах вступит в строй еще
один прием, эффект обманутого ожидания, и не столько читательского , сколько
обманутого ожидания героя.
Параллелизм – сходное, параллельное
построение (одинаковое
расположение сходных членов предложения) соседних предложений, стихотворных строк, строф.
ПОЛНЫЙ
параллелизм – расположение членов предложения строго в одинаковой
последовательности и выражение их одинаковыми формами.
Полный параллелизм встречается редко.
Гораздо больше примеров
НЕПОЛНОГО параллелизма, когда возможны незначительные
несовпадения в расположении членов предложения и их выражении.
«Казнить так казнить, миловать так миловать»
• Градация – стилистический приём, состоящий в расположении
слов, выражений, а также средств
художественной изобразительности в порядке ВОЗРАСТАНИЯ их смысловой или
эмоциональной значимости (ВОСХОДЯЩАЯ градация).
«И охота было не слушаться,- говорил он сердито, воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее» - нисходящая градация.
6. Определить особенности жанра
произведения и стиля
• Подстили и жанры художественного стиля:писателя.
•
эпический (прозаический): сказка, рассказ,
повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон;
• лирический (поэтический):
стихотворение, ода, басня, сонет, мадригал, эпиграмма, эпитафия, элегия;
• драматический: драма, комедия, трагедия, мистерия, водевиль, фарс, феерия, мюзикл.
Что такое жанр произведения?
•
Литерату́рные
жан́ ры (фр. genre, от лат. genus — род, вид) — исторически
складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью
формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение
которых основано только на формальных признаках). Термин зачастую неправомерно
отождествляют с термином «вид литературы».
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
В литературе существуют
совершенно разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем
повествование о двух влюбленных, другие - лишь изображение Пугачева и
пугачевского восстания, а кто-то - этапы духовного становления молодого
человека, на жизненном пути которого постоянно возникает проблема выбора. До
сих пор нет единства и в определении жанра произведения. Что это - повесть? любовный
роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары?
«Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью. Наверное, в строгом смысле слова это произведение не является ни хроникой, ни мемуарами, так как в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает судьбы, жизнь частных людей. Вместе с тем даны изображения масштабного исторического события, реальных исторических лиц, а потому содержит в себе особенности всех названных жанров.
«Капитанскую дочку» принято
считать повестью. Она невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в
форме мемуарных записок. Но судьба героев не просто дана на фоне истории, она
тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это
признаки романа. Действительно, по масштабу изображаемого, по глубине
проникновения в суть описываемых исторических событий «Капитанская дочка» - роман.
«Капитанскую дочку» можно условно разделить на три цикла глав: I-V рисуют формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; VI-XII картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого
изменяется внутренний мир рассказчика; XII - XIV - роль развернутого эпилога.
План анализа художественного
1произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с.Определить тему и идею /главную мысль/ данногопоризведения:
которым произведение написано;
2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;
3. Рассмотреть субъектную
организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания
персонажа, виды образов-персонажей, система образовперсонажей/;
4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героямпроизведения;
5. Определить особенности функционирования в данномпроизведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;
6 Определить особенности жанра произведения и стиля
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.