«Камни Марблс – разноцветное счастье детей»
нетрадиционные методы работы педагога – психолога
с детьми дошкольного возраста
Педагог – психолог
МБДОУ «Шахтёрский я/с №11»
Коваль Е. М.
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии.
Марблс – это сияющий стеклянный шарик, что в переводе с английского означает мрамор, далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название – кабошоны, что в переводе означает «шляпка гвоздя».
Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка.
Они тренируют мелкую моторику, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.
Использование камешков Марблс на практике решает задачи
Развитие мелкой моторики, зрительно – двигательной координации.
Развитие навыков ориентировки на плоскости.
Развитие сенсорного восприятия.
Развитие тактильных ощущений.
Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксация взора.
Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Камешки Марблс являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех образовательных областях
При ознакомлении с лексической темой
«Собери по образцу»
«Животные»
«Транспорт»
«Растительный мир»
Ознакомление с буквенным обозначением звука
Развитие фонематических представлений, формирование навыка подбора слов на заданный звук, звуко - буквенный анализ слов
Развитие творческого воображения, мышления, внимания, пространственной ориентировки.
Организация работы по сюжетной картинке.
Требования к организации проведения упражнений с камешками Марблс
Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.
Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Наличие познавательной направленности упражнений.
Безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого. Объяснить ребенку несколько раз, что камешки и шарики «Марблс» несъедобны, невкусны и нельзя их брать в рот!!! Их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться.
Развитие пространственных представлений
Игра «Муха в клетке»
Цель: ориентировка в пространстве на листе бумаги, закрепление понятия лево-право, вверх-вниз, развитие внимания.
Игра «Помоги котенку добраться до домика»
Игра учит ориентироваться на плоскости, развивает тактильные ощущения, сложно координационные движения пальцев рук.
(выложи путь начиная от ячеек: 1ячейка на право, 1 ячейка вверх, 2 направо и так далее)
Развитие познавательных процессов
Игра «Разноцветные заплатки»
Цель: развитие наглядно-образного мышления, формировать умения соотносить цвета.
Игра «Выложи по образцу»
Цель: развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия.
Игра «Корректурная проба»
Цель: развитие внимания.
Работа с камушками никогда не бывает механической, так как яркие цвета поддерживают интерес и улучшают продуктивность. Можно придумать небольшие сказочные сюжеты, которые напрямую связаны с последующей деятельностью ребенка, эти сюжеты побуждают ребенка к действию.
Работа с каждым сюжетом проходит в следующей последовательности:
Прочитайте ребенку сказку, в которой герои попадают в трудную ситуацию.
Вы предлагаете ребенку оказать помощь герою. Работая с камешками, ребенок повторяет ваши задания (в зависимости от этапа, на котором находится малыш, это может быть изолированное закрепление звука, автоматизация в слогах, словах и т.д.).
Вы вместе с ребенком анализируете работу. Причем в первую очередь, хвалите его за отзывчивость, желание и умение прийти на помощь, за его речевую работу. А затем вы смотрите на качество выполненной работы.
Игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.
Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции.
Движения пальцев рук стимулирует деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического развития.
Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.