Межпредметные связи физики и астрономии
Подготовила: Желудкова Галина Николаевна,
слушатель курсов «Актуальные вопросы преподавания
физики в школе в условиях реализации ФГОС»
2024 год
Физика + астрономия
Межпредметные связи в школьном обучении – выражение интеграционного процесса, происходящего сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщённым характером познавательной деятельности. Обобщённость же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях или рассмотрении частных вопросов.
Межпредметные связи: зачем они нужны?
Межпредметные связи могут иметь разные цели и выполнять разные задачи. Связи с химией, биологией, географией, астрономией могут способствовать более глубокому и качественному усвоению физики.
Межпредметные связи: почему это работает?
Все естественные науки имеют один и тот же объект изучения - природу. Все вместе предметы естественнонаучного цикла - физика, химия, биология, география, астрономия - рассматривают разные составляющие природы, что в конце концов приводит учащихся к пониманию взаимосвязи неорганического и органического мира, действия в них всеобщих законов, например закона сохранения энергии.
Взаимосвязь астрономии и физики
Физика и астрономия взаимодействуют между собой самым активным образом. Астрономия занимается наблюдением Космоса и космических объектов, даёт базу для физических изысканий.
Физика же исследует природу, происхождение и специфику строения небесных тел и объектов Космоса.
Магнитное поле Земли
Магнитное поле Земли защищает всё живое от вредных космических излучений, направляя их в протяжённые радиационные пояса. Именно благодаря магнитному полю Земли существует северное сияние - красивое явление в атмосфере северных районов.
Ультрафиолетовое излучение
Сравнение биологического действия электромагнитных волн разной длины позволяет проиллюстрировать переход количественных изменений в качественные, что способствует формированию материалистического мышления.
Необходимо подчеркнуть, что на Земле источником коротких электромагнитных волн является Солнце, многие из них опасны для всего живого, и только атмосфера Земли защищает биологическую жизнь на планете.
Обязанность человечества - беречь и охранять атмосферу.
Скорость света
Датский астроном О. Рёмер в 1676 году впервые измерил скорость света, наблюдая за поведением спутника Юпитера - Ио.
Дисперсия света Спектральный анализ
Спектральный анализ – метод определения химического состава вещества по его спектру.
Разработано много способов определения состава окружающих нас тел. Но состав звёзд и галактик можно узнать только с помощью спектрального анализа.
.
Достижения учёных физика + астрономия
Итальянский учёный Галилео Галилей и английский учёный Исаак Ньютон создали свои великие научные труды на основе тесной взаимосвязи физических и астрономических знаний.
телескоп Галилея
Достижения учёных физика + астрономия
Доказательство теории относительности физика-теоретика Альберта Эйнштейна было найдено с помощью астрономических наблюдений, ставших возможными благодаря американскому астрофизику Эдвину Хабблу.
Дорога в космос
Константин Эдуардович Циолковский – русский учёный и изобретатель, основоположник теоретической космонавтики.
Сергей Павлович Королёв – советский учёный, конструктор, основоположник практической космонавтики.
Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт Земли.
Литература:
Астрономия — Википедия ( wikipedia.org)
Астрономия 11 класс. Б.А. Воронцов-Вельяминов , Е.К. Страут- М.: «Дрофа», 2018.
Дагаев М.М. Книга для чтения по астрономии. – М. :Просвещение, 1980.
Левитан Е.П. Астрофизика – школьникам. – М.: Просвещение, 1977.
Энциклопедический словарь юного астронома. – М.:Педагогика,1986.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.